Музей «Русская матрешка» как средство приобщения дошкольников к народной культуре | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Беляева, Е. С. Музей «Русская матрешка» как средство приобщения дошкольников к народной культуре / Е. С. Беляева, И. Г. Захарова, Л. С. Малиновская, И. В. Старыгина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 6 (16). — С. 1-3. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/103/3696/ (дата обращения: 16.12.2024).



В наши дни малыши в повседневной жизни окружены современными ритмами, сильно искаженной иностранными словами речью, комиксами. Народные игрушки быстро исчезают из детства, предпочтение отдается чужеземным игрушкам (роботам-трансформерам, куклам Барби, персонажам иностранных мультфильмов). Условиями возрождения и дальнейшего развития традиций народной педагогики является осмысление значимости русской народной игрушки в системе дошкольного образования.

Приобщение дошкольников к народной культуре позволяет привить детям нравственные устои, заложить основы патриотического воспитания, возродить преемственность поколений.

Желая поддержать не только познавательный интерес, но и стремление знать и помнить прошлое своего народа как у наших воспитанников, так и у их родителей, мы решили создать в детском саду музей «Русская матрешка».

Создавать наш музей мы начали в 2016 году. Весь коллектив нашего детского сада принимал участие в формировании и пополнении экспозиции музея, экспонаты которого собирались по крупицам из разных уголков нашей Родины.

Значение музея в воспитании дошкольника нельзя переоценить. «Диалог» с музеем развивает у детей наглядно-действенное мышление, формирует представление о предметном мире, созданном руками человека, помогает восприятию чувственной основы слова, словесному описанию объектов. С его помощью педагогический коллектив детского сада находит инновационные подходы к решению задач по формированию у детей представлений о музее, развитие творческого и логического мышления, воображения, формирование активной жизненной позиции детей, расширение кругозора дошкольников.

Накопленный опыт работы по музейной педагогике показывает, что создание музея также помогает вовлекать родителей в образовательный процесс ДОО, заинтересовать их совместной деятельностью с детьми, что способствует установлению эмоциональной близости в детско-родительских отношениях.

Предлагаем вашему вниманию сценарий интегрированного развлечения для детей старшего дошкольного возраста «Русская матрешка», в ходе которого воспитанники вместе с родителями посетили музей детского сада.

Интегрированное развлечение для детей старшего дошкольного возраста «Русская матрешка»

Цель: формирование интереса к народным традициям, русской народной культуре посредством знакомства с народной игрушкой — матрешкой.

Задачи:

‒ познакомить детей с историей возникновения русской матрешки и отличительными особенностями росписи различных видов;

‒ формировать и развивать творческие возможности воспитанников в процессе интеграции разнообразных видов деятельности: словесной, художественной, музыкальной;

‒ вызывать эмоциональный отклик дошкольников в ходе общения с образцами народной культуры;

‒ вовлекать родителей в совместную с детьми творческую, познавательную и игровую деятельность.

Материалы и оборудование: русский народный костюм хозяйки музея, детские костюмы для девочек–матрешек, большой силуэт матрешки, интерактивная доска для просмотра презентации, музыкальные инструменты: ложки деревянные, треугольники, платочек для игр и хоровода, фишки разных цветов, игра «Собери матрешку», шерсть для валяния, вода, мыло.

Работа с родителями: презентация, участие в играх, мастер-класс по валянию из шерсти «Бусы для матрешки»

Ход мероприятия

В группе воспитатель задает вопрос детям.

Воспитатель. Ребята, хотите побывать в настоящем музее? (дети отвечают)

Воспитатель. А в какой музей мы сегодня отправимся, вы догадаетесь, отгадав загадку.

Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка. (Матрешка)

Воспитатель. Правильно, ребята. Отправляемся в музей Матрешек. (идут в музей)

Встречает детей хозяйка музея.

Хозяйка: — Здравствуйте, мои хорошие! Как я рада, что вы в гости ко мне пришли.

А знаете кто я? Я хозяйка этого музея.

Мой музей посвящен самому известному во всем мире талисману России- матрешке- символу дружбы и любви, пожелания счастья и благополучия.

— Давайте вместе рассмотрим моих красавиц.

— Существует поверье: если внутрь матрешки положить записку с желанием, то оно непременно исполнится. Давайте и мы оставим записочку с желанием, а в конце праздника проверим, исполнится оно или нет.

А вот волшебная матрешка.

— Ой, посмотрите, моя матрешка ожила. (обращает внимание на девочку в костюме матрешки)

Матрешка: Я — Матрешка — сувенир в расписных сапожках.

Прогремела на весь мир русская матрешка

Мастер выточил меня из куска березы,

До чего ж румяна я, щеки, словно розы.

— Здравствуйте, ребята. Знаете, где родилась красавица Матрешка? (ответы детей)

Матрешка: Пойдемте, я вам покажу (дети идут за матрешкой в медиатеку, где подготовлена презентация об истории создания матрешек)

Матрешка: У меня есть здесь подружки, просто диво-веселушки,

Расписные и цветные, все румяные такие.

Я предлагаю отправиться в гости. Путь не близкий будет,

Что же, не беда! С музыкой нам весело всегда.

(Дети идут в музыкальный зал, где воспитанники подготовительной группы показывают музыкальные номера)

1 мальчик: Что за красная девица, и румяна, бледнолица.

В сарафане расписном и в платочке уголком.

А внутри секрет большой, не один, а целых восемь

В гости всех мы их всех попросим.

(в зал входят девочки, наряженные в Матрешек)

1 матрешка: У матрешки говорят — самый лучший наряд

Сарафанчик расписной, весь блистает красотой.

2 матрешка: Под платочком коса, ну и девица — краса!

На окошке стоит и на всех на нас глядит.

Улыбнется. По секрету красивей матрешки нету.

3 матрешка: Ой, да все мы круглолицы, развеселые сестрицы,

Мы умеем раскрываться, друг из друга выниматься.

4 матрешка: Щечки яркие, платочек, по подолу цветики

Весело кружатся в танце яркие букетики

5 матрешка: Поют матрешки в хоре, живут, не зная горя.

И дружно, и счастливо, и весело на диво!

Дети исполняют песню «Розовые щечки» (муз. и сл. народные)

2 мальчик: Дуйте в дудки, бейте в ложки, в гости к вам пришли матрешки

Ложки деревянные, матрешечки румяные

3 мальчик: Тук- тук играют ложки у Иванушек в ладошке

Отбивают ритм такой, сразу в пляс пойдет любой.

Оркестр «Во кузнице»

Девочка: Много лет матрешке нашей, выжила, сквозь все прошла.

Радует девчонок наших, не исчезла, к нам пришла.

Мы матрешку сбережем, через годы пронесем.

Чтобы наши дети, внуки брали тоже ее в руки.

Пусть недвижная, проста, пустотела и толста,

Я матрешечку люблю и навеки сберегу.

Мальчик: Что случилось, не пойму, непорядок, я смотрю.

Все матрешки растерялись, и собрать их не могу.

Вы, ребята, выходите, в хоровод их соберите.

Хоровод «Ах, матрешечка»

(Дети идут по кругу и поют песню: «Эх, матрешечка, матрешка, аленький платочек, сарафан в цветочек, мы тебя кормили, мы тебя поили, на ноги поставили, танцевать заставили. Танцуй, сколько хочешь, выбирай, кого захочешь».

Хозяйка: Праздник на этом не заканчивается, приглашаем вас в творческую мастерскую. Недаром Русь-матушка мастерами славится, есть мастера и в нашем детском саду.

Хозяйка: Предлагаю родителям и детям разделиться на две команды и украсить матрешек (силуэт матрешки из картона украшают цветочками из цветной бумаги, бусами, пайетками).

Хозяйка: А теперь поиграем!

Команды, соревнуясь, собирают разрезных матрешек, решают головоломки «математических» матрешек, собирают деревянные матрешки.

Подвижная игра «Веселая матрешка»

Капитан команды (мама) завязывает платочек и становится главной матрешкой, строит свою команду по росту. Она показывает различные движения, а вся команда повторяет их, стараясь действовать слаженно и дружно.

Игра «Веселая косыночка»

Дети встают в хоровод, передают косынку по кругу под музыку. Музыка останавливается, дети обращаются к тому, у кого в руках окажется косынка:

— Ты косынку завяжи, завяжи, В центр круга выходи, выходи, ну-ка …(имя ребенка) попляши, попляши, Нам матрешку покажи, покажи! (под музыку ребенок танцует — выполняет движение из рус. нар. танцев)

Затем участники праздника приглашаются на мастер-класс по валянию из шерсти «Бусы для матрешки», проводимый родителями для детей.

Волшебная матрешка: Наша русская матрешка не стареет сотню лет!

В красоте, таланте русском весь находится секрет.

Хозяйка: Велика Россия наша, и талантлив наш народ

О Руси родной умельцах на весь мир молва идет.

Суть русской матрешки остается прежней: дружба и любовь!

—Давайте посмотрим, исполнила ли матрешка мое пожелание — порадовать ребятишек. (Хозяйка открывает большую матрешку, в ней сладкий сюрприз для детей). Участники праздника приглашаются в группу на чаепитие.

Литература:

  1. Баринова Н. М. Детский сад и семья: детско-родительский клуб. — М.: УЦ «Перспектива», 2013.
  2. Взаимодействие семьи и ДОУ: программы развития детско-родительских отношений; совместная деятельность педагогов, родителей и детей/ авт.-сост. Н. А. Кочетова, И. А. Жёлтикова, М. А. Тверетина. — Волгоград: Учитель, 2014.
  3. Мерзлякова С. И. Учим петь детей 6–7 лет. Песни и упражнения для развития голоса. ООО Т.Ц «Сфера», 2014г.
  4. Программа и методические материалы по художественному творчеству детей 5–7 лет/ Авт.-сост. А. Н. Чусовская; под ред. О. А. Соломенниковой. — М.: АРКТИ, 2013.
  5. Соломенникова О. А. Радость творчества. Ознакомление детей 5–7 лет с народным искусством. М.: Мозаика-Синтез, 2008.
Основные термины (генерируются автоматически): матрешка, ребенок, детский сад, русская матрешка, музей, волшебная матрешка, народная культура, силуэт матрешки, старший дошкольный возраст, участник праздника.

Похожие статьи

Фольклорные праздники как средство приобщения дошкольников к народной культуре

Народная тряпичная кукла как средство приобщения старших дошкольников к культуре и традициям своего народа

Современные формы работы с родителями по приобщению дошкольников к художественной литературе

Развитие креативного потенциала у детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к народному творчеству

Проект по приобщению дошкольников к чтению «Мешок историй»

Развитие творческих способностей старших дошкольников посредством использования интерактивной доски

Воспитание духовно-нравственных ценностей дошкольников методом проектной деятельности через формирование интереса к народной кукле

Музейная деятельность как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников

Музейные народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников

Похожие статьи

Фольклорные праздники как средство приобщения дошкольников к народной культуре

Народная тряпичная кукла как средство приобщения старших дошкольников к культуре и традициям своего народа

Современные формы работы с родителями по приобщению дошкольников к художественной литературе

Развитие креативного потенциала у детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к народному творчеству

Проект по приобщению дошкольников к чтению «Мешок историй»

Развитие творческих способностей старших дошкольников посредством использования интерактивной доски

Воспитание духовно-нравственных ценностей дошкольников методом проектной деятельности через формирование интереса к народной кукле

Музейная деятельность как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников

Музейные народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников

Задать вопрос