Проект сенсорного развития детей младшей группы «Играя, познаем мир»
Авторы: Рудова Екатерина Анатольевна, Голованчук Надежда Фёдоровна
Рубрика: Спецвыпуск
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №6 (23) июнь 2019 г.
Дата публикации: 12.06.2019
Статья просмотрена: 1956 раз
Скачать Спецвыпуск STEM-образование: проектная деятельность в детском саду (pdf)
Библиографическое описание:
Рудова, Е. А. Проект сенсорного развития детей младшей группы «Играя, познаем мир» / Е. А. Рудова, Н. Ф. Голованчук. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 6.1 (23.1). — С. 10-12. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/128/4243/ (дата обращения: 24.11.2024).
«Видеть, слышать, пробовать на вкус, нюхать, трогать...
Какими изумительными инструментами для этого одарила нас природа! Если дети активно пользуются всеми этими пятью чувствами, будь они в школе, дома, в деревне, в дождливую погоду, в солнечную,
идет ли снег или град, то как обостряются эти чувства с каждой минутой их жизни и какое огромное количество информации и ощущений они получают. К тому же это делает жизнь ребенка такой богатой и насыщенной».
А. Роговин
Тип проекта: познавательно-игровой
Длительность проекта: долгосрочный(сентябрь — май)
Участники проекта: дети младшей группы, воспитатели, родители.
Актуальность проекта
В раннем возрасте ребенок активно познает окружающий мир. Чтобы это проходило полноценно, необходимо целенаправленное сенсорное воспитание. Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положение в пространстве, а также запахе и вкусе. Успешность умственного, физического, здорового развития ребенка в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития, т. е. от того, насколько ребенок слышит, видит, осязает окружающий мир. Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно: является основой для интеллектуального развития. Развивает наблюдательность, позитивно влияет на эстетическое чувство, является основой для развития воображения, развивает внимание, дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности, обеспечивает усвоение сенсорных эталонов, обеспечивает освоение навыков учебной деятельности, влияет на расширение словарного запаса ребенка, влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти. Огромная роль в развитие сенсорных способностей детей отводится дидактической игре, так как ребенок практически все в этом мире познает через игру. Дидактические игры выполняют функцию — контроль за состоянием сенсорного развития детей.
Постановка проблемы:
Сенсорное развитие ребенка буквально с первых дней его жизни является залогом успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей, готовности ребенка к школьному обучению. Именно младший дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накоплении представлений об окружающем мире.
Цель проекта: развитие сенсорной деятельности, как средство повышения сенсорной активности детей младшего возраста.
Задачи проекта:
– способствовать сенсорному развитию детей путем использования различных дидактических игр сенсорного содержания в разных видах совместной и самостоятельной деятельности детей;
– формировать представление о цвете, форме, величине предметов, положения их в пространстве;
– упражнять в установлении сходства и различия между предметами.
Методы иформы работы:
При работе с детьми использовались разные методы и приемы:
– игровые;
– мотивация;
– решение проблем игрушек;
– рассматривание;
– создание продуктивной деятельности.
В работе с семьей используются такие формы работы, как:
– исследование семьи;
– информирование об успехах детей;
– целевые консультации, папки-передвижки;
– участие родителей в обогащении предметно-развивающей среды;
– участие в конкурсах, выставках по группе и по ДОУ.
Ожидаемые результаты:
Дети научатся:
– группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам: по цвету, форме, величине;
– соотносить разнородные предметы по цвету, форме, величине, фактуре;
– устанавливать тождества и различия предметов по их свойствам: величине, форме, цвету;
– разным способам обследования предметов.
У детей обогатится чувственный опыт и умение фиксировать его в речи.
План-график мероприятий
Дата |
недели |
Работа с детьми |
Работа с родителями |
Совершенствование предметно-развивающей среды |
сентябрь |
1. |
Д/игра «Спрячь мышку» Д/упр. «По порядку становись!» |
Родительское собрание «Путешествие в страну Сенсорика». |
Изготовление д/игр по сенсорному развитию. |
2. |
Лепка «Мы собрали урожай» Д/игра «Разложи яблочки в корзинки» |
|||
3 |
Рисование «Разноцветные окошки» Д/игра «Где мой домик |
|||
4 |
Д/игра «Занимайка» Игры с пальчиками «Ежик» |
|||
октябрь |
1 |
Д/игра «Волшебные стаканчики» Д/упр. «Составь целое из частей» |
||
2 |
Аппликация «Почини одежду — подбери заплатку» Д/игра «Накорми мишек» |
|||
3 |
Рисование «Ветер тучку догонял» Д/игра «Положи в рюкзачок…» |
|||
4 |
Д/игра «Веселый паровозик» Игры с пальчиками «Гости» |
|||
ноябрь |
1 |
Д/игра «Подбери чашки к блюдцам» Д/упр. «Найди предмет такой же формы» |
Консультация «Роль дидактических игр по сенсорике в умственном развитии детей» |
Пополнение картотеки игр с использованием ИКТ. |
2 |
Лепка «В лес по грибы» Д/игра «Наш чудесный самолет» |
|||
3 |
Рисование «Кубики рассыпались» Д/игра «Построим башенки» |
|||
4 |
Д/игра «Потерялся шарик» Игра с пальчиками «Апельсин» |
|||
декабрь |
1 |
Д/игра «Подбери чашки к блюдцам» Д/упр. «Разноцветные кружки» |
подбор материала по формированию сенсорных эталонов для ИЗО деятельности. (зимняя тематика) |
|
2 |
Аппликация «Елочка — зеленая иголочка» Д/игра «Украсим нашу елочку» |
|||
3 |
Рисование «Елка в гости к нам пришла» Д/игра «Бусы для елочки» |
|||
4 |
Д/игра «Смотрит солнышко в окошко» Игра с пальчиками «Дружная семья» |
|||
январь |
2 |
Лепка «Вареники с сюрпризом» Д/игра «Узнай и сравни» |
Папка — передвижка для родителей «Роль развивающих игр для детей 4–5лет» |
|
3 |
Рисование Снег кружится, летает» Д/игра «Наряди снегурочку» |
|||
4 |
Д/игра «Собери картинку» Игра с пальчиками «Варежка» |
|||
февраль |
1 |
Д/игра «Веселые снеговики» Д/упр. «Собери снеговичка» |
||
2 |
Аппликация «Украсим рукавички» Д/игра «Чудесный мешочек» |
|||
3 |
Рисование «Дуют ветры в феврале» Д/игра «Домики» |
|||
4 |
Д/игра «Почини машинку» Игры с пальчиками «Расскажи стихи руками» |
|||
март |
1 |
Д/игра «Наряди матрешку» Д/упр. «Какого цвета не стало?» |
Открытое занятие для родителей «Оживи радугу». |
Подготовка дидактического материала для проведения открытых занятий. |
2 |
Лепка «Слепи коврик из цветных палочек» Д/игра «Прикрепи прищепку» |
|||
3 |
Рисование «Цветочек для мамы» Д/игра «Игры со шнуровкою играю» |
|||
4 |
Д/игра «Лабиринты» Игры с пальчиками «Веселые Ладошки» |
|||
апрель |
1 |
Д/игра «Лети, лети леписток» Д/упр. «Разноцветный ручеек» |
||
2 |
Аппликация «Весенние цветы» Д/игра «Найди такой же» |
|||
3 |
Рисование «Солнышко» Д/игра «Подбери лучики» |
|||
4 |
Д/игра «Выложи по образцу» Игры с пальчиками «Алые цветки..”. |
|||
май |
1 |
Д/игра «Веселая гусеничка»» Д/упр. «Привяжи нитку» |
Творческий конкурс среди родителей «Сделай вместе с ребенком» (Изготовление развивающей игры своими руками) |
Выделить зону для использованного материала по формированию сенсорных эталонов. |
2 |
Лепка «Ваза для цветов» Д/игра «Большой, средний, маленький» |
|||
3 |
Рисование «Укрась бабочку» Д/игра «Сложи радугу» |
|||
4 |
Д/игра «Неразлучные цвета» Игры с пальчиками «С добрым утром!» |