Проект «Люби и знай родной наш край» для детей старшего дошкольного возраста
Авторы: Сославина Ирина Анатольевна, Мартынова Татьяна Юрьевна, Шарафутдинова Эльвира Станиславовна
Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №1 (18) январь 2019 г.
Дата публикации: 21.12.2018
Статья просмотрена: 1878 раз
Библиографическое описание:
Сославина, И. А. Проект «Люби и знай родной наш край» для детей старшего дошкольного возраста / И. А. Сославина, Т. Ю. Мартынова, Э. С. Шарафутдинова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 1 (18). — С. 37-45. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/112/3810/ (дата обращения: 16.12.2024).
Мы живем на Чувашской земле, поэтому чтим чувашское культурное наследие. Изучение культурного наследия чувашского народа, раскрытие его воспитательного потенциала, остаются важной и актуальной проблемой. Невольно вспоминаются слова Льва Николаевича Толстого: «Ты помни, мира не узнаешь, пока не знаешь края своего».
Процесс приобщения к чувашскому языку в детском саду призван не только обеспечить детей возможностью овладения ещё одним способом общения, он должен ввести детей в мир культуры чувашского народа. Ведь как бы серьезно ни продумывались формы воспитания детей в детском саду, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в педагогическом процессе.
Дошкольник стремится к активной деятельности, и чем она полнее и разнообразнее, тем более она значима для ребенка, тем успешнее идет его развитие, реализуется потенциальные возможности приобщения к изучению чувашского языка через познавательное развитие.
Город Чебоксары исторически сложился как центр Чувашской Республики. Здесь проживают семьи, в которых дети воспитываются в условиях двуязычия. Овладевая родным языком, ребенок учится понимать свою принадлежность и оценивать роль родной культуры в мире.
Обучение чувашскому языку в детском саду направлено на развитие способностей детей дошкольного возраста к общению. «Программа образования ребенка-дошкольника» предусматривает обучение детей чувашскому языку дошкольного возраста как необходимое условие формирование продуктивного чувашско-русского билингвизма (двуязычие) ведущее средство полноценной реализации закона «О языках в Чувашской Республике». Реализация главной цели обучения чувашскому языку в детском саду связана с расширением общеобразовательного кругозора дошкольников. Наполнение содержания обучения информацией о Чувашской Республике последовательная опора на социокультурный и речевой опыт в родном языке, и сопоставление этого опыта с приобретенным в совместной деятельности с педагогами и родителями. [3]
Детский сад, семья, окружающая микросреда оказывает сильное влияния на ребенка в плане формирования интереса, уважения к своему народу, к месту, где он вырос. [1]
В нашем детском саду большую часть контингента составляют русскоязычные дети. Проанализировав анкетирование, проводимое с родителями воспитанников ДОУ, выявили утрату в чувашских семьях самоценности родного языком. Дети из многих чувашских семей не владеют чувашским языком, так как дома члены семьи общаются на русском языке между собой и с детьми. Недостаточная педагогическая культура родителей не позволяет обеспечить полноценное воспитание ребенка, приобщение его к национальной культуре и чувашскому языку. Поэтому был создан проект «Люби и знай родной наш край». Предложенные нами познавательные маршруты для родителей и детей помогут в изучении культурного наследия чувашского народа и усвоении чувашского языка.
Цель проекта: использовать культурное наследие Чувашии в образовательной работе с детьми старшего дошкольного возраста средствами русского и чувашского языка для полноценного развития, становление их личности, формирования патриотизма.
Задачи:
– привлечение ресурсов городской среды и семей дошкольников к изучению чувашского языка через познавательное развитие;
– приобщение к историческим, культурным, национальным памятникам;
– вовлечение детей в активный исследовательский поиск;
– формирование интереса к настоящему и прошлому, умения видеть историю вокруг себя;
– формирование чувства патриотизма, нравственности, духовности;
– усваивание опыта социальных взаимоотношений;
– повышение интереса родителей и педагогов дошкольного учреждения к обучению детей чувашскому языку через историю родного края.
Участники:
– дети старшего дошкольного возраста;
– родители воспитанников;
– воспитатель группы;
– старший воспитатель;
– руководитель ДОУ.
Ожидаемые результаты:
– сформируется у детей интерес и положительное отношение к чувашскому языку, к культуре чувашского народа, истории родного края;
– осознания себя как личности, принадлежащей к определённому языковому и культурному сообществу; понимании важности изучения чувашского языка
– сформируется чувства патриотизма, нравственности, духовности;
– повышение интереса родителей и педагогов дошкольного учреждения к обучению детей чувашскому языку через историю родного края;
– повысится профессиональная компетентность педагогов и педагогическая культура родителей в развитии личностной культуры ребенка как основы его любви к малой родине.
План реализации проекта
Форма организации работы |
|||
с детьми |
с педагогами |
с родителями |
|
Сентябрь |
Наглядная информация по реализации проекта «Люби и знай родной наш край» Образовательный маршрут 1 маршрут «Старт». Знакомство с образовательными маршрутами. |
||
Октябрь |
Образовательный маршрут 2 — «Путешествие по карте Чувашской Республики». —Рисование «Лист дуба» |
-Составление презентации: «Города Чувашии», «Реки Чувашии» —Дидактическая игра «Гербы городов Чувашии» |
Образовательный маршрут 2 — «Путешествие по карте Чувашской Республики». —Рисование «Лист дуба» |
Ноябрь |
Образовательный маршрут 3 «Проспекты городов Чувашии» |
Составление презентации: «Проспекты города Чебоксары», «Проспекты городов Чувашии» |
Образовательный маршрут 3 «Семейный выходной» Выход на проспекты г. Чебоксары |
Декабрь |
Образовательный маршрут 3 «Проспект Тракторостроителей» —Выставка художественного творчества «Я на проспекте Тракторостроителей» |
Составление презентации «Проспекты города Чебоксары» |
«Семейный выходной» Выход на проспект Тракторостроителей. |
Январь |
Образовательный маршрут 3 Экскурсия к заводу ОАО «Промтрактор» |
Строительство тракторного завода-гиганта началось в Чебоксарах 12 января 1972 года (история) |
|
февраль |
Экскурсия в «Музей истории тракторов» |
||
Март |
Образовательный маршрут 4 «Выдающиеся люди» Возложение цветов к пямятнику И. Я. Яковлева, С. Н. Федорова |
Организация фотовыставки «Памятники выдающихся людей» в ДОУ, размещение фотоматериалов на сайте ДОУ |
|
Апрель |
Образовательный маршрут 4 День космонавтики Экскурсия к памятнику А. Николаева |
Организация экскурсии к памятнику А. Николаева |
Фотоотчет для родителей об экскурсии на сайте ДОУ |
Май |
Экскурсия в Парк Победы. Возложение цветов к Вечному огню. |
||
Июнь |
Экскурсия в Чувашский национальный музе |
||
Июль |
«Сердцу милый уголок», фотовыставка о родном чувашском крае |
Оформление выставки творческих работ«Край родной» |
Участие в выставки творческих работ«Край родной» |
Август |
День города Чебоксары (1469 г. «Мой город» Конкурс творческих работ |
Отчет по реализации проекта «Люби и знай родной наш край» |
Организация фотовыставки «Мой город» в ДОУ, размещение фотоматериалов на сайте ДОУ |
Маршрут 5 «Финиш» Квест — игра «Знатоки родного края» совместное мероприятие с родителями и детьми. |
|||
Приложение 1
Маршрут: «Люби изнай родной наш край»
Дорогие родители! Проходя этот маршрут, вы сможете вместе с детьми попутешествовать по карте нашей республики и выяснить, сколько городов, их название, определить, когда они были основаны, узнать, что отражает герб города, какие основные реки протекаю. Во время путешествия по маршрутам возьмете для себя на заметку интересные факты, в ходе предложенных заданий. Вы узнаете все, что вам нужно знать, о такой дорожной единице, как проспект. Совершите «прогулку» по проспекту и выясните его протяженность, название и расположение крупных объектов и памятников. Какой новый проспект появится в скором времени г.Новочебоксарск. «Познакомитесь» с выдающимися людьми Чувашии, обратите внимание на памятники, увековеченные в их честь, а напоследок сделаете селфи на фоне заинтересовавших или понравившихся объектов, названные в честь знаменитых людей нашей республики. В ходе каждого познавательного маршрута во время прогулок знакомьте детей с окружающими объектами на чувашском языке. После завершения всех маршрутов нас ждет увлекательная квест — игра «Знатоки родного края».
1 маршрут «Старт»
Добрый день, родители! Мы начинаем путешествие по чувашскому краю и родному городу. В путешествие вы можете отправиться с командой родителей, всей семьей и с друзьями.
Пусть маршрут будет для вас добрым. И разбудит в каждом из вас лучшее — чувства, желание слышать, понимать и поддерживать друг друга. Это поможет вам выполнить задание по предложенному маршруту.
2 маршрут «Путешествие по карте»
Перед вами карта Чувашской Республики. Она поможет вам определить города нашей республики. Узнать, какой самый молодой и старейший город в хронологическом порядке их основания. Постарайтесь найти старые фотографии городов и указать источник, где нашли эту информацию. Исследуйте историческую характеристику герба выбранного вами города, т.е, как менялся герб (найдите фотографии и расположите в последовательности их изменения). Что отражает герб?
Определить основные реки, протекающие по территории республики.
Задание для маршрута
- Рассмотрите карту и попробуйте определить, лист, какого дерева напоминает граница территории Чувашской Республики? (Сопоставьте с листьями разных деревьев и зарисуйте).
- Назовите большие города, которые расположены на территории Чувашской Республики (на русском и чувашском языках). Распределите их от самого старейшего к самому молодому, если известен (если есть возможность, сделайте коллаж из старых и современных фотографий городов Чувашии)
- Соотнесите гербы с городами Чувашии. Выберите один из гербов и расскажите о его истории.
- Определите по карте, какие основные реки, протекают по территории Чувашской Республики. (закрепление называние рек на русском и чувашском языках). Праздник этой реки отмечается каждый год. Когда и какой реки? Откуда произошло ее название, и какая первая профессия зародилась на ее берегах.
3 маршрут «Проспекты городов»
Практически в каждом городе можно найти хотя бы один проспект. Что такое этот проспект? В чем его отличия от улицы? В первую очередь необходимо определить значение слова «проспект». Что такое? Выясните, в каких городах имеются проспекты и их протяженность. В ходе исследования выбранного вами проспекта получите более полную информацию: его протяженность, определите начало и где заканчивается, почему он был так назван.
Подробнее узнайте информацию о крупных объектах проспекта с зарисовками или их фотографиями (во время прогулок по проспектам знакомство с окружающими объектами на чувашском языке).
Задание для маршрута
- Определите значение слова «проспект». Что такое?
- Какие города Чувашии имеют проспекты. Назовите их. Определите самый длинный и короткий проспект.
- Выберите проспект, о котором вы будете рассказывать. (Происхождение названия проспекта и протяженность, в честь кого или какого события дано название, откуда берет начало и где заканчивается). Найдите старые фотографии проспекта.
- Какие крупные объекты расположены по проспекту (памятники, социально значимые объекты), сделайте их фотографии.
- Где появится новый проспект, и как будет называться?
4 маршрут «Выдающиеся люди».
Не бывает городов без людей. Но есть люди, которые прославили наш город и республику. Таким людям ставят памятники, чтобы их не забывали. Выдающимися людьми Чувашии названы личности, внёсшие существенный вклад в культуру чувашского народа и всего человечества, известные своими достижениями или влиянием на ход истории. В ходе предложенных заданий, вам необходимо сначала выяснить, чем прославили нашу чувашскую землю нижеперечисленные люди. Найти памятники выдающихся людей. А напоследок, исследуйте объекты, названные в честь выдающихся людей, и не забудьте сделать селфи с интересующими вас объектами. (во время прогулок по проспектам знакомство с окружающими объектами на чувашском языке).
Задание для маршрута
- Определите, чем знаменит каждый из этих людей?
(Иван Яковлевич Яковлев, Константин Васильевич Иванов, Михаил Сеспель, Василий Иванович Чапаев, Андриян Григорьевич Николаев, Соколов Валериан Сергеевич, Павлова Надежда Васильевна)
- Найдите и сфотографируйте памятники выдающихся людей Чувашии.
- Какие объекты названы в честь выдающихся людей Чувашии, выберите интересующие вас объекты, сделайте селфи.
5 маршрут «Финиш»
Вот мы и на финише!
Мы надеемся, что вам понравился маршрут «Люби и знай родной наш край».
Пройдя это маршрут, вы узнали много о своём родном крае. Расскажите о своём путешествии своим друзьям. Покажите им свои фотографии и сделайте вместе альбом или газету.
Квест — игра «Знатоки родного края».
Литература:
- Бруснигина Л. Х. Моя малая Родина: Народная школа, № 2–3 2007
- Иванова Н. В. Билингвальное образование дошкольников. ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», Электронный научный журнал. 2013. — № 4. Современные проблемы науки и образования.
- Кузнецова Л. В. науч.руков. доктор педагогических наук, профессор: Программа образования ребенка — дошкольника. — Чебоксары: Чувашский республиканский институт образования, 2006.
- Михайлова С. Г. Учимся говорить по-чувашски.– Чебоксары: Чуваш. Гос. пед. ун — т, 2008.