Полноценная личность ребенка-дошкольника, гармонично и всесторонне развитая, способная успешно обучаться в школе не может быть сформирована без своевременного формирования коммуникативных навыков. Через коммуникацию происходит развитие сознания и высших психических функций. В процессе общения ребенок не только познает другого человека, но и самого себя.
Особое значение формирование коммуникативных навыков имеет в возрасте 5–7 лет. Установлено, что коммуникативные навыки старших дошкольников могут оформляться, проявляться и развиваться в ДОО. Этот процесс характеризуется общением с другими людьми (воспитателями, детьми и др.). Если у ребенка сложилась система коммуникативных навыков, ему легко устанавливать контакты с людьми, работать в коллективе. Эти навыки выступают базой для будущего обучения в школе.
К сожалению, в последние годы растет число детей дошкольного возраста с различными нарушениями развития. Среди них выделяется группа дошкольников с расстройствами аутистического спектра (РАС). Данные научных исследований свидетельствуют, что РАС — это специфичный тип нарушений в развитии психики, возникающий в результате биологического недостатка нервной системы.
Проблемы с общением испытывают все дети с РАС (при этом неважно, в каком состоянии их интеллект, а также уровень развития речи). По мнению многих исследователей, недостаточность коммуникативных навыков признается одним из ключевых нарушений, выступающих барьером для успешной социализации и адаптации. Данное нарушение может проявляться в отставании развития или полном отсутствии разговорной речи, неумении вести диалог, а также в стереотипности высказываний. Могут быть выявлены и другие особенности.
Одним из эффективных средств формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра представляется арт-терапия. В дошкольной педагогике достаточно хорошо разработаны вопросы использования арт-терапии в работе с нормотипичными детьми (Н. А. Ветлугина, Т. С. Комарова, Т. Н. Доронова, О. П. Радынова, Р. М. Чумичева, А. Г. Гогоберидзе, Н. В. Федина и другие). В то же время вопрос разработки методик формирования коммуникативных навыков старших дошкольников с РАС посредством интеграции возможностей арт-терапии остается недостаточно раскрытым. Однако такие попытки предпринимались, например, И. Г. Галянтом, Л. Д. Лебедевой, А. И. Копытиной, М. Л. Лазаревой и другими. На наш взгляд, использование арт-терапии в работе с детьми старшего дошкольного возраста с РАС определяется осознанием мощного положительного эффекта искусства на развитие и становление личности таких детей, которая выражается в способности искусства гармонизировать внутренний мир человека.
Для подтверждения эффективности использования арт-терапии для формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра было проведено эмпирическое исследование на базе ГБОУ СОШ «ОЦ «Южный город» пос. Придорожный СП «Детский сад «Семицветик». В нем приняли участие 10 дошкольников в возрасте 5–6 лет с расстройствами аутистического спектра, которые обучаются в условиях групп компенсирующей и комбинированной направленности.
В экспериментальном процессе применялась методика А. В. Хаустова «Оценка коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра». Было установлено, что четверо дошкольников имеют низкий уровень развития коммуникативных навыков, еще четыре ребенка — средний уровень и только двое детей — высокий уровень (рис. 1).
Рис. 1. Результаты оценки коммуникативных навыков старших дошкольников с РАС (констатирующий эксперимент)
Далее была разработана и реализована система формирования коммуникативных навыков старших дошкольников с РАС средствами арт-терапии, структура которой представлена тремя блоками: диагностическим, психокоррекционным, консультационным.
Диагностическое исследование позволило выявить определённые поведенческие деформации, и в первую очередь, наличный уровень развития коммуникативных навыков детей с РАС. В диагностике активное участие принимали такие специалисты, как педагог-психолог, дефектолог, логопед, воспитатель. Подобное активное внимание необходимо для четкого определения области деятельности в коррекционной работе не только с ребёнком, но и психолого-педагогическом просвещении родителей.
Психокоррекционный блок направлен на формирование коммуникативных навыков старших дошкольников с РАС посредством арт-терапии. В процессе арт-терапевтических занятий применялись различные методы арт-терапии, такие как сказкотерапия, изотерапия, танцетерапия. Данный блок включал десять занятий с детьми.
Консультационный блок осуществлялся в рамках повышения педагогической культуры родителей. С родителями проводились беседы и консультации по ознакомлению их с особенностями формирования коммуникативных навыков детей с РАС, значением арт-терапии для формирования коммуникативных навыков детей с РАС. Также был организован мастер-класс «Арт-терапия в мире особого детства», на котором знакомили родителей с некоторыми арт-терапевтическими техниками для проведения с детьми дома.
Для проверки эффективности, реализованной системы формирования коммуникативных навыков средствами арт-терапии, по методике А. В. Хаустова была проведена повторная оценка коммуникативных навыков старших дошкольников с РАС, анализ результатов которой показал, что после проведения арт-терапевтических занятий уровень коммуникативных навыков повысился у данной группы детей: низкий уровень был выявлен у 20 % детей, средний — у 50 %, высокий — у 30 %.
Таким образом, результаты эмпирического исследования подтвердили эффективность использования арт-терапии в процессе формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра. Разработанная в рамках исследования система может быть использована в практике работы педагогов-психологов дошкольных образовательных учреждений.
Литература:
- Артпедагогика и арттерапия в специальном и инклюзивном образовании: учебник для академического бакалавриата / Е. А. Медведева [и др.]; под ред. Е. А. Медведевой. М.: Юрайт, 2019. 274 с.
- Барсукова О. В. Использование техник арт-терапии и арт- педагогики в работе педагога-психолога с детьми с особыми образовательными потребностями // Образование и воспитание. 2016. № 5. С. 33–35.
- Хаустов А. В. Формирование коммуникативных навыков у детей с детским аутизмом: дис. … канд. пед. наук: 13.00.03. М., 2005. 176с.
- Хаустов А. В. Формирование навыков речевой коммуникации у детей с расстройствами аутистического спектра. М.: ЦПМССДиП, 2010. 87с.