Телесно-ориентированные практики в работе с детьми. Метод замещающего онтогенеза
Авторы: Рыбаченко Алена Богдановна, Барба Марина Фёдоровна, Кравченко Марина Ивановна
Рубрика: Методика
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (3) декабрь 2015 г.
Дата публикации: 18.11.2015
Статья просмотрена: 3813 раз
Библиографическое описание:
Рыбаченко, А. Б. Телесно-ориентированные практики в работе с детьми. Метод замещающего онтогенеза / А. Б. Рыбаченко, М. Ф. Барба, М. И. Кравченко. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2015. — № 3 (3). — С. 99-101. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/12/471/ (дата обращения: 16.12.2024).
В настоящее время резко возросло число детей с отклонениями в психическом развитии. Причем характерно, что эта тенденция наблюдается в образовательном пространстве в целом: в яслях, детских садах, школе. Объективные клинические обследования, как правило, не выявляют у этих детей грубой патологии и фиксируют вариант развития в пределах нижненормативных границ. Между тем проблемы обучаемости их подчас практически неразрешимы.
По данным Министерства образования РФ, к 2010 году (за последние 10 лет) количество детей с нарушением интеллекта снизилось на 14–15 %, а количество детей с ЗПР увеличилось в 2 раза, из года в год статистика продолжает неумолимо расти [3]. Актуальность проблемы психического здоровья детей в последние годы значительно возросла. Рост нервно-психических и соматических заболеваний, а также различных функциональных расстройств коррелирует с общим снижением успеваемости, особенно на начальных этапах обучения.
Заметно увеличивается количество коррекционных классов, всевозможных реабилитационных центров и консультаций. Специалисты утверждают, что традиционные общепринятые психолого-педагогические методы, позволяющие эффективно воздействовать на тот или иной дефицит ребенка непосредственно, по типу «симптом — мишень», во многих случаях перестали приносить результаты и в процессе обучения, и в процессе направленной коррекции. Для всех уже давно очевидно, что в нынешней детской популяции актуализируются дизонтогенетические (то есть нарушающие и/или искажающие процессы развития) механизмы, формирующие качественно новые варианты индивидуальных различий и нормы реакции. Из этого следует, что только своевременное, грамотное выявление может привести к выбору наиболее адекватного и индивидуализированного пути преодоления имеющихся трудностей.
Традиционно методы коррекции детей с отклонениями в психическом развитии разделяются на два основных направления. Первое — собственно когнитивные методы, чаще всего ориентированные на преодоление трудностей усвоения школьных знаний и формирование тех или иных психических функций. Например, слухоречевой памяти, счетных операций, письма и т. д. Второе направление — методы двигательной коррекции (танцы, гимнастика, цигун, ушу, массаж, ЛФК и т. п.) и телесно-ориентированные психотехники, которые давно зарекомендовали себя как эффективный инструмент преодоления психологических проблем. Цель их внедрения — восстановление или формирование у человека контакта с собственным телом, снятие телесных напряжений, осознание своих проблем в виде телесных аналогов, развитие невербальных компонентов общения для улучшения психического самочувствия и взаимодействий с другими людьми.
Наличие этих двух противоположных по своей направленности подходов — «сверху» и «снизу» — открывает нам в ракурсе психологической коррекции, вечную проблему соотношения души (психики) и тела: первый ориентирован «на голову», а второй — «на тело». Если «связать» воедино два направления, то практика показывает, что желаемые результаты не достигаются.
Таким образом, в сложившейся актуальной ситуации оптимальным является системный подход к коррекции психического развития ребенка, в котором когнитивные и двигательные методы должны применяться с учетом их взаимодополняющего влияния [1].
Фундамендальным для этого подхода является метод замещающего онтогенеза.
Суть данного подхода заключается в том, что воздействие на сенсомоторный уровень с учетом общих закономерностей онтогенеза вызывает активизацию развития всех высших психических функций (ВПФ). Так как он является базовым для дальнейшего развития ВПФ, логично в начале коррекционного процесса отдать предпочтение именно двигательным методам, не только создающим некоторый потенциал для будущей работы, но и активизирующим, восстанавливающим и простраивающим взаимодействия между различными уровнями и аспектами психической деятельности. Ведь очевидно, что актуализация и закрепление любых телесных навыков предполагают востребованность извне к таким психическим функциям, как, например, эмоции, восприятие, память, процессы саморегуляции и т. д. Следовательно, создается базовая предпосылка для полноценного участия этих процессов в овладении чтением, письмом, математическими знаниями.
Последующее включение когнитивной коррекции, также содержит большое число телесно-ориентированных методов, которое происходит с учетом динамики индивидуальной или групповой работы.
В нашей статье мы рассмотрим «метод замещающего отногенеза» как базовую технологию нейропсихологической коррекции, абилитации и профилактики в детском возрасте.
Метод замещающего онтогенеза (МЗО) — нейропсихологическая технология, содержащая инвариантный комплекс этапов (диагностака-профилактика-коррекция-абилитация-прогноз) психолого-педагогического сопровождения детей с различными типами развития: от вариантов нормативного и отклоняющегося до грубых форм патологического. Основная его цель — развитие мозгового (и шире — нейропсихосоматического) обеспечения психического онтогенеза. Механизмы воздействия МЗО идентичны базовым составляющим нормативного онтогенеза во всем многообразии его системно-динамических психологических возрастных перестроек [2].
«Идеология метода замещающего онтогенеза основывается на теории А. Р. Лурия о трёх функциональных блоках мозга и учение Л. С. Цветковой о нейропсихологической реабилитации психических процессов.
Нейропсихологическая коррекция представляет собой трехуровневую систему.
Каждый из уровней коррекции имеет свою специфическую «мишень» вздействия и направлен на все три блока мозга.
1 уровень — «уровень стабилизации и активации энергетического потенциала организма». Направлен, прежде всего, на функциональную активацию подкорковых образований головного мозга.
2 уровень — «уровень операционального обеспечения сенсомоторного взаимодействия с внешним миром». Эти методы направлены на стабилизацию межполушарных взаимодействий и специализации левого и правого полушарий.
3 уровень — «уровень произвольной саморегуляции и смыслообразующей функции психических процессов». Направлен на формирование оптимального функционального статуса передних отделом мозга.
В коррекционный процесс поэтапно должны быть включены упражнения 1-го, 2-го и 3-го уровня, однако уделенное время применения тех или иных методов варьируются в зависимости от исходного статуса ребенка. Соответственно применение методов разного уровня требует продуманной стратегии и тактики нейропсихологической диагностики.
В каждый возрастной период развитие мозга и его психических функций может быть реализована только при выполнении определенных условий:
Предшествующие этапы развития должны быть пройдены полноценно, последовательно и своевременно;
Для ребенка должны быть обеспечены стимулирующие социальные условия для развития. В условии семья следует разработать систему воспитания с едиными требованиями от всех членов семьи, что будет способствовать психическому развитию ребенка, а не тормозить его. Кроме того, психическое развитие ребенка невозможно без формирования навыков опрятности и самообслуживания. Важно помнить, воспитание, как и развитие, процесс круглосуточный;
Обязательно нужно обследоваться у детского невролога и мануального терапевта, при необходимости провести лечение. Помните, причиной многих отклонений в психическом и речевом развитии, поведении и обучении ребенка являются неврологические проблемы. Сначала с ребенком должны работать врачи, а потом уже психологи, логопеды и дефектологи [1].
Коррекционно-развивающий процесс предполагает возвращение назад по онтогенезу и новое выстраивание программы психического развития.
В ходе этих занятий стимулируется биологически правильный двигательный стереотип ребенка, активизируется психомоторная программа развития с учетом её этапности по методу В.Войта (стабилизация равновесия, перевороты, ползание с постепенной вертикализаций).
Методика замещающего онтогенеза направлена на причину отклонений. Данный вид коррекции более длителен по времени, требует значительных усилий, однако более эффективен по сравнению с симптоматической коррекцией, так как одни и те же симптому отклонений могут иметь совершенно разную природу, причины и психологическую структуру психических нарушений.
Коррекционно-развивающий процесс простроен так, что на первых занятиях происходит намеренное «уменьшение возраста» ребенка через упражнения «Яйцо», «Червячок», «возврат ребенка назад» по этапам развития новое выстраивание программы психического развития. Важно запомнить, что не рекомендуется выводить ребенка из программы в середине занятий, пропускать занятия, без уважительной причины.
Занятия по данной методике предполагают гармоничное развитие всех высших психических функций головного мозга (память, внимание, мышление, восприятие, самоконтроль и т. д.). К основным коррекционно-развивающим направлениям программы можно отнести:
Развитие стволовых структур и вестибулярно-моторных координаций (основа работоспособности, телесного здоровья и иммунитета);
Развитие крупной и мелкой моторики;
Развитие соматогнозиса (восприятие тела);
Развитие сенсорных систем (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус);
Развитие когнитивной сферы;
Развитие коммуникативной сферы.
Занятия могут проводиться индивидуально, однако групповые занятия имеют больший коррекционно-развивающий эффект. При желании программу можно повторить, это зависит от особенностей развития ребенка, так же использовать программу с целью профилактики а не коррекции. Усилить коррекционно-развивающий эффект у вашего ребенка помогут занятия плаванием, верховой ездой, детской йогой, музыкой, танцами и т. д.
Нейропсихологическая диагностика проводится во время наблюдения за ребенком на занятии. Каждое упражнение на занятии является не только развивающим, но и диагностическим. Эта информация является наиболее информативной и показательной.
Следует ежедневно выполнять домашние задание (с усложнением), которые предлагаются ребенку. Помните, психическое развитие — процесс круглосуточный, двух часов коррекционно-развивающих занятий в неделю недостаточно для гармоничного и полноценного развития ребенка. Чем больше родители включены в развивающий процесс, тем эффективнее будут занятия.
Литература:
1. А. Н. Семенович. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза. — М., 2007: -474с.
2. Симерницкая Э. Г. Мозг и психические процессы в онтогенезе. — М.,1985.
3. http://минобрнауки.рф/ Министерства образования и науки РФ.