В статье рассматривается теоретический и практический материал для развития полисенсорного восприятия у детей с нарушением зрения.
Снижение остроты зрения в младенческом возрасте задерживает способность детей воспринимать окружающий мир: различать и запоминать форму, величину и цвет, оценивать местоположение предметов и рассматривать движущиеся объекты. Взрослый, сняв очки, отличает по очертаниям один предмет от другого. У него есть опыт и знания. У маленького ребёнка практически нет зрительного опыта, знаний, а нарушение зрения мешает ему их приобрести. Он воспринимает окружающий мир таким, каким чувствует на ощупь, запахи и звуки, и этот мир существует лишь в тех границах, куда дотягивается рука, осторожно изучая предметы кончиками пальцев. То, что рисует его воображение, основываясь на органы чувств, далеко от действительности, но все же наши дети могут представить его. Он разнообразен, даже для наших детей…
Малышу без специальных занятий и коррекции зрения трудно определить, является ли то, что перед ним предметом, или это просто цветовое пятно. Наш проект позволяет познать мир ярких чувств через слух, обоняние, осязание, зрение и вкус. Дети, пройдя по увлекательным сенсорным маршрутам, смогут выработать свои способы и приемы знакомства с особенностями и разнообразием окружающего мира. Они узнают, что мяч круглый, огурец зеленый…
Мы работаем с детьми 2-4 лет, по сравнению с нормально видящими сверстниками, чувственный опыт наших детей беднее, меньше набор «мерок», хранящихся в памяти эталонных образов. Из-за неумения смотреть, из-за нежелания вглядываться и рассматривать зрительное восприятие получается поверхностным, зрительный образ искаженным, неточным. Нечеткое представление не вызывает интереса к предмету. Снижается любознательность – качество, необходимое для формирования познавательных учебных действий.
В данном проекте представлена система работы, помогающая развивать познавательную сферу ребенка через игру – ведущую деятельность.
Проблема детей с нарушенным зрением – недостаточная сформированность зрительно-осязательных представлений об окружающем мире.
Цель нашей работы– развитие полисенсорного восприятия.
Задачи в работе с детьми раннего возраста:
– обучение приемам выполнения предметно-практических действий с помощью сохранных анализаторов;
– развитие зрительного восприятия, через расширение чувственного опыта, на базе ближайшего окружения;
– развитие компенсаторных способностей для самостоятельного познания окружающего мира;
– воспитание активного и доброжелательного отношение детей к окружающему.
С целью развития зрительно моторной координации, создали развивающую среду, позволяющую ребенку проявить пытливость, любознательность, познавать окружающее без принуждения, стремиться к творческому отображению познанного. В зависимости от исходного уровня развития зрительного восприятия определили зону ближайшего развития для каждого ребенка, составили индивидуальный маршрут и предложили определенные игры и задания.
Инновационный продукт нашей деятельности – сенсорные центры в группе и сенсорный маршрут по территории дошкольного учреждения.
Они предназначены для:
– всестороннего познания окружающих предметов и явлений;
– развития сенсорной сферы ребенка;
– стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, обоняние и т. д.);
– развития мелкой моторики, стимуляции двигательной активности;
– снятия мышечного и психоэмоционального напряжения;
– создания положительного эмоционального фона и повышения работоспособности ребенка.
Территория группы условно поделена на центры:
«Колокольчик» (развитие слухового восприятия).
«Обучалка» (развитие зрительно- моторной координации).
«Сад и огород» (развитие вкусового восприятия).
«Цветики – цветочки" (развитие обонятельного восприятия).
«Волшебный мир» (компенсация сенсорных впечатлений в сенсорной комнате в ОУ).
«Невидимая сказка» (театр невидимка – исключая зрение, развитие всех видов восприятия).
Центры оборудованы разнообразными играми и пособиями (с учетом зрительных нагрузок, рекомендованных врачом офтальмологом):
- на формирование предметных представлений;
- на развитие сенсорных эталонов;
- развитие мелкой моторики рук (тренировка мышц глаза, ориентировка в макро и микро пространстве, развитие прослеживающей функции глаза).
Деление на центры условно, мы учитываем принцип полисенсорности, который способствует развитию нескольких видов восприятия.
На территории детского сада (на улице) нами разработан сенсорный маршрут под названием «Мы путешественники». В сенсорный маршрут входят – уголок «Цветики цветочки» (развитие обонятельного восприятия), уголок «Лес» – деревья разных пород (зрительно-тактильное восприятие), уголок звука – подвесные звучащие мобили. «Следопыт» – уголок зрительного восприятия, за не движущими предметами. На спортивной площадке расположен снаряд «Скалодром» – его отверстия мы используем для концентрации зрения и рассматриваем предметы и описываем их. «Покорми друга» – уголок зрительного восприятия за движущими объектами – птицами. Для этих уголков были изготовлены и повешены совместно с родителями кормушки для птиц. Экскурсии по маршруту идут в 2 направлениях и по 2 путям. Здание детского сада обходим слева направо, и справа налево. Учитываются сезонные изменения в уголках маршрута. С новым маршрутом мы знакомимся в начале каждого сезона. Каждый сезон имеет свое название – «Осень золотая», «Зимняя сказка», «Весна красна», «Разноцветное лето». Все эксперименты, игры и атрибуты маршрута тематические и раскрывают тему сезона. Еженедельно меняется один из объектов в маршруте. Игры и эксперименты в центрах проводятся 1 раз в неделю.
В своей работе с детьми раннего возраста мы привлекли детей подготовительной группы. Непосредственное сотрудничество и сотворчество младших детей и тех, кто постарше, развивает познавательную сферу. Ведь младшим дошкольникам так хочется быть самостоятельными, умелыми, а у старшего дошкольника есть уже потребность передать свой опыт малышу, научить его делать то, что он умеет сам. Совместные дела создают условия для радостных эмоциональных переживаний, воспитывают дружеские взаимоотношения, элементарную дисциплинированность, умение действовать в коллективе сверстников, а также способствуют формированию произвольности и ответственного отношения к деятельности. Старшие дошкольники изготавливают атрибуты для сенсорного маршрута малышей. Дети театральной студии «В гостях у сказки» – знакомят малышей с тематическими сказками – шумелками (1 раз в месяц). Играют с ними в «невидимые» игры – основанные на слуховых, обонятельных и кинестетических ощущениях (идея театрального проекта «Спектакли – невидимки» режиссера театра им. М. А. Булгакова Екатерины Негруцы). Дети реализуют свои представления, образы в шумах, звуках, ритмах в игровом сказочном оформлении, что всегда сопровождается положительными эмоциями. Совместная игровая деятельность и музицирование детей формирует навыки общения. Развивается слух детей, они различают даже небольшие оттенки звучания: громкости, продолжительности, высоты, тембра, акценты и ритмы. Развивается слуховая память. Формируются навыки сотрудничества и сотворчества.
Результат наших совместных действий – повышение уровня зрительного восприятия и познавательной активности. Формирование коммуникативных навыков в общении с детьми и взрослыми.
Продукт, полученный в результате проекта – тематическиеигры и пособия на развитие сенсорных навыков. Пополнение сенсорной зоны новым оборудованием. Создание ЦОР (цифрового образовательного ресурса).
Результативность. Анализ проведенной работы показал, что систематическая и планомерная работа по данной проблеме эффективно помогает развитию зрительного восприятия и познавательной активности. Представленная система работы направлена не только на сенсомоторное развитие ребенка, но и на формирование предпосылок учебной деятельности, поскольку задания нацеливают ребенка на усвоение способов ориентировки в окружающем мире. На основе использования игр и упражнений на развитие тактильного и зрительного восприятия, у дошкольников развиваются наблюдательность, внимание, память, воображение, упорядочиваются впечатления, которые они получили при взаимодействии с внешним миром, расширяется словарный запас, приобретаются навыки игровой, учебной и экспериментально-поисковой деятельности.
Сенсорный маршрут «Мы путешественники»
Цикл наблюдений и игр по сенсорному маршруту «Мы путешественники»
Основная цель: знакомство детей с миром природы в разные периоды года.
Задачи:
- формируем знания о сезонных изменениях в природе;
- развиваем познавательный интерес детей;
- воспитываем бережное отношение к природе;
- обогащаем сенсорный опыт посредством исследовательской деятельности.
Все беседы происходить от имени белки Лапки, которая приходить в гости к детям на прогулку.
Тематический маршрут «Осень золотая»
1. Наблюдение в уголке «Лес» – за высокими и низкими деревьями».
Цель: формирование у детей знаний о внешнем виде деревьев.
Ход: Лапка предлагает детям посмотреть, какой высоты есть деревья на участке.
Отмечает, что деревья разные по высоте, есть низкие и высокие деревья (обычно все молодые деревья низкие, а старые деревья — все высокие). Предлагает найти высокие (низкие) деревья, показать рукой высоту дерева.
Исследовательская деятельность: зрительно-моторное восприятие (исследуем кору молодых и старых деревьев).
Игра. Белочка предлагает детям поиграть в игру «Раз, два, три — к высокому (низкому) дереву беги». Детям-инвалидам и детям из спец. группы бег заменить на ходьбу.
2. Наблюдение в уголке «Звука».
Цель: развитие слухового восприятия и внимания.
Ход: Лапка предлагает прислушаться, появились новые звуки на улице. Дети идут на звуки и приходят к центру «Колокольчик», там висят звуковые мобили, изготовленные детьми подготовительной группы. Малыши их рассматривают, слушают их звучание. Рассказывают Лапки – что это и для чего предназначено.
3. Наблюдение в уголках «Лес» и «Следопыт» – за березами.
Цель: обучение различать березу по внешнему виду ствола, кроны, листьев.
Ход: художественное слово:
Стало вдруг светлее вдвое,
Двор как в солнечных лучах –
Это платье золотое
У березы на плечах.
Утром мы во двор идём –
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят… летят… летят…
Исследовательская деятельность: рассматривание листьев разного цвета с одного дерева (обратить внимание на то, как лист постепенно меняет цвет).
Народные приметы: листья у березы начинают желтеть с верхушки – ждите ранней зимы, а если снизу – поздней.
Игра «Раз, два, три — к березе беги». Детям-инвалидам и детям из спец. группы бег заменить на ходьбу.
Тематический маршрут «Зимняя сказка»
1. Наблюдение в уголках «Лес» и «Следопыт» – осмотр деревьев на участке.
Цель: знакомство детей со строением деревьев, помогаем отличить елку от других деревьев.
Ход: Лапка обращает внимание, что на участке растут разные деревья.
- Что есть у всех деревьев? (ствол, ветки).
- А где листочки на деревьях?
Обращает внимание на ёлку, отмечает, что зимой она зелёная.
- Что есть у ёлки? Что вместо листьев?
-Чем отличается елка от других деревьев?
Исследовательская деятельность: зрительно-моторное восприятие (рассматривание коры дерева).
Игра с Лапкой «Узнай дерево» («Раз, два, три — … беги»). Детям-инвалидам и детям из спец. группы бег заменить на ходьбу.
2. Наблюдение в уголке «Звука» – слушаем улицу.
Цель: развитие у дошкольников слухового восприятия и внимания.
Ход: знакомим ребенка с разнообразными звуками улицы (машины, прохожие и т.д.).
Лапка предлагает послушать улицу и рассказать, кто что услышал.
Игра на подражание звукам: как поют птички, кричат животные, шумят машины...
Исследовательская деятельность: рисуем на снегу с помощью подкрашенной воды.
3. Наблюдение в уголке «Следопыт».
Цель: обучение детей различать снег и иней, устанавливать связи.
Ход: показать детям белый налет, который покрыл всю поверхность земли и травы. Это иней. От солнца он тает. С наступлением морозной погоды изменяется и почва: она становится твердой, ее уже нельзя копать лопатой, из нее нельзя выдернуть растения.
Художественное слово:
В декабре, в декабре…
Утром травы в серебре.
Как серебряные блюдца
Блещут лужи на заре.
Исследовательская деятельность: определить опытным путем скорость таяния льда на лужах в тени и на солнце.
Литература:
1. Ананьева Т.В. Методика развития и коррекции внимания; Программа психологического сопровождения дошкольника при подготовке к школьному обучению. Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2011.
2. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». Москва: Мозаика-Синтез, 2010.
3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Данилова Н. Остров Детства. Коррекция и развитие эмоционального мира дошкольников. СПб.:Речь, 2010.
4. Плаксина Л.И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения. М.: ВОС, 1997.
5. Пылаева Н.М., Ахутина Т.В. Учимся видеть и называть: Методика развития зрительно-вербальных функций у детей 5-7 лет. СПб.: Питер, 2008.
6. Федосеева М.А. Занятия с детьми 3-7 лет по развитию эмоционально-коммуникативной и познавательной сфер средствами песочной терапии. Волгоград: Учитель, 2015.
7. Чистякова М.И. Психогимнастика. Москва: Просвещение. 1990.