Внеклассная воспитательная работа по формированию экологической культуры младших школьников в процессе изучения курса «Окружающий мир»
Авторы: Чертков Павел Владимирович, Петухова Галина Ивановна
Рубрика: 6. Внешкольная педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 26.01.2017
Статья просмотрена: 1562 раза
Библиографическое описание:
Чертков, П. В. Внеклассная воспитательная работа по формированию экологической культуры младших школьников в процессе изучения курса «Окружающий мир» / П. В. Чертков, Г. И. Петухова. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2017 г.). — Краснодар : Новация, 2017. — С. 71-74. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/211/11774/ (дата обращения: 16.12.2024).
Внеклассная работа направлена на развитие интереса учеников к познанию окружающего мира, применение детьми знаний практически, заложение начал работы по профориентации, формирование деятельности исследования в целом.
В начальных классах продуктивность внеклассной работы по формированию школьников в области экологии в значительной мере зависит от связи ее содержания с урочным материалом предмета окружающий мир и биологии в старших классах. Такая связь исключает случайные элементы в выборе тем внеклассных занятий, обеспечивает научность такой работы.
Взаимосвязи познания обусловлены единством содержания образования в экологическом плане. Знания, которые получаются на уроке, путем наблюдений природы углубляются во внеклассной работе, просмотра передач по телевидению, чтения литературы и т. п. оценка знаний учениками формируется в процессе их развития.
На внеклассных мероприятиях учащиеся получают знания об экологическом положении своего края, его экологических систем, сообществ территорий всей страны и в целом биосферы, что позволяет обобщить знания о проявлении опасности в экологическом плане. В процессе подготовки рефератов, ролевой игры, на школьной конференции ученики углубляют и расширяют знания о разнообразии видов в биосфере и влиянии на нее человека.
Природоохранные и базисные знания, которые формирует учитель на уроках сильно влияют на поведение школьников в природе, отношение к объектам окружающей среды. Знания создают условия включения учеников в различную деятельность по восстановлению и охране природы, но в рамках урока организовать данную деятельность очень трудно и чаще всего невозможно. На занятиях и других формах внеклассной деятельности учитель имеет возможность привлекать учеников к практической деятельности по изучению проблем экологии родного края, охране животных и растений. Таким образом, и осуществляется следующая линия взаимодействия внеклассных и классных занятий — деятельностная. Осуществление ее в практике экологического образования имеет особенное значение, так как самым наглядным примером отношения учеников к окружающей среде является их практическая деятельность, в которой отражаются эстетические чувства, ценностные и нравственно-этические идеалы, понимание научных обоснований взаимодействия природы и общества. Организации на практике деятельности учеников в области экологии следует уделять большое внимание, не только в учебной, но и во внеклассной работе.
В процессе спланированной внеклассной работы учителем решаются следующие задачи:
‒ наделение учащихся дополнительными знаниями, которые отражают закономерности в природе, взаимосвязи и свойства явлений, предметов, которые соответствуют характеру науки на современном этапе, ее уровню развития предполагает принцип научности.
‒ воспитание детей совместной деятельностью обязывает учителя выбрать такие методы и формы внеклассной работы, в процессе которых была бы организована совместная деятельность учащихся.
‒ педагогически правильно организованная внеклассная работа способствует созданию между детьми дружеских отношений, воспитывает внимательность и заботу друг о друге, требовательность к себе.
‒ последовательность, систематичность и перспективность в работе повышает эффект от внеклассных занятий. Самостоятельность, добровольность и активность отличают участия детей во внеклассных мероприятиях от учебных занятий. Здесь они могут выбрать такие виды деятельности, в которых они заинтересованы и которые их увлекают.
‒ связь учебных занятий с внеклассными мероприятиями состоит в объединении усилий учителя по формированию ценностных ориентаций учеников, развитию эстетических и нравственных чувств ребенка, его приобщение к принятию научно — обоснованных решений в области природоохранной деятельности.
Успешное формирование культуры младших школьников в экологическом направлении зависит не только от того, как учитель сам понимает его цели и задачи, приемы и методы, но и от того, созданы ли необходимые условия для воплощения их в учебно-воспитательный процесс.
Главными из них являются:
‒ учет психологических и возрастных особенностей восприятия и познания окружающей среды учащимися;
‒ более тесное развитие межпредметных связей;
‒ тесная связь с трудом и жизнью; воплощение краеведческого подхода; взаимосвязь внеклассной и учебной работы;
‒ использование примеров положительного отношения к окружающему миру учителя, детей и взрослых;
‒ формирование знаний о взаимосвязях и взаимосвязях между компонентами природы.
Формирование культуры младших школьников в экологическом направлении возможно только при условии взаимосвязи во внеклассной деятельности различных типов и видов.
Разнообразная деятельность дает возможность школьникам овладеть глубокими знаниями о связях человека с природой, увидеть экологические проблемы в реальной жизни, научиться простейшим умениям по охране природы.
По своей форме, содержанию и методам проведения внеклассная работа по курсу Окружающий мир очень разнообразна:
Это и индивидуальная работа, и массовые мероприятия, а также работа в группах.
Работа в индивидуальном плане включает в себя задания для каждого ребенка, проявляющего интерес к природе. Темы этих занятий могут быть разнообразными: постановка простейших опытов дома; проведение своих наблюдений помимо программного минимума; беседы по материалам прочитанной литературы о природе; по уходу за животными, растениями уголка живой природы или дома и т. д.
Домашнее чтение различной литературы о природе до сих пор остается важным видом индивидуальной внеклассной работы. На современном этапе остаются актуальными книги В.Бианки, М.Пришвина, И.Акимушкина, Н.Сладкова, Ю. Дмитриева и др., раскрывающие перед читателем увлекательный мир живой и неживой природы, способствующие воспитанию бережного отношения и любви к нему.
Индивидуальными видами внеклассной работы также являются сезонные наблюдения за изменениями в природе. Под ними подразумевают задания, не только предусмотренные дневником погоды, но и связанные с узкими наблюдениями, дающими представление в целом о строении, образе жизни, развитии живых существ. В процессе наблюдений при обработке и обобщении полученных данных происходит формирование у учащихся умений в исследовательском направлении.
К самым частым видам работы в группах по курсу Окружающий мир следует относить:
‒ эпизодическую работу групп, которая чаще всего приурочена к подготовке массовых мероприятий в школе, микрорайоне природоведческой направленности. Для того, чтобы ее реализовать необходим отобрать и составить группы из детей, которые интересуются предлагаемой проблемой, а также проявляющих интерес и желание к участию в данном мероприятии. После окончания массового мероприятия такие группы обычно распадаются.
‒ основной формой внеклассной работы по экологической направленности можно назвать организацию кружков юных любителей природной среды, имеющих по своему содержанию как общую направленность, так и специализирующихся на какой-либо тематике. Например, такие кружки как: «Юный эколог», «Исследователь», «Любитель домашних животных» и др.
В массовые виды внеклассной работы можно привлечь большое количество участников (учащихся одного или нескольких классов, одной или всех параллелей). К ним относят: вечера, конференции, праздники, олимпиады, викторины, утренники, тематические недели, экскурсии, конкурсы, марафоны, ролевые игры, путешествия по станциям, КВН.
Внеклассная работа группой наиболее эффективно проходит в кружке. Поэтому кружки и получили наибольшее распространение в практике внеклассной работы по окружающему миру. В них занимаются дети, проявляющие наибольший интерес к изучению связей человека и природы. Чаще всего в кружках занимаются 20–25 человек одного возраста с близким уровнем подготовки и интересам. В кружках занятия выстраиваются наиболее многообразно, планово и целенаправленно, что не редко способствует их рассмотрению в качестве центров организации для других видов внеклассной работы.
По мнению Минаевой В. М. программа кружка по экологии должна отражать основные положения образования в области экологии:
научно-познавательного;
нормативного;
ценностного;
деятельностно-практического.
Работа кружка позволяет использовать множество форм и методов работы. Существуют следующие формы внеклассной работы:
‒ проведение мероприятий, направленных на установление связей между различными компонентами окружающего мира, более широкое понимание причин происходящих в нем явлений;
‒ музеи краеведения, экологические экскурсии в природу, ближайшие места, находящиеся поблизости (сквер, поле, лес), с последующим разбором собранного материала;
‒ внеклассное коллективное чтение детской научно-популярной природоведческой литературы;
‒ организация живого уголка, проведение опытов с животными и растениями;
‒ проведение праздников по экологии, КВН, устных журналов, утренников;
‒ ознакомление со стационарными или передвижными зверинцами, зоопарками;
‒ беседы по охране окружающего мира, о значение и пользе в жизни животных, растений и человека;
‒ оформление уголков краеведения, альбомов, стенгазет
В кружке по экологии разнообразные виды внеклассной работы взаимно дополняют друг друга, обогащают процесс воспитания и обучения младших школьников.
Литература:
- Булатникова Т. Ф. Общение с природой как средство экологического образования младших школьников. // Начальная школа. 1999. — № 12