Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 июля, печатный экземпляр отправим 30 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Пути формирования экологической исследовательской культуры учеников через кружковую работу

6. Внешкольная педагогика
17.05.2022
89
Поделиться
Библиографическое описание
Басыгараев, Ж. М. Пути формирования экологической исследовательской культуры учеников через кружковую работу / Ж. М. Басыгараев, А. Б. Альтаева. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XXIX Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 33-38. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/443/17185/.


В статье авторы рассматривают экологическое образование через дополнительное образование. Основной объект — экологический кружок. Авторы пути повышения экологической культуры и грамотности школьников через экологические клубы. Определяет понятий экологических терминов.

Ключевые слова: допольнительное образование, экологический кружок, экологическое образование, экологическая культура, экологическая грамотность, общее среднее образование.

Понятия природа, родина синонимичны и содержательны. Вот почему гражданским долгом каждого человека является любить, уважать и ценить прекрасную природу нашей Родины.

Многие педагоги и ученые говорят, что любовь человека к природе напрямую связана с образованием, полученным им в юном возрасте. Можно сказать, что охрана окружающей среды является ключевой частью педагогических вопросов. Эта ситуация сейчас часто упоминается в прессе как экологическая культура.

Экологическое образование началось в 1970 году с принятием программы Организации Объединенных Наций (ЮНЕСКО) «Человек и биосфера».

Впервые на международном уровне была разработана и подробно описана программа по охране и рациональному использованию природных ресурсов. В 1971 г. в Швейцарии прошла Европейская конференция, на которой были подняты вопросы экологии и охраны окружающей среды [7, с.21].

В 1972 г. в Стокгольме прошла общественно-просветительская конференция по охране окружающей среды. В 1977 г. в Тбилиси Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) и ЮНЕП приняли более 40 решений по экологическому просвещению и утвердили свои глобальные стратегические планы. Дальнейшими этапами развития экологического образования являются знаменитые Найробийский (1982 г.), Бечский (1983 г.), Московский (1987 г.) и другие. Известно, что она продолжилась на конференциях в городах Казахстана.

В связи с этим Верховным Парламентом и Правительством суверенного государства были приняты такие важные документы, как Закон об охране окружающей среды (1997 г.), Национальный экологический план в Республике Казахстан (1996 г.), Программа экологического образования (1999 г.) и другие. [стр. 7, 22]

В сфере экологического образования в науке экологии сформировались новые концепции и представления. Основными из них являются: «Экологическое образование», «Экологическая грамотность», «Экологическая культура», «Экологическая этика» и др.

Каждый школьник должен знать сущность экологических понятий. Понимание понятий развивает отношение учащегося к природе, открывает путь к овладению наукой экологии, развивает отношение учащегося к предмету и повышает интерес к нему.

Экологическое сознание это совокупность отношений, знаний, убеждений и умений человека к природе, а экологическое мышление — это научная оценка изменений в природе, открытие и глубокое понимание их причин. Думая ответственно, люди предотвращают стихийные бедствия.

Экологическая грамотность приобретение экологических знаний, позволяющих эффективно использовать природные ресурсы, и экологическая этика — формирование поведения человека, неукоснительное соблюдение навыков поведения дома, в пустыне, на природе. Они основаны на вышеизложенных концепциях.

Экологическая культура экология отражает плоды образования и воспитания, состоятельность уровня понимания и осмысления человеком вышеприведенных экологических понятий. [стр. 7, 22]

Проблемы экологической культуры в методике преподавания биологии обсудили методисты-биологи Н. М. Верзилин, И. Д. Зверев, А. П. Сиделковский, А. Н. Захлебный, И. Т. Суровегина, И. Н. Пономарева, К. Стошкус и другие. опубликованы в их произведениях. Однако в исследовательской работе этих ученых «экологическая культура» находит свое отражение только в виде отдельных правил.

На основании теоретического анализа приведенных выше определении экологической культуры делаем вывод, что экологическая культура — ​​это особая черта человека, которая находит отражение во всей духовной жизни и деятельности, является важной частью культуры человека и понимает ценность природы. 3, стр. 27]

Дополнительное образование имеет важное значение в формировании экологической культуры учащихся. Дополнительное образование можно рассматривать как инструмент развития личности. Ведь она серьезно развивает индивидуальные способности, мотивацию, интересы, ценности учащегося, регулирует личностное поведение личности. Сочетание детей и взрослых обеспечивает педагогическую поддержку, а подростки имеют возможность проявить себя в социальном и профессиональном плане.

Результаты образовательных учебных заведений на разных уровнях могут различаться. Однако механизм воспитательного развития личности остается прежним. То есть человек стремится к постоянному самосовершенствованию, образованию, самопознанию. Воспитание такой потребности является конечной целью всех систем дополнительного образования.

Добровольные объединения дополнительного образования способны создавать диалогические и субъект-субъектные отношения. В результате дети и взрослые учатся друг у друга образовательным, профессиональным и культурным ценностям. Причина этого в том, что только в дополнительном образовании можно будет свободно заниматься научно-исследовательской работой. Это в свою очередь, способствует личностному росту ребенка, раскрытию его творческого потенциала в жизни и так далее. характеристики. По мнению Б. Герщунского, функциональная грамотность позволяет достичь профессиональной компетентности и личностной культуры [С. 6,37].

Учитывая, что экология не преподается как специальный предмет во всех школах, в течение ограниченного времени на предметных уроках как география, естественные науки и т. учащиеся изучают только некоторые разделы экологической науки.

После урока учащиеся просят учителя рассказать им больше о том, что их беспокоит. Для удовлетворения интересов учащихся и повышения их познавательных способностей учителю следует привлекать учащихся к внеурочной деятельности. К внеурочной и внеклассной работе относится работа кружков, секций, клубов, студий.

Кружки — распространенная и регулярная форма внеурочной деятельности или дополнительного образования. Ученики могут участвовать в клубе на добровольной основе. Мы уже упоминали о значении экологических клубов в обучении и воспитании школьников. Моожно организовать экологические кружки как «Юный эколог», «Зеленая планета», «Юные защитники природы» и другие.

Экологический кружок в этомһй статье называется «Молодой исследователь». Внешкольный клуб возобновил свою работу на базе районного Дома студентов в 2019 году под названием «Молодой исследователь». В клубе в основном участвуют учащиеся 5–9 классов. В учебную программу клуба входят основы экологии, изучение биосферы, экология растений и животных, рациональное использование и охрана природных ресурсов, экология родного края, прикладная экология, экология человека, социальная экология, экологическое право, экология Казахстана.

Известно, что работа ведется с одной целью. При организации кружка были поставлены следующие основные цели:

Формирование особой черты личности, которая находит отражение во всей духовной жизни и деятельности, важной составляющей культуры человека и понимания ценности природы, характеризуется системой экологического воспитания, природоохранной деятельностью, с добрым отношением к окружающей среде.

Цели кружка:

– Формирование взглядов учащихся на окружающий мир, развитие их знаний по естественным наукам;

– Пополнение и расширение знаний учащихся на научной основе;

– Повышение интереса учащихся к открытию различных научных открытий;

– Вовлечение учащихся в экологическую исследовательскую и творческую работу.

– Усложнение системы образования с учетом возрастных особенностей учащихся, психолого-педагогических особенностей восприятия знаний;

В кружке организуются и проводятся следующие мероприятия.

Занятии: дискуссии, ролевые игры, дебаты, конференции, вечеринки, встречи, практические занятия, экскурсии на природу;

Природоохранный уголок: учащиеся подводят итоги своей работы. Работы студентов в области охраны природы можно сгруппировать следующим образом.

– Информационная;

– Образовательная.

Исследовательская работа: члены кружка выбирают темы исследования в соответствии со своими интересами и проводят исследование.

В настоящее время в работе кружка задействовано около 15 студентов. Члены кружка за время работы проводили научные исследования, участвовали в различных научно-практических конференциях на районном, областном, республиканском и международном уровнях и занимали призовые места. В частности, члены кружка: Танирбергенова К., Ералханова А., Искакова Ж., Конырова У., Тунгышпай А., Олжасович Р., Акылбек А. приняли участие в областном конкурсе исследований и проектов, заняли призовые места и были награждены дипломами.

Члены кружка находятся в тесном контакте с учеными КазНУ им. аль-Фараби во время проведения исследований. Ученые этих университетов курируют студентов. Темы исследований членов кружка сосредоточены на различных экологических проблемах.

Сегодня возросло значение экологического образования и воспитания учащихся через организацию природоохранной деятельности. Путем организации дополнительного образования с высоким педагогическим мастерством необходимо воспитывать особую личность, характеризующуюся системой экологических знаний и действий, понимающих ценность природы, важной части культуры человека, отражающейся во всей духовной жизни и деятельности..

Литература:

  1. Г. С. Оспанова, Г. Т. Бозшатаева — «Экология» г.Алматы. Экономика. 2002 г.
  2. Оспанова Г. С., Бозшатаева Г. Т. — «Учебник экологии — учебник» Алматы. Экономика. 2002 г.
  3. Исламова К. — Казахстанская школа «Экологическая культура для всех» 2000 № 5,6 стр. 26–27
  4. Орынбаева Г. — «Экологическое воспитание школьников» г. Алматы. Рауан 1993
  5. С. Каженбаев, С. Махмутов — «Охрана природы» Алматы. Родной язык 1992 г.
  6. Жолдасбеков А. — Казахстанская школа «Дополнительное образование» 2004 № 9 стр. 37–38
  7. Ж.Шильдебаев — «Основы и практика экологического образования» Казахстанская школа 2004 № 7 стр. 21–23
  8. Родзевич Н. Н., Пашканг К. В. — Охрана природы и благоустройство. Алматы. Школа, 1984 г.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
допольнительное образование
экологический кружок
экологическое образование
экологическая культура
экологическая грамотность
общее среднее образование

Молодой учёный