Использование игрового пособия «Дары Фребеля» в продуктивных видах деятельности, как средство арт-терапии
Автор: Овчинникова Марина Викторовна
Рубрика: Развитие дошкольника
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (61) февраль 2023 г.
Дата публикации: 14.01.2023
Статья просмотрена: 72 раза
Библиографическое описание:
Овчинникова, М. В. Использование игрового пособия «Дары Фребеля» в продуктивных видах деятельности, как средство арт-терапии / М. В. Овчинникова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 2 (61). — С. 39-42. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/243/7920/ (дата обращения: 25.11.2024).
ФГОС ДО определяет развивающую предметно-пространственную среду, как часть образовательной среды, представленную специально организованным пространством, оборудованием инвентарём для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа. Поэтому в соответствии с требованиями ФГОС ДО к содержанию примерных образовательных программ дошкольного образования в процессе получения ребенком дошкольного образования должно быть обеспечено развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности.
Комплект методических пособий игрового набора «Дары Фребеля» полностью соответствует этому. Он легко применим, эстетичен, сделан из экологически чистого продукта — дерево, что безопасен в использовании ребенком, создаёт условия для организации как совместной деятельности взрослого и детей, так и самостоятельной игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности. Возможности комплекта способствуют развитию физических, интеллектуальных и индивидуальных качеств ребенка.
В нашем детском саду обучение детей идет по образовательной программе, разработанной на основе образовательной программы дошкольного образования «Тропинки» под редакцией В. Т. Кудрявцева, в которой детское творчество выступает как основное условие освоения детьми базисного компонента образовательного содержания. Развивающая среда дошкольного учреждения оборудована разнообразными дидактическими, игровыми материалами, среди которого особо хотелось бы выделить и набор «Дары Фребеля». Применяется он так же на групповых, индивидуальных занятиях с логопедом, психологом, а также в режимных моментах.
Современный вариант «Даров Фребеля» включает в себя 14 моделей и легко используется в 5 образовательных областях дошкольного образования,
Методические рекомендации игрового набора, содержат различные виды заданий, чаще всего в игровой форме, которые направлены на познавательное развитие дошкольников в целом с ним можно разрабатывать и применять игры по следующим направлениям:
– социально-коммуникативное развитие – «Светофорик», «У нас в квартире», «Хозяюшка», «Весёлый и грустный»;
– познавательное развитие – «Что в мешочке?», «Отражение», «Теремок из кубов», «Назови геометрическую фигуру», «Счётные палочки», «Приглашаем в гости»;
– речевое развитие — «Дорожка для колобка», «Что было раньше?»;
– физическое развитие – «Поймай шарик», «Обводим глазками фигуры», «Воздушный футбол», «Весёлая карусель», «А я умею ходить, а ты что умеешь?», «Мышки, берегите хвостик!», «Бусы для Маши».
– художественно-эстетическое развитие – «Домики для поросят», «Мы играем и поём», «А что за окном?», «Солнышко и цветок» [3].
Подобранные задания мы использовали во время учебной деятельности, на некоторых этапах занятий, в совместной или самостоятельной деятельности детей, а также для закрепления полученных знаний и умений в индивидуальной или подгрупповой формах работы.
После подробного подбора и изучения методической, педагогической литературы, которая позволила сформировать представления о развитии познавательной активности детей дошкольного возраста по системе применения «Даров Фребеля» и посещение мастер-класса по данной теме, поняли, что детям во время игровых действий не хватает в полной мере возможности раскрыть свои творческие способности. Было решено использовать развивающий комплект в работе с детьми через дополнительное обучение в кружке «Забавные фигуры» в продуктивных видах деятельности.
Основная цель работы: создание условий для раскрытия и развития творческого потенциала дошкольника, развитие посредством обучения детей методам и приемам создания объемных поделок из бумаги. Формирование интегративных качеств дошкольника: любознательность, творчество и самостоятельность.
В образовательной области художественно — эстетическое развитие игровыми средствами «Даров Фрёбеля» мы формируем эстетическое отношение к окружающему миру, через знакомство с основами композиции, обучение умению выразительно передавать различные образы в играх «Перышко курочки рябы», «Листья», «Бабочка». В играх «Рожица», «Грибок» формируем элементарные представления о видах искусства через создание различных картин мелкими предметами. Удачно реализуется самостоятельная творческая деятельность детей (изобразительная, конструктивная) в играх «Веточка мимозы», «Зайчик», «Снеговик». Данная работа направлена на достижение целей развития у детей художественно-эстетической культуры через решение следующих задач:
– развитие эстетического мировидения;
– освоение эмоционально-нравственной культуры;
– формирование творческого воображения и образного мышления средствами продуктивных видов деятельности;
– формирование предпосылок общей художественной и художественно-конструктивной умелости.
Ф. Фребель выделил игры, которые должны освоить дошкольники, и которые относятся к продуктивным видам детского творчества. Такими занятиями являются: прокалывание; рисование линий; «свободное рисование», без применения вспомогательных средств; игры с веревочками; переплетение бумажных полосок; вырезание из бумаги и оригами; моделирование из бумажных цилиндров разных цветов и размеров, моделирование из картона.
В группе создана обстановка для развития художественно-эстетических способностей. Совместно с детьми и родителями оформили центр в котором можно найти как самые обычные материалы для поделок, так и некоторые из «даров» в свободном доступе для того чтобы дети могли самостоятельно изготовлять элементарные поделки. У детей тактильные и осязательные ощущения очень сильны, поэтому использование набора в свободном доступе помогали детям включиться в творческий процесс и пофантазировать. Дети любят пробовать, искать и этот творческий процесс их радовал.
На начальном этапе работы при знакомстве с развивающими играми предложили детям изобразить простые предметы: воздушные шарики, солнышко, разноцветные мячи. Следующим этапом стало обучение и составление более сложных объектов, предметов и картин. Например: из каких геометрических фигур можно сложить дерево? Дети самостоятельно сами выбирают материал, который будут использовать, а моделируя сюжетные картины, пейзажи, силуэты ребенок наглядно увидит, как сочетаются цвета и формы. Легко сам может подбирать цветовую гамму, думает и решает, как лучше расположить, какие цвета подобрать, а затем это перенести на бумагу при помощи дополнительных материалов (красок, цветных полос, геометрических фигур и др.)
При переходе к сюжетным картинам, обратили внимание детей, на то, как изображать предметы: если птица далеко, то ее можно изобразить треугольником или точкой, а если близко, мы видим ее хорошо, то выкладываем ее детально.
Для выполнения работы обучили воспитанников вначале планировать свою работу, затем продумывать какой материал они будут использовать, и в каком количестве. Во время творческого процесса с детьми в проектно-кружковой деятельности, доступно и на наглядной основе знакомим детей с формой, цветом и размером объектов, с математическими представлениями и начальными знаниями по информатике, развиваем творческую способность, восприятие, память и воображение. При этом стимулируем их речевую активность, обязательно соединяя действие детей с художественным словом, и это обязательное требование! Словесное объяснение и художественное слово помогает детям осознать и закрепить опыт. Показывая предмет, обязательно называем предмет, его характеристики и показываем, называем возможные способы реализации.
При работе с бумагой выделяли четыре вида продуктивной деятельности: плетение; вырезание; складывание; склеивание, работа происходить через несколько этапов: надрезы; простые геометрические фигуры; сложные формы. Специфика данной деятельности дает детям возможность активнее усваивать знания о цвете, строении предметов, их величине и композиции. Композиционные знания и умения, важны для детей не только для создания сюжетных и декоративных аппликаций, но для развития фантазии. В работе с детьми по продуктивной деятельности используем техники: вырезной аппликации, технику мозаики, создание различных объемов используя технику «бумагопластики», бумагокручение. Бумагокручение основано на умении скручивать, полоски бумаги разной ширины и длины, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные и плоскостные композиции.
Использование различных методов и приемов таких как; проблемные ситуации, физминутки, а также организация динамических пауз, деление детей на группы по различным признакам, самостоятельная деятельность, рефлексия в конце занятия — все это дает возможность вовлекать воспитанников в познавательную деятельность, заинтересовать в результатах своего труда, уметь руководить процессом развития детского творчества, учитывать возможности и интересы каждого ребёнка, обогащать умственную, эмоциональную и двигательную сферу. А использование различных форм работы: в виде модели, плоского рисунка в изометрии, чертеже, письменной или устной инструкции и т. п., знакомят детей с разными способами передачи информации.
Так, предлагая детям «Дары Фребеля» для реализации самостоятельной творческой деятельности детей и раскрытие творческого потенциала, оригинальности мышления детям предлагается дар № 8 «Прямая и кривая линия», № 9 «Кольца и полукольца», № 10 «Точка». Используя эти модули, ребенок выкладывает картины, используя воображение. Использование этих модулей позволяет создавать формы, узоры, которые симметричны. Изогнутые линии очень приятные и расслабляющие.
Для расширения границ творческого восприятия мира используем в работе с детьми дар № 7 «Цветные фигуры», дар 10 «Фишки». Дети придумывать абстракции, играя с этими конкретными объектами. Этот модуль позволяет создавать цветные рисунки. Сделанные из четного количества одинаковой формы (8 шт.), эти картинки симметричны и могут изменяться. Такие игры помогают детям понимать абстракцию, позволяют создавать удивительные красочные изображения. Также этот модуль даёт возможность познакомиться с плоскостью. Трогая, щупая их, ребёнок начинает понимать, что у этих фигур есть углы, грани, что одни фигуры дружат (мы можем соединить их гранями), а другие нет.
Работу с «Дарами Фребеля» проводим во вторую половину дня, один раз в неделю. Где чередование и сочетание даров в рамках одного занятия, позволяет поддержать интерес детей, к деятельности на разных этапах.
В своей работе старались подбирать посильные по объёму и сложности выполнения различных заданий, чтобы у детей не пропал интерес к деятельности, чтобы не разочаровались в своих возможностях. Поддерживали у них уверенность в своих силах, одобряя и поощряя настойчивость, терпение, желание довести работу до конца.
Любая работа может быть эффективна только при условии активного привлечения к ней родителей на правах полноправных участников образовательных отношений. Вовлечение их в решение задач художественно-эстетического развития осуществлялось через различные формы взаимодействия: родительское собрание «Поделки своими руками-это интересно», на котором прошло знакомство с возрастными и психологическими особенностями детей и с задачами художественного развития данного дошкольного возраста. Анкетирование с целью выявления уровня знаний родителей о развивающих играх: роль, применение игр; консультации; папки-передвижки и фотовыставки, которые позволяют родителям наглядно увидеть работу детей в детском саду, узнать об опыте семейного воспитания других родителей в данном направлении; памятки, которые знакомят родителей с развивающими играми; открытые показы как итоговые, так и рядовые с целью наблюдения родителями за продвижением своего ребёнка в процессе обучения. Все вышеназванные формы взаимодействия с родителями способствовали вовлечению родителей в процесс формирования и развития у своего ребёнка интереса к развивающим играм.
По результатам промежуточного мониторинга освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования выявлено, что уровень художественно-эстетического развития составил повысился на 28 %. Работа по данной теме ещё не закончена, но уже сейчас можно сказать, что внедрение в образовательный процесс игрового набора «Дары Фребеля» даёт положительные результаты.
В заключение хочу сказать, что можно по-разному относится к той или иной методике развития детей. На мой взгляд, педагог должен быть открыт любым знаниям и уметь черпать из различных теорий положительный опыт, стараться применять его на практике, ведь только в этом случае понятно, что полезно, а без чего можно и обойтись.
Литература:
- Е. А. Алябьева. Развитие логического мышления и речи детей 5–8 лет. — М.: Творческий центр Сфера 2005
- Н. В. Дубровская «Приглашение к творчеству: Обучение дошкольников технике аппликации и коллажа: Методическое пособие». — СПб.: «Детство-Пресс», 2004.
- Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова «Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля».