Организация взаимодействия специалистов с семьей ребенка с особыми образовательными потребностями
Автор: Барсукова Оксана Васильевна
Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (19) февраль 2019 г.
Дата публикации: 02.02.2019
Статья просмотрена: 241 раз
Библиографическое описание:
Барсукова, О. В. Организация взаимодействия специалистов с семьей ребенка с особыми образовательными потребностями / О. В. Барсукова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 2 (19). — С. 36-37. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/115/3862/ (дата обращения: 21.09.2024).
Данное направление профессиональной деятельности педагога-психолога, учителя-логопеда и учителя-дефектолога является одним из приоритетных. Работа с родителями (законными представителями) детей, находящихся на сопровождении психолого-педагогической службы, имеет свою динамику и осуществляется поэтапно. На всем протяжении сопровождения необходимо проведение психолого-педагогического консультирования семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
На подготовительном этапеработы происходит подготовка материально-технических, научно-методических, социально-психологических и прочих условий, необходимые для организации процесса сопровождения. Специалисты разрабатывают пакет индивидуальной документации на каждого ребенка, подбирают необходимый диагностический инструментарий, составляют комплексы коррекционно-развивающих мероприятий. Проводят беседы и консультации для родителей, на которых знакомят родителей с целями, задачами и содержанием психолого-педагогического провождения. Координатор психолого-педагогического сопровождения проводит консультирование с педагогами и специалистами.
На начальном этапе работы с родителями также проводится первичное консультирование, которое позволяет педагогу-психологу собрать необходимую информацию о семье и ребенке, его индивидуальных и психофизических особенностях, а также важные анамнестические данные. По результатам консультирования разрабатывается оптимальный режим посещения ребенком образовательного учреждения, выстраивается прогноз протекания адаптационного периода, разрабатывается или корректируется индивидуально-ориентированная программа работы специалистов с ребенком.
Первичный индивидуальный игровой сеанс — очень важный этап в работе учителя-дефектолога, поскольку именно он позволяет установить с ребенком доброжелательные отношения, выявить основную направленность последующей работы с семьей, а также определить темп и содержание коррекционно-развивающих занятий.
Параллельно проводится комплексный психолого-педагогический мониторинг уровня развития детей. Цель мониторинга — определение уровня актуального развития ребенка, выявление нарушений в развитии и отслеживание процесса адаптации детей. Работа осуществляется в режиме индивидуальных диагностических приемов и сеансов следящей диагностики. В конце года проводится повторное исследование степени адаптации, а также общее психолого-педагогическое обследование. При необходимости и по запросу родителей специалисты проводят более углубленное диагностическое обследование. При этом весь учебный год поддерживается взаимодействие с родителями в виде психологических консультаций, бесед, открытых мероприятий, информирования, а при необходимости и работы специалистов с парой «ребенок — родитель». Таким образом, активная работа с родителями ведется в течение всего учебного года и выстраивается по следующему алгоритму:
‒ первичная консультация семьи ребенка с ОВЗ;
‒ прогноз степени адаптации ребенка к дошкольной группе;
‒ первичный индивидуальный игровой сеанс;
‒ первичная психолого-педагогическая диагностика;
‒ комплекс коррекционно-развивающих занятий;
‒ итоговая психолого-педагогическая диагностика ребенка;
‒ разработка рекомендаций для семьи, совместное проектирование траектории дальнейшей образовательной деятельности.
Психолого-педагогическое сопровождение составляет важную часть организации и содержания психолого-педагогической работы с ребенком с отклонениями в развитии. В частности, позволяя выявить индивидуальные психологические и физиологические особенности ребенка, ориентируясь на которые специалист совместно с родителями сможет проектировать траекторию образовательной деятельности.
Аналитический этап работы включает в себя обработку и анализ полученной информации. Задачей аналитического этапа является интерпретация полученных данных и заполнение индивидуальной карты развития ребенка. Данный этап работы включает и такой важный этап, как прогностический. Прогностический этап — очень важное звено в системе психолого-педагогического сопровождения семьи, поскольку на основании имеющихся фактов и их осмысления специалистами определяется прогноз протекания адаптационного периода, траектория дальнейшего развития ребенка, выясняются основные направления коррекционной работы с ним, решается вопрос о индивидуальном образовательном маршруте. На основе обобщения результатов и систематизации полученной информации вносятся необходимые корректировки в прогноз адаптации, данные заносятся в индивидуальные карты развития. Проводятся консультации родителей детей. При необходимости составляются индивидуально ориентировочные планы для закрепления достигнутых результатов в домашних условиях.
Все этапы условны, а их количество может меняться в зависимости от характера протекания адаптации, уровня развития детей и поступающих запросов от родителей детей. Переход к каждому последующему этапу, являющемуся продолжением предыдущего, не имеет четкого временного характера и возможен при условии достижения ребенком промежуточных результатов, без которых цель психолого-педагогической помощи достигнута быть не может.
Литература:
- Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования. — М.: Мозаика-Синтез, 2015.
- Лезина Ю. Ю. Программа комплексных коррекционно-развивающих занятий для развития коммуникативных навыков, произвольности психической деятельности для младших подростков с ЗПР» [Электронный ресурс] // Издательский дом «Первое сентября». URL: http://festival.1september.ru (дата обращения 11.07.2016).
- Микляева Н. В., Микляева Ю. В. Работа педагога-психолога в ДОУ: Методическое пособие. — М.: Айрис-пресс, 2005.
- Шарохина В.Л, Коррекционно-развивающие занятия в младшей группе. — М.: Прометей; Книголюб, 2004.
Похожие статьи
Психолого-педагогическое сопровождение детей...
Психолого-педагогическое сопровождение детей в адаптационный период. Автор: Гайнанова Елена Анатольевна.
Основная задача сопровождения — создание ситуаций развития, в которых ребенок и сопровождающий его взрослый вступают в особый тип...
Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного...
В основании системы психолого-педагогического сопровождения лежат возрастные особенности детей на разных периодах развития и психолого-педагогические направления деятельности. Психолого-педагогическое сопровождение сегодня является не просто...
Психолого-педагогическое сопровождение адаптации ребенка...
Психолого-педагогическое сопровождение адаптации ребенка и его семьи к условиям дошкольного образовательного учреждения.
Ниже приведена информация, следуя которой воспитатели совместно с родителями сделают адаптационный период более легким и...
Игровой сеанс как модель взаимодействия с семьей в период...
В основе современной концепции дошкольного воспитания лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность их родители, все другие социальные институты призваны помочь, поддержать направить, дополнить воспитательную деятельность семьи.
Программа психолого-педагогического сопровождения детей...
Модель психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в условиях
Определение уровня готовности ребенка к поступлению в детский сад и составление прогноза адаптации.
Педагогическое сопровождение адаптации ребенка к условиям детского сада...
Этапы психолого-педагогического сопровождения...
Психолого-педагогическое сопровождение адаптационных групп кратковременного пребывания в
для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и
Сопровождение детей в период первичной адаптации к условиям групп...
Модель психолого-педагогического сопровождения детей...
Организация психолого-педагогического сопровождения детей в образовательном пространстве является одним из признаков
Период раннего детства является чрезвычайно важным и ответственным этапом в развитии ребенка. Именно в первые три года жизни...
Психологическое сопровождение детей раннего возраста...
Задачи психологического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к
- развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) детей, родителей, а
- характеристика родителями состояния детей через анализ анкетных данных
Особенности психолого-педагогического сопровождения семьи...
Центр игровой поддержки ребенка является важным звеном в психолого-педагогическом сопровождении семьи и
Известно, что в ранние периоды развития дети с умственными и физическими недостатками лишь в
Первичный индивидуальный игровой сеанс – также...
Основные направления взаимодействия с семьей в рамках...
Психолого-педагогическое сопровождение семьи начинается с работы педагога-психолога с детьми раннего возраста (1–3 года). Цели: Активное включение родителей в процесс обучения и развития ребёнка. Раннее выявление нарушений развития.
Похожие статьи
Психолого-педагогическое сопровождение детей...
Психолого-педагогическое сопровождение детей в адаптационный период. Автор: Гайнанова Елена Анатольевна.
Основная задача сопровождения — создание ситуаций развития, в которых ребенок и сопровождающий его взрослый вступают в особый тип...
Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного...
В основании системы психолого-педагогического сопровождения лежат возрастные особенности детей на разных периодах развития и психолого-педагогические направления деятельности. Психолого-педагогическое сопровождение сегодня является не просто...
Психолого-педагогическое сопровождение адаптации ребенка...
Психолого-педагогическое сопровождение адаптации ребенка и его семьи к условиям дошкольного образовательного учреждения.
Ниже приведена информация, следуя которой воспитатели совместно с родителями сделают адаптационный период более легким и...
Игровой сеанс как модель взаимодействия с семьей в период...
В основе современной концепции дошкольного воспитания лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность их родители, все другие социальные институты призваны помочь, поддержать направить, дополнить воспитательную деятельность семьи.
Программа психолого-педагогического сопровождения детей...
Модель психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в условиях
Определение уровня готовности ребенка к поступлению в детский сад и составление прогноза адаптации.
Педагогическое сопровождение адаптации ребенка к условиям детского сада...
Этапы психолого-педагогического сопровождения...
Психолого-педагогическое сопровождение адаптационных групп кратковременного пребывания в
для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и
Сопровождение детей в период первичной адаптации к условиям групп...
Модель психолого-педагогического сопровождения детей...
Организация психолого-педагогического сопровождения детей в образовательном пространстве является одним из признаков
Период раннего детства является чрезвычайно важным и ответственным этапом в развитии ребенка. Именно в первые три года жизни...
Психологическое сопровождение детей раннего возраста...
Задачи психологического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к
- развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) детей, родителей, а
- характеристика родителями состояния детей через анализ анкетных данных
Особенности психолого-педагогического сопровождения семьи...
Центр игровой поддержки ребенка является важным звеном в психолого-педагогическом сопровождении семьи и
Известно, что в ранние периоды развития дети с умственными и физическими недостатками лишь в
Первичный индивидуальный игровой сеанс – также...
Основные направления взаимодействия с семьей в рамках...
Психолого-педагогическое сопровождение семьи начинается с работы педагога-психолога с детьми раннего возраста (1–3 года). Цели: Активное включение родителей в процесс обучения и развития ребёнка. Раннее выявление нарушений развития.