Формирование сенсорных представлений (эталонов цвета) у детей раннего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений в условиях реализации ФГОС ДО (из опыта работы) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №50 (184) декабрь 2017 г.

Дата публикации: 19.12.2017

Статья просмотрена: 4349 раз

Библиографическое описание:

Звягина, О. Н. Формирование сенсорных представлений (эталонов цвета) у детей раннего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений в условиях реализации ФГОС ДО (из опыта работы) / О. Н. Звягина, Е. И. Синяпкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 50 (184). — С. 222-224. — URL: https://moluch.ru/archive/184/47269/ (дата обращения: 19.11.2024).



Значение формирования представлений о сенсорных эталонах цвета в жизни дошкольника очень велико, так как оно создаёт фундамент для развития мышления, способствует развитию речи, памяти, внимания, воображения. Хорошо развитое восприятие цветов может в дальнейшем проявляться у ребёнка в виде наблюдательности, его способности подмечать особенности предметов и явлений.

Актуальность опыта связана, прежде всего, с требованиями стандарта дошкольного образования к организации образовательного процесса на основе деятельностного, личностно-ориентированного подходов, а также реализация Программы в формах, специфических для детей раннего возраста (1год-3года) — предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), общение с взрослым и совместные игры со сверстниками.

В контексте ФГОС ДО актуальным является использование дидактических игр и специально подобранных упражнений для развития сенсорных представлений детей раннего возраста, что в последствии эффективно скажется на развитии ребёнка (создаст фундамент для развития мышления, речевого развития, памяти, воображения).

Методологической и теоретической базой данного опыта являются: положения о сенсорной культуре детей дошкольного возраста, как о культуре общепринятых представлений о цвете, форме и других свойствах вещей, положение о возможности развития сенсорных способностей ребенка дошкольного возраста при восприятии цвета, формы и величины.

Цель опыта: повышение эффективности процесса формирования сенсорных представлений (эталонов цвета) у детей раннего возраста через дидактические игры и упражнения.

Для достижения этой цели были намечены следующие задачи:

‒ Разработать систему дидактических игр и упражнений по формированию эталонов у дошкольников;

‒ совершенствовать процесс развития сенсорных представлений путём включения дидактических игр и упражнений в тематическое планирование;

‒ развить наглядно-действенное, образное мышление, внимание, память, воображение;

‒ создать развивающую предметно-пространственную среду, способствующую эффективному процессу формирования эталонов цвета;

‒ повышать педагогическую компетентность родителей в вопросе развития сенсорных представлений у детей раннего возраста.

При реализации опыта были использованы различные формы организации деятельности:

С детьми:

‒ игровые развивающие ситуации;

‒ развивающие игры;

‒ дидактические игры и упражнения с использованием разнообразного материала: бросового, природного, хозяйственно-бытового,

‒ занятия с тактильными тренажёрами и пособиями;

образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения);

‒ образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов;

‒ совместная деятельность педагога и воспитанников (игровые ситуации; весёлые забавы);

‒ самостоятельная деятельность детей.

С родителями:

‒ родительские собрания;

‒ консультации;

‒ дни открытых дверей;

‒ выставки совместных работ детей и родителей;

‒ оформление наглядной информации в уголке, информационных буклетов и выставок.

Методика, используемая в работе с детьми, строилась в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребёнком, делала акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность детей, побуждение их творчеству при выполнении заданий.

С целью решения поставленных задач были определены следующие направления в работе:

‒ анализ психолого-педагогической, методической литературы по данной теме;

‒ подбор диагностических, игровых методов и приёмов для формирования у малышей восприятия цвета;

‒ составление перспективно-тематического плана воспитатель но-образовательной работы с детьми дошкольного возраста по формированию знакомства детей с цветом;

‒ обогащение предметно-развивающей среды по формированию цвета;

‒ разработка информационно-консультационного и практического материала для родителей.

Для успешного решения поставленных задач была изучена методическая литература и разработан перспективный план использования игр в работе с детьми раннего возраста по развитию сенсорных представлений.

В группе была создана необходимая развивающая предметно-пространственная среда. Оформлена сенсорная зона, подобраны игры и игровое оборудование, направленные на сенсорное развитие: мозаики, пирамидки, наборы колец разной величины для нанизывания их на стержень, разной величины вкладыши, игрушки с открывающимися деталями, логические домики, шнуровки, застёгивание пуговиц, кнопок, игры с карандашами, грецкими орехами и крупой, пальчиковый бассейн. Определённую ценность представляет центр «Песка и воды». Малышам нравятся игры с песком и водой, которые стимулируют развитие ручной и пальцевой моторики, способствуют снятию эмоционально-негативных реакций.

Дидактические игры проводились в определённой последовательности, распределяясь от простого к более сложному. Работа проводилась поэтапно. Сначала развивала умения детей различать цвета, подбирая тождественные. Представления о цвете не связывала с названием цвета. Развивала у ребят память, внимание, логическое мышление. Для этого предлагались дидактические игры: «Божья коровка найди свою полянку», «Подбери по цвету», «Собери бусы», «Цветная посуда», «Нарядим солнышко», «Собери шарики в стакан», «Собери цветик — семи цветик», «Сложи пирамидку». Дидактический материал вызывал у детей большой интерес, желание действовать. Малыши обменивались предметами, сравнивали их, делали умозаключения: «Такой же шарик. Такая же палочка. Грибочки одинаковые. Варежки разные». Конечно же, не все дети справлялись с поставленной задачей. Часть из них не могла правильно подобрать грибки, шарики, палочки по цвету. Что бы поддержать интерес детей к дидактическим играм, разнообразила дидактический материал. Использовала игры-самоделки: «Улетающие шары», «Спрячь мышку», «Подбери чашки к блюдцам» и др., которые вызывали у ребят интерес.

Когда большая часть детей научилась различать четыре основные цвета, были введены игровые задания для ознакомления с белым и чёрным цветами.

В ходе проведения дидактических игр дети научились простейшим умственным операциям, а именно: сравнивать, сопоставлять цвета. Наблюдения показали, что часть детей оставалось равнодушными к абстрактному материалу, поэтому предусмотрено использование игр сюжетного содержания: «Спрячь мышку» и «Нарядим солнышко», цель которых — научить детей обобщать предметы по сюжету и цвету. В этих играх использовались все основные цвета. Но от детей не требовались названия цветов.

С целью включения дидактических игр в структуру игровых ситуаций разработан перспективный план проведения игровых ситуаций с детьми раннего возраста на учебный год. Проводились игровые ситуации, на которых дети знакомились с цветом. Например, целью игровых ситуаций по теме «Курочка в гостях», «Бабочки» было: упражнять детей в определении и названии цвета (красный, жёлтый, зелёный, синий), посредством зрительного обследования, сравнения. Способствовать развитию у детей группировать предметы по цвету. Данной игровой ситуации предшествовала предварительная работа: беседы, наблюдение, дидактические игры.

Учитывая особенности восприятия детьми цвета, использовала сначала знакомства с красным, и синим цветами, затем с жёлтым и зелёным. Был разработан перспективный план использования игровых упражнений на год. Игры, включённые в игровую ситуацию, сопровождались загадками, потешками, стихами — это помогало эмоционально воспринимать и осознавать игровые образы, что способствовало развитию образного мышления, воображения.

Наблюдая за сюжетно-ролевыми играми детей, был замечен особый интерес к уголку ряженья. При одевании юбочки нужно было подобрать ободок такого же цвета.

Работу по формированию сенсорных эталонов цвета продолжили в сюжетно-ролевой игре «Дом». Кукле в зелёном платье нужно было налить чай в зелёную чашку и поставить на тарелку такого же цвета, кукле в синем платье соответственно поставить синюю чашку и синюю тарелку и т. д.

Работа по восприятию цвета проводилась с учётом индивидуальных особенностей малышей. Детям, хорошо усваивающим программу, задания в дидактических играх усложнялись, дети поощрялись. Малышам, трудно усваивающим материал, предлагались задания в облегчённом варианте.

Для решения сенсорных задач разработаны и изготовлены авторские игры, которые учитывали интерес конкретной группы детей, их возможности и особенности. Игры размещались в непосредственной доступности, имели яркий эстетический вид. Это такие игры как: «Подбери тени», «Грибочки по местам», «Кто в домике живёт?», «Бусы для матрёшки», «Цветная цепочка», «Цветной паровозик», «Волшебные кубики» и другие.

Также в группе творчески создана развивающая среда, которая соответствует требованиям стандарта дошкольного образования, содержанию примерной образовательной программы и возрастным особенностям воспитанников группы. Подобран и сделан своими руками материал по сенсорному воспитанию и развитию тактильных ощущений, дидактические игры, сенсорные панно, сенсорные книги: «Волшебная страна», «Помнём, пощупаем» и другие.

Для закрепления цвета — в группе были подобраны парные игрушки: мишки, зайчики, матрёшки, слоники, куклы, мячики, шарики, как одинакового цвета, так и разного.

Немаловажную роль в успешном формировании представлений о сенсорных эталонах цвета играют родители. Главные условия — разъяснить цель и необходимость её достижения с воспитательной точки зрения. И когда родители видят изменения в своём ребёнке, отмечают появление новых качеств личности, они готовы помогать всегда и во всём педагогам.

Для родителей были проведены и оформлены консультации: «Знакомство детей раннего возраста с цветом», «Восприятия цвета у детей раннего возраста», «Сенсорное воспитание раннего возраста», «Формирование у детей сенсорных эталонов в сенсорном воспитании», «Обучение восприятию цвета» и электронные презентации на тему «Формирование сенсорных эталонов цвета у детей в игре».

Оформлялись выставки дидактических игр и игрушек, рассказывающие как играть с детьми дома, какие игрушки и дидактические игры можно приобрести для малышей, как оформить игровой уголок дома. Организовано постоянно действующая передвижная игротека.

Таким образом, включение дидактических игр и упражнений, включение их во все виды образовательной деятельности в условиях взаимодействия всех субъектов образовательного процесса повысило эффективность работы по формированию сенсорных представлений у детей раннего возраста.

По результатам работы можно сделать однозначный вывод: систематическое, последовательная работа с детьми по формированию сенсорных эталонов цвета на основе дидактических игр способствует не только развитию зрительного и цветового восприятия, но и формирует познавательный интерес и активность малышей. Наблюдения за детьми показали возможность восприятия, и выражения в цвете настроения позволила ребёнку через красоту увидеть и ощутить ценность и радость добра. Приобретая опыт видения многоцветья мира, ребёнок получил определённый эмоциональный тонус. Он способен радоваться многообразию цветов, восхищаться ими. Благодаря этому, его эстетическое восприятие расширилось.

Таким образом, системное использование разнообразных игр и упражнений является эффективным средством формирования сенсорных представлений у детей раннего возраста, а также способствует развитию познавательной активности, речи, творческих способностей детей, повышению слуховому восприятию, воображению, памяти.

Литература:

  1. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л. А. Венгера. — М.: Просвещение, 2005. — 424с.
  2. Колос Г. Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении: Практические рекомендации. — М.: АРКТИ, 2011.
  3. Метиева Л. А., Удалова Э. Я. Развитие сенсорной сферы детей. — М.: Просвещение, 2009. — 160 с.
  4. Сенсорное воспитание детей раннего возраста через восприятие цвета // Первые шаги: (Модель воспитания детей раннего возраста). — М.: 2002 — с. 303–310.
  5. Янушко Е. А. Сенсорное развитие детей раннего возраста. — М.; Мозаика-Синтез, 2009. — 72 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ранний возраст, игра, ребенок, цвет, сенсорный эталон цвета, Восприятие цвета, дошкольный возраст, образовательная деятельность, развитие, сенсорное воспитание.


Похожие статьи

Формирование у детей дошкольного возраста инженерного мышления в процессе конструирования в условиях реализации ФГОС ДО

Использование педагогом-психологом элементов сказкотерапии в работе с детьми ОВЗ, направленной на формирование экологической культуры дошкольников (из опыта работы)

Формирование фонематического слуха и восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР: путь к развитию речи через дидактические игры

Применение электронных образовательных ресурсов в работе по развитию речи и памяти детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) в условиях реализации ФГОС ДО

Формирование словесно-логического мышления у детей дошкольного возраста в системе использования ИКТ (из опыта работы)

Особенностью занятий по развитию словесно-логического мышления является игровой характер, серьезная работа принимает форму игровой деятельности, что очень привлекает воспитанников ДОУ.

Развитие эмоционально-коммуникативной сферы у детей с ОВЗ с использованием игрового набора Фребеля (из опыта работы)

Формирование коммуникативной функции речи у детей дошкольного возраста с ЗПР с использованием Lego-конструктора

Использование кейс-технологии в формировании духовно-нравственных качеств и безопасного поведения у детей дошкольного возраста (из опыта работы)

Использование методов кинезиологии и набора «Пертра» в дошкольном образовании для детей с ММД подготовительного возраста коррекционно-развивающей направленности в рамках реализации ФГОС (из опыта работы)

Развитие детей 5–7 лет с ОВЗ посредством включения звукотаблиц, звуковых планшетов в коррекционно-развивающую работу на этапе автоматизации и дифференциации поставленных звуков (из опыта работы)

Похожие статьи

Формирование у детей дошкольного возраста инженерного мышления в процессе конструирования в условиях реализации ФГОС ДО

Использование педагогом-психологом элементов сказкотерапии в работе с детьми ОВЗ, направленной на формирование экологической культуры дошкольников (из опыта работы)

Формирование фонематического слуха и восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР: путь к развитию речи через дидактические игры

Применение электронных образовательных ресурсов в работе по развитию речи и памяти детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) в условиях реализации ФГОС ДО

Формирование словесно-логического мышления у детей дошкольного возраста в системе использования ИКТ (из опыта работы)

Особенностью занятий по развитию словесно-логического мышления является игровой характер, серьезная работа принимает форму игровой деятельности, что очень привлекает воспитанников ДОУ.

Развитие эмоционально-коммуникативной сферы у детей с ОВЗ с использованием игрового набора Фребеля (из опыта работы)

Формирование коммуникативной функции речи у детей дошкольного возраста с ЗПР с использованием Lego-конструктора

Использование кейс-технологии в формировании духовно-нравственных качеств и безопасного поведения у детей дошкольного возраста (из опыта работы)

Использование методов кинезиологии и набора «Пертра» в дошкольном образовании для детей с ММД подготовительного возраста коррекционно-развивающей направленности в рамках реализации ФГОС (из опыта работы)

Развитие детей 5–7 лет с ОВЗ посредством включения звукотаблиц, звуковых планшетов в коррекционно-развивающую работу на этапе автоматизации и дифференциации поставленных звуков (из опыта работы)

Задать вопрос