Сейчас в России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить, а для этого уже в младшем дошкольном возрасте нужно развивать творческие способности, главной целью которых, является формирование у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций.
Построение и эффективность занятия как основной организационной формы обучения и воспитания дошкольников зависят от конкретных целей, от содержания учебного материала и, в значительной мере, от творческого подхода воспитателя, от методов обучения, которые должны обеспечивать максимальное для детей общение. Наилучшим образом, по нашему мнению, развитие творческих способностей возможно при проведении интегрированных занятий. В связи с этим хочется поделиться своим опытом работы на примере интегрированного занятия в старшей разновозрастной группе на тему: «Русская изба».
В соответствии с актуальностью темы исследования нами были определены и сформулированы следующие задачи:
- Формирование знания детей об экспонатах мини-музея народного быта;
- Содействовать обогащению словаря народными пословицами, поговорками, загадками;
- Способствовать развитию творческого воображения, образному мышлению, воспитанию чувства гордости и патриотизма к русскому народу.
Вместе с тем, организация любого занятия представляет собой комплексный подход, в котором содержательный, методический и предметный аспекты тесно взаимосвязаны. Одной из главных задач воспитателя является разумное использование наглядных средств обучения так, как наглядность играет важную роль в развитии творческих способностей у детей. В связи с этим, для проведения интегрированного занятия «Русская изба» были использованы бубен (для русской народной игры «Бубен»); музыкальные ложки (для исполнения ритмичного движения); разноцветные платки (для исполнения русского народного танца «Прялица»); ткань и ленточки (для изготовления кукол-оберегов).
Ход занятия:
Воспитатель:Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне. Пусть хорошее настроение сохранится у вас в течение всего занятия.
Воспитатель:Ребята, где мы сейчас с вами находимся?
Дети: В музее русского быта.
Воспитатель: Назовите правила поведения в музее.
Воспитатель: Сегодня я предлагаю вам совершить путешествие в русскую избу. Хозяевами избы предлагаю быть вам. Вы согласны?
Дети: Согласны.
Воспитатель: А вот и первая хозяйка нас встречает.
Ребенок: Милости прошу гости дорогие. В каждой русской избе есть «красный угол» или «святой угол». В красный угол сажали всегда почетных гостей, говорили: «Встречай не с лестью, а с честью». Проходите, усаживайтесь.
Воспитатель: Как вы думаете, почему угол назывался святым?
Дети: Потому, что на полке в углу стоит икона.
Воспитатель: Чем покрывались иконы?
Дети: Иконы покрывались рушниками — это красивые полотенца, которые девушки вышивали к свадьбе. (Рассматривание полотенец: что изображено на них).
Воспитатель: Как вы думаете, что в избе должно быть обязательно?
Дети: Печь.
Воспитатель: Встречайте следующих хозяев нашей избы.
1-я хозяйка (девочка): Вся жизнь людей связана была с печью. Люди говорили: «Без печи хата не хата; коли в печи жарко — тогда и варко». Хорошая печь — гордость дома. В печи готовили еду, грелись у печки, спали на печи. Человек, который умел класть печь, пользовался большим уважением. Его называли печником. Для растопки печи использовали щепки, шишки.
Воспитатель: Народ наделил печь волшебными свойствами. Какие сказки вы знаете, где один из героев печь?
Дети: «Гуси лебеди», «Емеля и щука».
2-я хозяйка (девочка): Посуду, из которой кушали, делали своими руками: вырезали ложки и миски. Всю посуду хозяйка расставляла на лавки под потолком. Изба украшалась самоткаными коврами, а у богатых на столе стоял самовар.
Самовар — птица-жар!
Кран открывается,
Чай наливается!
Хлебом, солью привечаем,
Самовар на стол несем,
Мы за чаем не скучаем,
Говорим, о том, о сём.
3-я хозяйка (девочка): Русский народ — большой любитель чая, поэтому изобрели самовар. Вода в нем быстро закипает. Самовары были не только для чая. Были самовары с двумя и тремя отделениями: для щей, для каши, чая. Кто знает, что подавали к чаю?
Дети: Сушки, бублики, варенье.
Музыкальный руководитель: Чаепитие и отдых сопровождались веселыми играми. Давайте и мы с вами вспомним русскую народную игру «Бубен».
А сейчас игра в бубен. Становитесь-ка в кружок.
Физкультминутка:
Ты катись веселый бубен,
Быстро, быстро по рукам.
У кого веселый бубен,
Тот загадку скажет нам.
(Загадки-предметы быта. Дети стоят в кругу и передают друг другу бубен. У кого остановится, тот загадывает загадку рядом стоящему).
Воспитатель: Встречаем следующую хозяйку.
Хозяйка (девочка):Загадка: Новая посуда, а вся в дырках?
Дети: Решето.
Хозяйка:Через сито сеяли муку. Мешали тесто и пекли хлеб в печке. Для приготовления пищи использовали посуду: чугуны, а чтобы вытащить его из печи использовали ухват. Молоко наливали в кувшин. Пищу употребляли деревянными ложками. Ложки были бытовые и праздничные, которые изготавливались мастерами-ложечниками.
Музыкальный руководитель:Ложки использовали и как превосходные музыкальные инструменты. При соприкосновении друг с другом, они издают удивительно гармоничный, чистый звук.
Ребенок продолжает:
Бежали по дорожке,
Собирали ложки.
Ложки не простые,
Ложки хохломские.
Вятские, Смоленские, Ложки деревенские
Ложки сосчитаем,
В ложки вам сыграем
Ой, же — говори, заиграли ложкари.
(Исполняется детьми ритмичное движение под музыку «Ах, вы сени, мои сени»).
Воспитатель:Авот и следующая хозяйка нас встречает.
Хозяйка садится за прялку и рассказывает (девочка): В доме особое место занимал предмет, без которого нельзя было представить жизнь людей: «Стригли, щипали, чесали чисто, пушисто, к доске привязывали, колесо крутили, нитку тянули», что это?
Дети: Прялка.
Хозяйка продолжает (девочка):Долгими зимними вечерами сидели хозяйки и пряли пряжу. Напрясть нитей надо было много на всю семью. Прялку добрый молодец дарил невесте в подарок. Ее хранили всю жизнь. За прялкой девушки пели песни.
Музыкальный руководитель: И не только пели, но и танцевали. Вот и мы сейчас исполним танец «Прялица». (Исполняется песня «Прялица»).
Воспитатель: Нас ожидают следующие хозяева.
Хозяин (мальчик):По вечерам мужчины вырезали миски, ковши, плели корзины, лапти. Все делали с любовью и были эти вещи не только полезны, но и красивы.
Хозяйка (девочка): А это одежда, которую носили раньше. Женщины носили сарафаны, мужчины — расписные рубахи. На ногах у них были лапти.
Воспитатель: С давних времен люди умели защитить себя и свой дом от бед, несчастий. Они умели делать обереги. Эти обереги имели силу, они действительно защищали своих хозяев. Одним из таких оберегов были куклы. Их было немало: их делали на свадьбу, на рождение, для дома. Я предлагаю вам сейчас сделать оберег для наших гостей. Это кукла-кувадка. Она использовалась над колыбелью ребенка и защищала его от болезней и злых духов. Процесс изготовления вам знаком. Я предлагаю разбиться на пары и поработать. (Работа в парах: изготовление кукол-кувадок, вручение их гостям).
Воспитатель: Ребята сделали для вас куклы-обереги, пусть они вас берегут от болезней и несчастий. (Дети вручают куклы-обереги гостям).
Музыкальный руководитель: Музей, как огромный волшебный ларец, хранит необычную драгоценность — время. Живет оно в музее в виде музейных предметов.
Воспитатель: Что нового вы узнали из нашего путешествия по русской избе. (Дети перечисляют впечатляющие их моменты).
Таким образом, по итогам интегрированного занятия можно говорить о том, что при организации целенаправленных систематических занятий дети способны достаточно глубоко и осмысленно освоить материал. Вместе с тем, использование заданий творческого характера существенно повышает интерес детей к изучаемому материалу, способствует наиболее полному и глубокому его усвоению. При этом правильный выбор форм учебно-воспитательного процесса играет решающую роль в творческой активности каждого ребенка. Наряду с подбором специальных заданий, воспитатель может применить ряд проверенных общих подходов к стимулированию творческой активности и развитию творческих умений, а также выбирать необходимые методы творческого исполнения, усовершенствовать имеющиеся и разрабатывать новые методы.
Литература:
- Ватаман В. П. Воспитание детей на традициях народной культуры. — Волгоград, 2008.
- Бударина Т. А. Знакомство детей с русским народным творчеством. Методическое пособие / Т. А. Бударина, О. Н. Корепанова. — Спб.: Детство — ПРЕСС, 2001.
- Тихаева М. В., Смирнова Н. С. Красная изба. 2000.