Этапы обучения дошкольников пересказу (из опыта работы)
Автор: Евграфова Ирина Валентиновна
Рубрика: Образование и обучение
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №5 (22) май 2019 г.
Дата публикации: 15.04.2019
Статья просмотрена: 2878 раз
Библиографическое описание:
Евграфова, И. В. Этапы обучения дошкольников пересказу (из опыта работы) / И. В. Евграфова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 5 (22). — С. 14-19. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/124/4136/ (дата обращения: 16.12.2024).
Учить ребенка рассказывать и пересказывать — это значит формировать его связную речь. Это одна из составных в общей задаче развития речи детей дошкольного возраста.
По мере того, как ребенок растет, общение усложняется по своему содержанию. Возникают новые задачи общения, заключающиеся в передаче ребенком взрослому своих впечатлений.
В дошкольном возрасте дети легче осваивают правильное построение отдельных предложений и значительно труднее овладевают различными формами связи и согласования фраз и частей рассказа. Очень часто ребенок, не закончив одной части высказывания, переходит к другой, с совершенно новым содержанием. Это говорит о том, что смысловые связи между фразами в его речи либо слабо выражены, либо совсем отсутствуют.
Специфика обучения пересказу по сравнению с другими видами занятий по развитию монологической речи, прежде всего в том, что качество пересказа оценивается с точки зрения близости к первоисточнику. Пересказ художественного произведения доступен и близок детям дошкольного возраста в силу того, что ребенок получает готовый образец, который действует на его чувства, заставляет сопереживать и тем самым вызывает желание запомнить и пересказать услышанное.
Пересказ литературных произведений оказывает заметное влияние на речевую деятельность дошкольников. Они более творчески начинают строить свои собственные рассказы — на темы из личного опыта, на предложенный сюжет.
К текстам, предлагаемым детям для пересказа существуют определенные требования:
− Сюжет
- должен соответствовать лексической теме, изучаемой детьми в рамках образовательной программы;
- должен быть доступен по содержанию;
- иметь воспитательное значение;
- иметь ярко выраженную последовательность действий;
- быть близким жизненному опыту ребенка, чтобы он мог отразить личное отношение к событиям;
- мотивы поступков героев должны быть доступны детям.
− Язык произведения должен быть:
- с доступным детям словарем;
- с небольшими короткими и четкими фразами;
- с отсутствием сложных грамматических форм;
- с несложными формами прямой речи;
- с наличием ярких и точных определений.
На первом этапе обучения детей пересказу (младшая группа) предлагается использовать материалы русских народных сказок. На занятии логопед читает сказку с демонстрацией сюжетных картинок-карточек, проводит беседу по содержанию.
Затем раздает по одной карточке с изображением определенного сюжета из данной сказки детям. Малыши определяют, у кого «начало сказки» — первая картинка. Ребенок выходит с ней и рассказывает текст, соответствующий его картинке, далее выходит следующий и так до последней картинки — «конца сказки». Дети, которым не досталась карточка, следят за правильностью выполнения задания.
Такие игры в «сказки-пересказки» очень нравятся малышам, они безошибочно определяют последовательность сюжета и с удовольствием пересказывают содержание своей личной картинки.
На втором этапе обучения пересказу (средняя группа) в первом полугодии используются рассказы по сюжетным картинкам, а во втором полугодии — опорные картинки (например, Г. Е. Сычева «Опорные картинки для пересказа»)
На этом этапе мы незаметно переходим к тому, что для того, чтобы пересказать часть текста детям не обязательно видеть сюжетную картинку, а достаточно увидеть изображение одного, но значимого, предмета.
Третий этап — старшая группа. Здесь используется метод «рисуночного письма». Логопед читает рассказ, выставив первую картинку. Дети смотрят на нее, когда им читают текст.
При чтении следующих частей текста поочередно открываются остальные картинки. На этом этапе картинки выставляются на доске не горизонтально, а друг под другом.
Далее карточки раздаются детям, и они самостоятельно восстанавливают рассказ с последующим пересказом его целиком.
Четвертый этап — непосредственное обучение детей плану пересказа.
Логопед читает детям рассказ. После прочтения проводится беседа по содержанию текста. Далее логопед предлагает детям составить графический план. Читается эпизод рассказа и вместе с детьми решается, что надо нарисовать, чтобы запомнить этот эпизод. Также читаются и остальные эпизоды с последующей зарисовкой. Дети зарисовывают эпизоды в личных «книгах», заранее сделанных для них логопедом (тетради в этой работе не используются). Логопед в это время рисует тот же план на доске.
После того, как план составлен, дети самостоятельно пересказывают рассказ с опорой на графический план. К концу учебного года у детей есть своя «книга», открыв которую, они смогут рассказать любой рассказ.
Предложенные приёмы способствуют повышению уровня речевого развития детей, закреплению навыков самостоятельной работы. В целом учебная деятельность начинает характеризоваться осознанностью, мотивированностью и произвольностью поведения и психических процессов. Желаю Вам успеха!
Земля наша— шар.
(По В. Бороздину)
Долго люди верили, что земля — это огромная лепёшка. А держится эта лепёшка на трёх огромных китах, которые плавают в океане. А над ней — небо, как потолок. Днём потолок голубой, а ночью чёрный. Люди хотели дойти до края земли и посмотреть, что там дальше. И вот однажды люди на корабле отправились путешествовать. Плыли они все в одну сторону, туда, откуда солнце восходит. Почти три года длилось первое плавание. Многие из них погибли. А кто остался в живых, плыли домой, но не с той стороны, а с противоположной. Вот тогда и поняли люди, что земля — это огромный шар.
Литература:
- Белоусова Л. Е. Научиться пересказывать? Это просто! — М., 2009.
- Воробьёва В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. — М., 2006.
- Глухов В. П. Особенности формирования связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Автореф. Канд. дисс. — М., 1987.
- Ткаченко Т. А. Формирование и развитие связной речи. — СПб., 1999.