Автор: Барсукова Оксана Васильевна

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, май 2017)

Дата публикации: 07.05.2017

Статья просмотрена: 23 раза

Библиографическое описание:

Барсукова О. В. Основные направления взаимодействия с семьей в рамках психолого-педагогического сопровождения адаптационных групп кратковременного пребывания [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2017 г.). — Казань: Бук, 2017. — С. 11-13.



Важнейшей задачей обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с семьей. Ведущей целью педагогов и специалистов является создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития педагогической и психологической компетентности родителей. Современная семья способна разрешать разные типы социально-педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребенка и принимает непосредственное участие в жизни детского сада.

Основными задачами взаимодействия образовательной организации с семьей, таким образом, являются: изучение отношений педагогов и родителей к различным вопросам воспитания, обучения, развития детей; информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения детей на разных возрастных этапах их развития и о возможностях детского сада и семьи в решении данных задач; создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми; привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях; поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и потребностям ребенка, создание необходимых условий для их удовлетворения в семье.

В настоящее время уже не вызывает сомнений, что воспитание и обучение ребенка начинается с раннего детства, в условиях социальной ситуации развития [3]. С самого раннего возраста у ребенка закладываются и формируются такие личностные характеристики, как познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение и творческая направленность [2].

Благополучное развитие всех сфер невозможно вне пространства системы отношений «родительребенокпедагог». Многие специалисты отмечают, что в триаде отношений «родитель — ребенок — педагог» именно родитель часто является наименее включенным, пассивным звеном. Как правило, сами родители объясняют это сверхзанятостью и городским ритмом жизни.

Задача педагогического коллектива состоит в том, чтобы преодолеть «невстроенность» родителей в систему отношений, чтобы она стала для них творчески и духовно ресурсной, важной, интересной и родной. Практическая реализация данной сверхважной задачи осуществляется путем поиска новых форм и направлений взаимодействия с семьей [1]. Успешное взаимодействие возможно лишь в том случае, если детский сад знаком с воспитательными возможностями семьи ребенка, а семья имеет представление о дошкольном учреждении, которому доверяет воспитание ребенка, поэтому важнейшим условием создания единого педагогического пространства является взаимоинформирование. Непосредственное вовлечение родителей в образовательную деятельность может осуществляться в разных формах, в том числе посредством создания образовательных проектов на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи (ФГОС ДО).

Выстраивая взаимодействие с родителями, можно развивать как традиционные формы обучения — лекции, семинары, усиливая их интерактивный характер, так и осваивать новые формы: мастер-классы, тренинги, проекты, игры. Формы взаимодействия, которые реализует наша психолого-педагогическая служба: открытые игровые занятия, детско-родительский клуб, родительская гостиная, семейная мастерская, игровые сеансы с семьей, психологические консультации, открытые игровые занятия.

Психолого-педагогическое сопровождение семьи начинается с работы педагога-психолога с детьми раннего возраста (1–3 года). Цели: Активное включение родителей в процесс обучения и развития ребёнка. Раннее выявление нарушений развития. Оказание своевременной помощи.

Детско-родительский клуб. Цели: создавать условия для усиления мотивации родителей по отношению к взаимодействию со своим ребенком; сформировать систему эффективного взаимодействия всех участников образовательного и воспитательного процесса с целью обеспечения психического, соматического и социального благополучия воспитанников; создавать условия для освоения средства и способов взаимодействия родителей с детьми (навыки общения, играя и продуктивная деятельность); способствовать созданию условий для адекватного продолжения образования детей дома в ходе их взаимодействия с родителями.

Родительская гостиная. Это модель взаимодействия «родитель — ребёнок — педагог», где родителю и ребёнку отводятся ведущие роли. Педагог выполняет роль консультанта, снабжающего родителей необходимыми сведениями и обучающего их некоторым специальным умениям, приёмам взаимодействия с ребёнком. На этих встречах дети, родители вместе играют, выполняют упражнения, а итогом становится творческая деятельность — создание индивидуальных или коллективных работ.

Семейная мастерская. Основные цели — создать в дошкольном отделении условия для объединения родителей, оказания им поддержки и помощи в формировании благоприятного психоэмоционального климата и расширения социального пространства семьи. Задачи: формирование интереса родителей к личностному развитию ребенка на основе его возможностей; способствовать сотрудничеству родителей и детей в совместной деятельности; развивать стремление к творческой самореализации и формировать позитивную установку к различным видам творчества.

Игровые сеансы ссемьей. Важной составляющей психолого-педагогического сопровождения семьи ребенка с ОВЗ являются игровые сеансы в формате «Родитель — Ребенок — Педагог». Основная задача специалистов состоит в том, чтобы преодолеть «невстроенность» родителей в систему отношений, чтобы она стала для них творчески и духовно ресурсной, важной, интересной и родной. Уровень вовлечения и непосредственного участия семьи необходимо предварительно обсуждать. Дальнейшие встречи проводятся при согласии всех участников.

Психологические консультации. Психолого-педагогическая служба реализует консультативную работу с семьей и включает в себя следующие виды и формы: доклады и семинары; беседы и обмен опытом; стенды и папки-передвижки; открытые занятия; дни открытых дверей; совместные мероприятия; индивидуальное психологическое консультирование.

В результате такой работы: родители видят, что вокруг них есть семьи, близкие им по духу и имеющие похожие проблемы; убеждаются на примере других семей, что активное участие родителей в развитии ребёнка ведёт к успеху; формируется активная родительская позиция и адекватная самооценка.

Полноценное сотрудничество со специалистами помогает родителям применять полученные знания и умения в работе со своими детьми дома и принять ребёнка таким, какой он есть — во всех его проявлениях.

Литература:

  1. Барсукова О. В., Гавриш Е. Н., Пикина Е. В. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования ребёнка с ограниченными возмож-ностями здоровья // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 1. — С. 12–14.
  2. Дубровина И. В. Психологическая служба в современном образовании. — СПб: Издательство «Питер», 2009.
  3. Смирнова Е. О. Детская психология. — М.: Владос, 2003. — 368 с.
Основные термины (генерируются автоматически): компетентности родителей, «невстроенность» родителей, конструктивного взаимодействия, способов взаимодействия родителей, семьи ребенка, создание необходимых условий, открытые игровые занятия, психологической компетентности родителей, Непосредственное вовлечение родителей, конструктивного взаимодействия педагогов, Активное включение родителей, развитие конструктивного взаимодействия, родителей необходимыми сведениями, повышение компетентности родителей, усиления мотивации родителей, активное участие родителей, формирование интереса родителей, развития личности ребенка, игровые сеансы, возможностями семьи ребенка.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос