Содержание коррекционно-развивающей логопедической деятельности с учащимися с расстройствами аутистического спектра | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Мохова, Н. Н. Содержание коррекционно-развивающей логопедической деятельности с учащимися с расстройствами аутистического спектра / Н. Н. Мохова, Е. Н. Кононова, К. И. Белогубова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 49 (496). — С. 181-183. — URL: https://moluch.ru/archive/496/108872/ (дата обращения: 17.12.2024).



В настоящее время особую значимость приобретает проблема аутизма у детей. Это довольно распространенная проблема детского возраста, характеризующаяся нарушением развития коммуникативных и социальных навыков.

В нашей школе обучаются дети, имеющие расстройства аутистического спектра, осложненные умственной отсталостью.

Программа, разработанная для таких детей, предполагает планомерное введение обучающихся в более сложную социальную среду, дозированное расширение повседневного жизненного опыта и социальных контактов обучающихся в доступных для него пределах, в том числе работу по организации регулярных контактов детей со сверстниками и взрослыми. Крайне важно, чтобы и родители и специалисты проводили обучение по одной программе.

Коммуникация — это не только слова и речь. У большинства детей с расстройством аутистического спектра есть задержка речи, есть дети, которые избегают пользоваться речью для общения, есть не вербальные дети.

Речь — важное условие и средство коммуникации, но аутичные дети не осознают необходимость общения. В этой связи их трудно научить разговаривать. Несмотря на это, общение является одним из основных условий развития ребёнка, важнейшим компонентом формирования его личности, ведущим видом человеческой деятельности, направленным на познание и оценку самого себя посредством других людей. Каждый человек сопровождает свои действия речью. В современном мире для достижения наилучших профессиональных результатов необходимо грамотно высказывать свои мысли, намерения и желания. С помощью речи можно выразить свои эмоции и настроение.

С помощью звучащей речи ребенок познает окружающий мир. Чтобы стать успешным человеком необходимо потрудиться над развитием своей речи. К сожалению, дети с ограниченными возможностями здоровья начинают овладевать техникой общения позже, чем нормально развивающиеся дети.

Работа учителя-логопеда с аутичными детьми должна начинаться с предварительной подготовки совместно со специалистами различных профилей и родителями. Процесс формирования коммуникативной компетентности должен строиться с учетом ведущей деятельности возраста, в соответствии с уровнем сформированности языков средств. Занятие должно быть интересным и запоминающимся, поэтому учителю-логопеду очень важно правильно подготовиться к занятию.

На основании федерального стандарта обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра в школе разработана программа «Формирование коммуникативных навыков», утвержденная на уровне учреждения. На основании данной программы, в соответствии с локальным актом «О календарно-тематическом планировании» был разработан календарно-тематический план по курсу «Формирование коммуникативных навыков» для 1 «А» класса (дополнительного). Данная программа рассчитана на 68 учебных часов.

У детей с аутизмом нарушена коммуникация, поэтому формирование коммуникативных навыков начинается уже на I этапе обучения и представлено в виде следующих разделов: невербальная коммуникация, вербальная коммуникация, моделирование и разыгрывание типичных жизненных ситуаций.

Учебный материал в разработанной программе имеет концентрическую структуру и основы речевой практики, которые необходимы, не только для успешного продолжения образования, но и для подготовки обучающихся к самостоятельной жизни в современном обществе. Если у ребенка задержка развития, то он сможет изъясняться жестами, мимикой, а вот ребенок с аутизмом делать этого не будет.

Невербальная коммуникация — это:

— распознавание различных эмоциональных состояний;

— отслеживание жестов собеседника и правильное их восприятие в процессе общения;

— демонстрация подходящих к случаю жестов;

— рассматривание разных поз людей в различных ситуациях;

— прослушивание звуковых эмоциональных записей — крик, плач, смех, вскрики, неразборчивый шёпот с оттенком тревоги, страха, радости и других эмоций.

Вербальная коммуникация — это подбор нужных этикетных и речевых формул приветствия и прощания, знакомства, извинения, просьбы.

Моделирование и разыгрывание типичных жизненных ситуаций — это прогнозирование речевой ситуации (рассматривание рисунка), проигрывание ситуаций из реальной жизни.

Календарно-тематическое планирование включает следующие графы:

— № по порядку,

— наименование раздела и темы,

— часы учебного времени,

— виды деятельности учащихся,

— плановые сроки прохождения,

— примечание.

Для реализации данной программы используется оборудование, полученное в рамках программы «Доступная среда». Такое оборудование позволяет детям с ограниченными возможностями здоровья получать образование на равных со здоровыми детьми.

Формирование коммуникативных навыков — одно из важнейших направлений коррекционной работы с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра. Обучение умениям выражать просьбы, комментировать окружающие события, задавать вопросы с целью получения информации, выражать эмоции и сообщать о них, а, также, формирование навыков ответной реакции, социального поведения и диалога является необходимым условием для социализации этих детей. Сформированность коммуникативных навыков способствует расширению возможностей их общения, социальной адаптации. В результате — аутичные дети могут интегрироваться в социум.

Литература:

  1. «Альтернативная коммуникация». Методический сборник. Автор-составитель Штягинова Е. А. Городская общественная организация инвалидов «Общество «Даун синдром». Новосибирск, 2012.
  2. Коммуникативная игра как средство формирования положительных отношений между участниками образовательного процесса в системе психолого-педагогического сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра / Л. Н. Демьянчук, Н. В. Лебедева, Т. Н. Мирзоева. — Санкт-Петербург: Изд-во РГПУ, 2015
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, ограниченная возможность здоровья, вербальная коммуникация, календарно-тематическое планирование, навык, невербальная коммуникация, программа.


Похожие статьи

Содержание коррекционно-логопедической работы по формированию пространственных представлений у детей с общим недоразвитием речи в дошкольном образовательном учреждении

Практическое изучение развития фразовой речи у слабослышащих детей младшего школьного возраста в условиях коррекционно-образовательной организации

Конспект непосредственно коррекционно-образовательной деятельности по развитию и коррекции мыслительных операций с детьми среднего дошкольного возраста с ЗПР

Конспект подгруппового коррекционно-развивающего занятия для детей средней группы

Организация коррекционно-развивающей работы по профилактике нарушений речи у детей «группы риска» младшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения

Основы профессиональной деятельности по формированию интеллектуальной готовности к школьному обучению у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Здоровьесберегающая деятельность как ценность и условие коррекционно-образовательного сопровождения детей дошкольного возраста с ОНР

Особенности коррекционно-развивающей работы по формированию элементарных математических представлений у детей с задержкой психического развития

Особенности коррекционно-развивающей работы с детьми с ранним детским аутизмом и другими расстройствами аутистического спектра в условиях ДОУ

Допрофессиональная подготовка детей с нарушением зрения в условиях предметно-практической деятельности

Похожие статьи

Содержание коррекционно-логопедической работы по формированию пространственных представлений у детей с общим недоразвитием речи в дошкольном образовательном учреждении

Практическое изучение развития фразовой речи у слабослышащих детей младшего школьного возраста в условиях коррекционно-образовательной организации

Конспект непосредственно коррекционно-образовательной деятельности по развитию и коррекции мыслительных операций с детьми среднего дошкольного возраста с ЗПР

Конспект подгруппового коррекционно-развивающего занятия для детей средней группы

Организация коррекционно-развивающей работы по профилактике нарушений речи у детей «группы риска» младшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения

Основы профессиональной деятельности по формированию интеллектуальной готовности к школьному обучению у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Здоровьесберегающая деятельность как ценность и условие коррекционно-образовательного сопровождения детей дошкольного возраста с ОНР

Особенности коррекционно-развивающей работы по формированию элементарных математических представлений у детей с задержкой психического развития

Особенности коррекционно-развивающей работы с детьми с ранним детским аутизмом и другими расстройствами аутистического спектра в условиях ДОУ

Допрофессиональная подготовка детей с нарушением зрения в условиях предметно-практической деятельности

Задать вопрос