Использование комментированного рисования в обучении школьников пересказу | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №12 (354) март 2021 г.

Дата публикации: 20.03.2021

Статья просмотрена: 147 раз

Библиографическое описание:

Николаева, Г. Г. Использование комментированного рисования в обучении школьников пересказу / Г. Г. Николаева, А. А. Федотова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 12 (354). — С. 245-247. — URL: https://moluch.ru/archive/354/79372/ (дата обращения: 19.10.2024).



Способности детей к созданию изображения формируются через изобразительные, игровые и технические умения и навыки. Все это происходит на фоне комментирующей речи взрослого. Поэтому в работе учителя-дефектолога начальной школы, реализующей АООП, часто применяется «прием комментирующей речи взрослого» и прием «комментированного рисования».

Низкий уровень речевого развития, несформированность графических навыков и умений мешает ребенку выражать в рисунках задуманное, адекватно изображать предметы объективного мира. Все это говорит о необходимости создания условий, для развития коммуникативных и творческих способностей детей. Рисунок для ребёнка не только изображение предмета, но и своеобразный заменитель речи. Любое нарушение речи влияет на психическое и эмоционально-волевое развитие ребёнка, в результате продуктивной деятельности рисунки являются в свою очередь, наглядной опорой для речевых высказываний.

Известно, что дети с ОВЗ испытывают значительные трудности в овладении связной речью:

– трудности с подбором слов, необходимых для построения фразы;

– им сложно правильно строить предложения;

– не умеют излагать последовательно события.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту, развитие речи выделено в отдельную образовательную область и включает в себя:

– владение речью как средством общения и культуры;

– обогащение активного словаря;

– развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

– развитие речевого творчества;

– развитие звуковой культуры речи, фонематического слуха;

– знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.

Мы ищем новые пути для оказания помощи детям с сочетанными нарушениями. Для решения этих задач мы используем метод обучения пересказу с использованием комментированного рисования.

Работа по обучению детей пересказу строится на подборе речевого материала доступного пониманию детям с ОВЗ. Нужно создать на уроке такую проблемную ситуацию, которая позволила бы структуру текста представить в виде наглядности: создание «диафильма» к тексту. Такая работа знакома нашим детям, так как они уже работали с сериями сюжетных картин в дошкольном возрасте на занятиях с дефектологами и логопедами.

Мы предлагаем примерный план урока по обучению пересказу с помощью комментированного рисования.

I Вводная часть.

Подготовка детей к восприятию нового произведения , главным образом его идеи.

Задачи:

1) Выяснить знания детей по теме произведения.

2) Обеспечить понимание слов и выражений, которые будут в тексте. Разбирается значение слов по семантике.

3) Расширить представления детей о предмете, о котором идет речь в произведении.

II Первичное чтение текста учителем

На данном этапе педагогом предлагается моделирование коммуникативной ситуации. Педагог предлагает образец ситуации, которая сопровождаться одновременной иллюстрацией музыкальной, картинной, либо отрывками из фильмов или мультфильмов. Педагог предлагает вариант рисования к проблемной ситуации.

III Беседа о прослушанном

Педагог выясняет степень осознания основного смысла прослушанного, выявляет, о чем произведение, определяются главные герои, оцениваются поступки героев.

IV Деление текста на смысловые части и составление вербально-графического плана

В данном разделе работы осуществляется «проигрывание» ситуации с ребёнком (учениками). Педагог предлагает детям обсудить, какие картинки нужны для иллюстрации и сколько таких картинок.

Мы используем в своей работе схематические изображения, серию сюжетных картин, подобранные к каждой части текста предметные картинки, а также символы-пиктограммы, комментированное рисование.

Педагог предлагает опорные слова к предложениям, а ребёнок, прочитав слово, подбирает схематическое изображение или пиктограмму, составляет предложение с этим словом. На доску вывешиваются сюжетные картинки в той линейной последовательности, как эти события происходили в тексте.

Для каждой фразы, составленной ребёнком, педагог совместно с ребёнком может нарисовать в индивидуальной тетради или альбоме опорные карточки-символы для последующего пересказа. Педагог учитывает индивидуальные особенности каждого ребёнка, его предпочтения и возможности. Дети совместно с педагогом придумывают заголовки к каждой выделенной части.

Заголовки частей текста — план текста, по которому можно составить пересказ.

Педагог ориентирует детей на то, что эти словосочетания передают содержание события в этом предложении. Дети могут подчёркивать карандашом в тексте эти словосочетания, а потом записывать или вклеивать фразы в индивидуальные тетради.

V Обучение пересказыванию текста

На данном этапе осуществляется пересказ с опорой на картинный и вербально-графический план. Рассматривая картинку и прочитывая под ней заголовок, ребенок восстанавливает в своих образах, представлениях то событие, о котором он будет рассказывать.

Пересказывание на уроке первоначально идёт по одному предложению (по цепочке), далее по смысловым частям, по возможности в конце на уроке ребенок воспроизводит целиком текст с помощью вербально-графического плана.

Можно данный план урока применить учителю на уроках литературного чтения, окружающего мира, на уроках технологии, дефектологу и логопеду на индивидуальных занятиях в рамках прохождения каждой лексической темы.

Литература:

  1. Занков Л. В. Избранные труды.- М.,1990.
  2. Коробейникова, В. Н. О некоторых приемах обучения чтению/ Начальная школа.- 2007
  3. Львов М. Р. и др. методика преподавания русского языка в начальных классах / М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская.- М., 2000
  4. Рыскина В., Лазина Е. Коммуникация с помощью картинок — «Эвричайлд» (Великобритания), 2010 г. 3.
  5. Фрост Л., Бонди Э. Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS): руководство для педагогов — изд. Теревинф, 2011 г.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, вербально-графический план, комментированное рисование, педагог, III, детская литература, картинка, пересказ, предложение, проблемная ситуация.


Задать вопрос