Знакомство детей раннего возраста с цветом посредством дидактических игр | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №24 (104) декабрь-2 2015 г.

Дата публикации: 19.12.2015

Статья просмотрена: 2695 раз

Библиографическое описание:

Звягина, О. Н. Знакомство детей раннего возраста с цветом посредством дидактических игр / О. Н. Звягина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 24 (104). — С. 951-953. — URL: https://moluch.ru/archive/104/24189/ (дата обращения: 26.12.2024).



 

В игре развивается сообразительность, находчивость, инициатива.

Надежда Константиновна Крупская

 

Игра есть потребность растущего детского организма. Как помочь детям узнать, чем уникальны дидактические игры? Перед началом работы по ознакомлению дошкольников с дидактическими играми раннего возраста поставила цель:

Систематизировать материал о дидактических играх доступных для усвоения детьми дошкольного возраста, используя разнообразные формы работы.

Знакомство с дидактическими играми начала с решения комплекса задач, которые реализуют поставленную цель:

          Учить детей фиксировать внимание на форме предметов, использовать простейшие приемы установления тождества и различие объектов по форме, ориентируясь на слова «форма», «такая», «не такая», «разные», «одинаковые».

          Учить выполнять простые действия с предметами: снимать и нанизывать кольца.

          Учить выполнять простые действия с предметами, различающимися по величине, ориентироваться на слова: «открой», «закрой», «большая», «маленькая», «такая», «не такая».

          Закреплять умение детей сравнивать предметы по величине, осуществляя выбор из двух величин одинаковой формы.

          Учить детей выбирать предметы двух заданных цветов из четырех возможных, закреплять умение группировать предметы по цвету, знакомить с последовательностью размещения цветовых тонов в спектре.

Чтобы выполнить поставленные цели и задачи, начала работу в следующих направлениях:

          систематизация материала о дидактических играх доступных для усвоения детьми раннего возраста, используя разнообразные методы работы;

          пополнение развивающей среды;

          привлечение и активизация родителей в сенсорном воспитании малыша.

Основными принципами моей работы по ознакомлению дошкольников с дидактическими играми стали:

          учет возрастных особенностей при отборе содержания, тем занятий;

          создание эмоционально-психологического комфорта;

          уважение к личности каждого ребенка.

Формы работы по ознакомлению детей с дидактическими играми:

          занятие;

          чтение художественной литературы;

          рассматривание цветных картин и картинок;

          цветной план — карта;

          бесцветный план — карта;

          продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, конструирование);

          загадывание и отгадывание загадок;

          картотека дидактических игр;

          совместная работа с родителями;

          мини-музей М. Монтессори.

Одновременно пополняла развивающую среду необходимыми предметами и пособиями, атрибутами к играм, иллюстративными и демонстрационными материалами.

Знакомство детей с дидактической игрушкой начала с младшего возраста. Сенсорное воспитание направила на обучение детей умению точно и полно воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форма, расположение в пространстве). Наблюдая за малышами в группе, убедилась, что знания, полученные словесным путем, и не подкрепленные чувственным опытом, неясны и неотчетливы. Без обогащенного чувственного опыта у детей возникают самые фантастические представления об окружающей действительности. Все предметы и явления обладают комплексом свойств (размером, цветом, формой). Чтобы познакомиться с предметом, необходимо заполнить характеризующие его свойства. Ребенок, воспринимая, выделяет какие-либо свойства и признаки, но обычно это именно те, которые невольно бросаются в глаза. Поэтому поставила перед собой задачу: учить детей выделять в предметах и явлениях самое существенное, характерное, формировать у малышей представление о сенсорных эталонах.

В начале года проводила диагностирование детей на различение цвета и цветовых оттенков. Выяснила, что лишь небольшая часть из них различала основные цвета. В процессе игр учила детей решать простые умственные задачи типа: поставить рядом два предмета одинакового цвета, опираясь на цветной план-карту, правильно называть их.

Работа проводилась поэтапно. Развивала у ребят память, внимание, логическое мышление, восприятие цвета. Для этого предлагала дидактические игры: «Подбери правильно», «Воздушные шары». Дидактический материал вызывал у детей большой интерес, желание действовать. Малыши обменивались предметами, сравнивали их, делали умозаключение: «Такой же шарик», «такая же палочка», «Рыбка такого же цвета», «Матрешки разного цвета». Конечно же, не все дети справились с поставленной задачей. Часть из них не могли подобрать машинки, шарики, палочки по признаку цвета. Старалась использовать разнообразный дидактический материал, игры-самоделки. Например, размещение грибков двух цветов при выборе из 4-х, они увлеченно рассматривали грибочки, сопоставляли их, подбирали к эталону.

Учитывая особенности восприятия цвета детьми, использовала сначала хроматические цвета: красный, желтый, синий, зеленый, а потом ахроматические: черный и белый. В затруднительных случаях обращалась к цветному плану. Старалась подбирать игрушки и предметы интенсивной окраски. Дошкольники научились простейшим умственным операциям, а именно — сравнивать, сопоставлять цвета. Главная задача дидактических игр состоит в том, что задание ребенку предлагается в игровой форме. В процессе дидактических игр дети овладевают навыками действий с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом. Любая дидактическая игра содержит познавательную и воспитательную составляющие, игровые действия, игровые и организационные отношения.

Знания детей, полученные в дидактических играх, закрепляла при проведении развивающих игр, которые помогли сделать родители. Эти игры представляют собой набор логических задач, возрастающей сложности. При выполнении задания предоставляла малышам самостоятельность. На первых порах, знакомя детей с играми, особое внимание уделяла цветному плану-карте, поддерживала их эмоциональными репликами. Это окрыляло детей, вселяло в них надежду в свои возможности. Дети старательно складывали узоры-дорожки по графическому изображению из кубиков, которые окрашены в красный, синий, желтый, зеленый цвета. Справившиеся с заданием детям давала машину того же цвета, что и дорожка для обыгрывания. Игра вызывала большой интерес у детей.

Наряду с дидактическими игрушками использовала и настольно-печатные игры «Лото», «Цвета», «В мире сказок», «Наш огород» — рамки-вкладыши. В них ребята подбирали маленькие карточки с изображенными предметами к большим картам по словесному содержанию. Маленькие карточки и большие карты, связанные между собой имели один цветовой фон.

Хорошо развивает умственные способности, логическое мышление, восприятие хроматических цветов настольная игра «Мозаика». Дети любят заниматься этой игрой во второй половине дня и в утренние часы.

Для проведения дидактических игр во время занятий и вне занятий, направленных на восприятие хроматических и ахроматических цветов, умственных способностей разработала, изготовила и систематизировала следующие дидактические пособия: божьи коровки больших и маленьких размеров, дидактические коврики «Веселая поляна», «Во саду ли, в огороде», настенный коврик «На солнечной полянке», «Украсим нашу елочку», «Цветик — семицветик».

Ознакомление детей с формой начинала позднее, чем ознакомление с цветом. Учила детей играть в «Цветовое лото» — заполнять карты с цветовыми полями трех видов геометрических фигур, подбирая их по цвету. Готовила цветовой план — большие карты с тремя полями белого цвета. На одном поле начерчен контур круга, на другом — квадрата, на третьем — треугольника — бесцветный план. Они такого же размера, как меньшие по величине геометрические фигуры разного цвета. В начале игры давала задание: искать фигурки такой же формы, как нарисованы на картах. Объясняла, что круг без углов, гладкий, а треугольник имеет острые углы. Просила ребят провести по контуру каждой фигуры пальчиком. Учила накладывать каждую выбранную фигуру на контурное изображение и убеждаться в их совпадении. В следующий раз давала фигурки большого размера. В этой игровой ситуации прикладывание не поможет, нужно решать задачу на глаз. Усложняла вариант этой игры — с пятью фигурами (добавляла овал, прямоугольник). Далее дети подбирали к образцам — фигурки пяти форм реальных предметов.

Ознакомление с величиной одновременно начинаю с ознакомления с цветом. Дети строили башни из трех одноцветных кубиков, существенно различающихся между собой по величине.

Огромное внимание уделяю в своей работе сенсорным материалам М. Монтессори. Игры, занятия, упражнения с дидактическими материалами позволяют развивать зрительно-различительное восприятие размеров, форм, цветов, распознавать звуки, способствуют развитию речи. Дидактический материал постоянно совершенствуется в практике — это рамки — вкладыши. Ребенок учится соотносить форму с прорезями.

Объединение зрительного восприятия и мускульно-тактичного использовала в играх с карточками (цветной план). Ребенок по моей просьбе накладывал определенную форму, нарисованную на карточке, так, чтобы они полностью совпали. Для восприятия хроматического чувства использую шнуровки, застежки, плетение косичек из разноцветных шнурков. От ярких цветов перехожу к оттенкам.

Для распознавания оттенков шума использую коробочки, оклеенные в разные цвета, наполненные более или менее природным материалом. Встряхиванием их и производится шум. Особенно дети любят играть с газовыми разноцветными платочкам: подбрасывают вверх, ловят двумя руками, танцуют, называют цвета газовых платочков.

Для закрепления знаний у дошкольников, полученных в детском саду, параллельно вела работу с родителями. Ознакомление детей с дидактическими играми у детей раннего возраста может быть эффективным только при условии активного привлечения родителей. Оформила стенгазеты, папку-передвижку, подготовила консультации «Воспитание сенсорной культуры у детей двух-трех лет», «Роль дидактической игрушки в интеллектуальном развитии детей раннего возраста» и другие. Подключала родителей и к организации продуктивной деятельности детей, так как один ребенок с этой деятельностью не справится. Предлагала детям задание, которое они совместно с родителями выполняли (нарисовать новогоднюю елку, вылепить на картоне силуэты елок, применяя при этом пластилин разных цветов).

Для закрепления знаний о дидактических играх, цвете и форме продумала и организовала предметную среду в группе. Создала мини-музей дидактических игр по М. Монтессори.

Коллективная работа детей с родителями, педагогами дала им возможность проявлять себя в различных видах ролевой деятельности, способствовала развитию коммуникативных качеств, творчеству и самостоятельности. Дети научились воспринимать цвет конкретных предметов, применяя полученные представления о хроматических и ахроматических цветах, а позднее — об их оттенках, сформировалось умение узнавать соответствующую форму, называть ее и действовать с нею.

 

Литература:

 

  1.      Венгер Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. / Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер. — М.: Просвещение, 1988. — 144 с.
  2.      Зворыгина, Е.В., Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста // Е. В. Зворыгина, Н. С. Карпинская, И. М. Кононова. — М.: Просвещение, 1985,. — 144 с.
  3.      Павлова Л. Н. Раннее детство: развитие речи и мышления. / Л. Н. Павлова. — М.: Мозаика-Синтез, 2000. — 168 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, игра, цвет, предмет, ранний возраст, ознакомление детей, цветной план, бесцветный план, дидактический материал, логическое мышление.


Похожие статьи

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством дидактических игр

Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста посредством изобразительного искусства и песочной терапии

Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста посредством изобразительного искусства

Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр

Развитие навыков общения у детей младшего возраста через организацию игровой деятельности

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

Развитие речи учащихся начальной школы с помощью языкового анализа художественных произведений

Развитие мыслительных операций у детей 4-7 лет посредством обучения игре в шахматы

Похожие статьи

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством дидактических игр

Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста посредством изобразительного искусства и песочной терапии

Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста посредством изобразительного искусства

Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр

Развитие навыков общения у детей младшего возраста через организацию игровой деятельности

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

Развитие речи учащихся начальной школы с помощью языкового анализа художественных произведений

Развитие мыслительных операций у детей 4-7 лет посредством обучения игре в шахматы

Задать вопрос