Проект «Волшебный мир цвета с использованием игрового набора „Дары Фрёбеля“»
Авторы: Тихонова Мария Евгеньевна, Мамедкиримова Перване Велединовна, Айрапетян Ани Анушавановна
Рубрика: Спецвыпуск
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №6 (23) июнь 2019 г.
Дата публикации: 12.06.2019
Статья просмотрена: 2880 раз
Скачать Спецвыпуск STEM-образование: проектная деятельность в детском саду (pdf)
Библиографическое описание:
Тихонова, М. Е. Проект «Волшебный мир цвета с использованием игрового набора „Дары Фрёбеля“» / М. Е. Тихонова, П. В. Мамедкиримова, А. А. Айрапетян. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 6.1 (23.1). — С. 27-30. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/128/4245/ (дата обращения: 17.12.2024).
Вид проекта: практико-ориентированный.
Участники проекта: дети 3–4 лет, воспитатели, родители.
По времени проведения: 2018–2019 учебный год (долгосрочный)
В раннем возрасте ребенок активно познает окружающий мир. Чтобы это проходило полноценно, необходимо целенаправленное сенсорное воспитание.
Сенсорное развитие – это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Сенсорное воспитание служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Ведущим видом деятельности и основой становления ребенка до 3 лет является предметная игра. С детьми данного возраста проводятся игры-занятия, в которых усвоение какого-либо материала протекает незаметно для малышей, в практической деятельности.Дидактические игры, направленные на сенсорное развитие детей, (в частности, на развитие чувства цвета) обладают большими возможностями: позволяют знакомить детей с качествами и свойствами предметов, в данном случае с цветом.
В процессе разнообразных дидактических игр дети учатся выделять цвет предметов, называть оттенки и цвета, сравнивать предметы по цвету, группировать их по сходству в цвете. Все эти действия развивают и закрепляют знания и представления детей о цвете, способствуют формированию чувства цвета. Дидактические игры, предшествующие изобразительной деятельности, готовят детей к более свободному и точному отражению цветов и оттенков в рисовании, аппликации.
Дети оперируют имеющими знаниями о цвете, которые в ходе игры усваиваются, систематизируются, обогащаются. С помощью игры ребёнок получает новые знания о том или ином цвете. В то же время в процессе игры у детей активизируется цветовой словарь детей.
Следовательно, главное в том возрасте — обогащение чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь — пополнение представлений о свойствах предметов: их цвете, форме, величине окружающих предметов, положении в пространстве и т. п.
Вся наша жизнь наполнена цветом, мы постоянно занимаемся цветотерапией, не подозревая об этом. Достаточно вспомнить о наших цветовых предпочтениях: у нас есть любимые и нелюбимые цвета. Цвета неизменно присутствуют в нашем окружении: дома, на работе, на улице и так далее.
Цвет обладает большими информационными свойствами. Он фиксируется визуально и длительное время остается в сознании ребенка. Он обладает большой эмоциональной выразительностью.
Знакомство с цветом является важным компонентом процесса обучения, так как является областью и эмоционального, и сенсорного развития.
В раннем возрасте дети часто путают цвета. Это происходит не потому, что малыш не способен запомнить их, а вследствие того, что детский цвет ассоциируется с объектами окружающей среды. Именно поэтому целесообразно ежедневно проводить с детьми сенсорные игры и упражнения. Они дадут возможность более живо и интересно активизировать речь детей.
Одним из основных средств развития сенсорики у детей являются дидактические игры и упражнения, которые необходимо проводить не от случая к случаю, а в определенной системе, в тесной связи с общим ходом сенсорного обучения и воспитания детей.
В настоящее время реализуется новая система дошкольного воспитания, идет поиск альтернативных и неординарны путей. Внедряются новые технологии, развивающие методики. Однако, при этом из поля зрения практиков и теоретиков дошкольного воспитания выпадают опыт и ценные идеи, накопленный в зарубежной и отечественной дошкольной педагогике по вопросам сенсорного воспитания детей раннего вoзраста и рoли сенсорного воспитания в процессе всестороннего развития и формирования личности ребенка.
Таким образом, актуальность системного подхода в сенсорном развитии детей раннего возраста определяется необходимостью внедрения современных технологий и обобщения достижений прошлого в области сенсорного воспитания.
Фридрих Вильгельм Август Фребель (1782–1852)— известный немецкий педагог, создатель первого в мире детского сада для детей дошкольного возраста.
Ядром педагогики детского сада Фребель считал игру. Раскрывая ее сущность, он доказывал, что игра для ребенка — влечение, инстинкт, основная его деятельность, стихия, в которой он живет, она — его собственная жизнь. В игре ребенок выражает свой внутренний мир через изображение внешнего мира. Изображая жизнь семьи, уход матери за младенцем и др., ребенок изображает нечто внешнее по отношению к себе, но это возможно только благодаря внутренним силам. Ф.Фребель широко использовал игру как одно из средств нравственного воспитания, полагая, что в коллективных и индивидуальных играх, подражая взрослым, ребенок утверждается в правилах и нормах нравственного поведения, тренирует свою волю. Игры, по его мнению, содействуют развитию воображения и фантазии, необходимых для детского творчества.
Дары Ф.Фребеля — самый первый обучающий (дидактический) материал для детей дошкольного возраста в мире, который известен и используется до сих пор. В этот набор входили разные по форме, величине и цвету предметы: шарики, куб, мячи, цилиндр, палочки для выкладывания, полоски для плетения и т. д. Для развития ребенка в самом раннем возрасте Фребель предложил шесть «даров». Все игры Фребеля отличаются предельной логичностью и четкостью построения.
Если использовать дидактический материал «Дары Фрёбеля», то у детей развиваются: мелкая моторика, социальные и коммуникативные умения, познавательно-исследовательская деятельность, формируются элементарные математические умения.
Изучив тему проекта, была обозначена проблема: у детей недостаточно представлений о знании цвета.
Цель проекта: создать условия для ознакомления детей об окружающем мире через расширение знаний о цвете.
Задачи проекта:
- Формировать у детей представления о цвете путем использования различных дидактических игр сенсорного содержания в разных видах совместной и самостоятельной деятельности детей с использованием игрового набора «Дары Фрёбеля».
- Воспитание у детей эстетического, эмоционально окрашенного восприятия цвета.
- Развивать мелкую моторику.
При работе с детьми использовались разные методы и формы:
– игровые;
– мотивация;
– рассматривание;
– создание продуктивной деятельности.
В работе с семьей используются такие формы работы, как:
– информирование об успехах детей;
– целевые консультации, папки-передвижки.
Ожидаемый результат:
- Сформировать у детей представление о цвете.
- Вовлечение родителей в педагогический процесс.
- Использование в работе разработанной программы по сенсорному развитию детей раннего возраста с использованием игрового набора «Дары Фрёбеля».
План-график проекта
Дата |
Работа сдетьми |
Работа сродителями |
Совершенствование предметно -развивающей среды |
Сентябрь |
1.Знакомство с «Дарами Фрёбеля». 2.«Светофор». 3. Цветной мячик». 4. «Путешествие цветных мячиков». Цель: знакомство с формами и свойствами предметов, развитие исследовательских навыков. Закрепление знаний цветов светофора, их назначения, формировать умение двигаться по сигналу воспитателя». |
Консультация «Использования игрового набора «Дары Фрёбеля». |
1.Набор № 1. «Шерстяные мячики» (8 разноцветных). |
Октябрь |
1.Игра «Волшебный мешочек». 2. Игра «Достань мячик». 3.Игра «Домик для листика». 4. Игра «Одень дерево». Цель: развитие сенсорных навыков и познавательно-исследовательской деятельности, развитие элементарных математических представлений. Развивать умение доставать мяч нужного цвета, закреплять понятия «много» и «один». |
Консультация для родителей «Дары Фребеля — использование сегодня». |
1.Набор 7 — «Цветные фигуры» (круг, полукруг, треугольник, квадрат). 2. Набор № 1. |
Ноябрь |
1.Дидактиеская игра «Бусы для матрёшки». 2.Дидактиеская игра «Украсим кукле платье». 3. «Колобок». 4. «Цвет и форма». Развивать интерес к совместным играм, формировать первичные представления о свойствах объектов окружающего мира (цвет, размер, форма). |
Презентация «Дары Фребеля». |
1.Набор № 11 (J1) «Цветные тела». 2.Серия «Сказочный мир» Выпуск 1. 3. Серия «Эксперимент». |
Декабрь |
1. «Украшаем ёлку». 2. Игра «Выложи бусы». 3. Игра «Какого мяча не стало?». 4. Игра «Мышки, прячьте хвостик!». Становление эстетического отношения к окружающему миру, формирование у детей интереса к изобразительному творчеству; знакомство с основами композиции; развитие игровой деятельности, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками. Закрепить умение выкладывать узор из знакомых фигур по схеме, умение ориентироваться на карточке. |
Консультация для родителей «Дары Фребеля: современный подход”. |
1.Набор № 7,8,9,10. 2.Набор № 7. 3. Набор № 1. |
Январь |
1.Дидактиеская игра «Волшебные палочки». (деревянные палочки разной длины, шести цветов и неокрашенные). 2. Игровое упражнение «Маятник». 3. Игровое упражнение «Крути, крути». 4. Игра «Найди мячик». Закреплять умение детей различать цвета и ориентироваться в пространстве. Развивать сенсомоторную координацию, пространственные отношения. |
Презентация «В мире цветов». |
1.Набор № 8 — «Палочки». 2. Набор № 12 (J2) — “Мозайка. 3. Набор № 1. |
Февраль |
1.Игра «Собери мячи в ведёрко». 2. Игра «Карусель». 3. Игра «Лото». 4. Игра «Укрась лошадку». Цель: познакомить детей с правилами игры лото, умение закрывать игровое поле только одной фигурой, но разных цветов (например, круг). Вызвать желание украсить лошадку знакомыми фигурами, умение выкладывать простой узор по схеме. |
Консультация «Влияние цвета на психическое состояние детей» |
1.Набор 11 (J1) — «Цветные тела». цветные геометрические фигуры: куб, шар, цилиндр). 2. Набор № 1. 3. Набор № 7, игровое поле. 4.Наборы № 7, 9. |
Март |
1.Игра «Повтори последовательность». 2. Дидактические игра «Создаём транспорт». 3. Игра «Бусы для мамы». 4. Игра «Засели домики». Цели данной игры — развитие мелкой моторики, различение и называние цвета, умение действовать по образцу. |
Наглядная информация «Дары Фрёбеля». |
1. «Шнуровка» (мозаичное поле, фишки и шнурки 6 цветов). 2. Набор 9. 3. Наборы № 7, 8, 9, 10, коробочки красного, желтого, зеленого и синего цвета. |
Апрель |
1. Игра «Волшебная змея». 2. «Шнуровка». 3. Игра «Чего не стало?». 4. Игра «Выложи узор». Цель: закреплять у детей умение анализировать и сравнивать предметы по форме и цвет, развивать внимание. Закрепить представления о геометрических фигурах круг и квадрат, умение выкладывать простой узор из этих фигур. |
Консультация «Развитие представлений о цвете у детей дошкольного возраста». |
1.Набор 12. 2. Шнуровка» (мозаичное поле, фишки и шнурки 6 цветов). 3. Набор № 2. 4. Набор № 3. |
Май |
1.Дидактические игра «Собери цветок». 2.Дидактиеская игра «Собери по образцу». 3. Игра «Найди заплатку для коврика». 4. Игровое упражнение «Разложи по цвету». Цель: обобщить представления детей о знакомых фигурах и цветах, умение подбирать необходимую заплатку для коврика. Закреплять цвета, развивать мелкую моторику руки, координацию движений. |
Фотовыставка «Учимся играя». |
1.Набор № 7, настольная игра «Заплатки». |
Полученные результаты:
В результате работы над проектом у детей сформировались представления о цвете.
Литература:
- Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля». «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в дошкольном образовании в соответствии с ФГОС ДО».