Автор приводит конкретный пример дидактического пособия, стимулирующего слабовидящего ребенка к активности в музыкальной деятельности. Предложенное пособие является самодельным и предполагает вариативное внедрение в педагогический процесс. Опора на данные рекомендации поможет педагогам и музыкальным руководителям детских дошкольных учреждений в пополнении, выстраивании и расширении базы дидактических пособий и игр.
Ключевые слова: слабовидящий ребенок, музыкальные инструменты, слуховое восприятие, тактильный опыт, коррекционная работа.
Зрение — природный дар, имеющий огромную ценность. Благодаря нашим глазам мы можем любоваться красками окружающего мира. Актуальная проблема детства — рост числа глазных заболеваний, вызванных факторами современной жизни. А именно: изменением рациона питания, повышением умственной нагрузки с одновременным снижением физической активности. По данным современной статистики, в России каждый третий ребёнок-дошкольник имеет проблемы со зрением. И количество таких детей каждый год растёт [2].
Поэтому, огромную важность приобретает вопрос сочетания лечения таких дошкольников с педагогическим воздействием, которое необходимо направить на коррекцию и компенсацию зрительной патологии. Социальная значимость проблемы определяется процессом принятия, признания, социального одобрения ребенка его окружением и формированием адекватных способов взаимодействия с ним. Поэтому важно знать необходимые методы, средства и приемы индивидуальной работы, которая способствовала бы всестороннему развитию личности ребенка и его подготовленности к самостоятельной жизни и четко понимать механизмы, пути и условия компенсации зрительного дефекта. [3].
Самые сильные впечатления и переживания слабовидящего ребенка связаны со слухом. Весь мир воспринимается им как наполненный звуками. Целенаправленные методы и приемы работы с детьми позволяют развить познавательные возможности детей, сформировать у них компенсаторные способы восприятия окружающего мира, создать положительный эмоциональный настрой, улучшить зрительное восприятие, мелкую моторику, ориентировку в пространстве, устранить существующую у многих детей проблему навыков социально-адаптивного поведения. Тем не менее, музыкальное воспитание не всегда выделяется как наиболее действенный вид работы со слабовидящими детьми. И тем более, не всегда считается коррекционным [1].
Примерно 90 % всей информации ребенок получает через зрение и осязание.
У слабовидящего ребенка формируются иные представления об окружающем мире, иные чувственные образы, чем у их сверстников с нормальным зрением. Низкое осязание и слабое слуховое восприятие заставляют ребенка полагаться только на нарушенное зрение. Поэтому, в музыкальном воспитании важную роль должно играть регулярное обращение внимания на все виды слышимых звуков.
Этот факт и явился импульсом для поиска новых подходов в музыкальном воспитании детей с нарушением зрения и оказанию им всесторонней помощи и поддержки. Мною был расширен и, отчасти, усовершенствован традиционный вид деятельности как «Знакомство с музыкальными инструментами». При этом были учтены особенности развития слабовидящего ребенка. Работа с предлагаемым дидактическим пособием «Живая музыка» основана на обогащении слухового, зрительного и тактильного опыта ребенка. Отличительная черта пособия состоит в его рукотворности при минимальном применении технических средств.
«Живая музыка» научит ребенка познавать окружающий мир и правильно пользоваться своим осязанием и слухом. Прикасаясь к разной фактуре музыкальных инструментов, малыш получит огромный спектр эмоций. Он научится сопоставлять предметы по цвету и по своим тактильным ощущениям, улучшит мелкую моторику, научится воспринимать и различать тембровую окраску музыкальных инструментов, выработает своё творческое воображение и невольно снимет личное внутреннее напряжение.
Самодельное дидактическое пособие «Живая музыка» — комбинированное. Состоит из набора трех носителей информации (частей), сюжетно связанных между собой и композиционно дополняющих друг друга. Открытки, содержащие рельефные изображения, выполнены из различных материалов (песок, сизаль, фольга, вельвет и др.), приятных на ощупь и не вызывающих у ребенка негативных ощущений. Изображения на картинках отражают реальный, а не сказочный предмет. Пособие используется на коррекционных индивидуальных занятиях, а также в различных режимных моментах. При работе с данным пособием развивается не только слуховое, зрительное и тактильное восприятие слабовидящего ребенка, но и проводится коррекция психических функций организма: внимания, памяти, ощущений и восприятия, речи. Для лучшего усвоения изучаемого материала в работе с ребенком задействованы несколько анализаторов (слуховой и зрительный, слуховой и тактильный и т. д.). Система коррекционной работы включает проведение 12 занятий, которые проходят во второй половине дня, три раза в неделю в течение месяца. Каждое занятие длится 10–15 минут.
«Живая музыка», часть 1
«Музыкальные инструменты вминиатюре»
(Копии инструментов изготовлены российским филиалом «Hachette Collections»)
Дети не только рассматривают глазами, но и прикасаются к маленьким копиям музыкальных инструментов, ощупывают их составляющие части. Точные копии в миниатюре красивых и необычных музыкальных инструментов выполнены по ремесленной технологии и из высококачественных экологичных материалов.
Методика. «Тактильное восприятие величины, формы, составляющих материалов»
Процедура проведения. Знакомим ребенка с инструментом: показываем его, рассказываем об инструменте, слушаем его звучание на аудио или видео носителе. Далее даём задание: «Рассмотри внимательно инструмент. Потрогай его части. Что чувствуют твои пальчики?» «На что похож этот инструмент?», «Как ты думаешь, из чего он сделан?». На этом этапе ребенок учится различать понятия «большой — маленький», «разный — одинаковый», «металлический — деревянный» и др., сравнивать одинаковые по форме и разные по величине зрительно воспринимаемые объекты.
«Живая музыка», часть 2
«Тактильная музыка»
Иллюстрации рельефных изображений данного носителя выполнены вручную из различных материалов: песок, вельвет, фольга, пластилин, бисер и т. д.
Методика. «Тактильное восприятие формы»
Процедура проведения. Перед ребенком кладут открытки с рельефным изображением знакомого музыкального инструмента. Дают задание: «Посмотри на инструмент. Ощупай его пальчиками», «Какую фигуру (или что-то) он тебе напоминает?», «Что чувствуют твои пальчики?». На данном этапе ребенок учится удерживать внимание в процессе деятельности, словесно высказываться о своих тактильных ощущениях.
«Живая музыка», часть 3
«Музыкальные открытки»
Методика. «Словесное описание изображения. Восприятие звука. Поиск составляющих частей в целом» (информативно самый насыщенный носитель).
Процедура проведения. На лицевой стороне открытки ребенку предлагаем рассмотреть изображение музыканта и описать увиденное (составить рассказ). Далее, открываем открытку. В течение 1 минуты ребенок слушает музыкальный отрывок, а затем характеризует услышанное («О чём рассказала музыка?», «Какие чувства, какое настроение она в тебе вызвала?»). Когда ребенок справится с заданием, предлагаем ему рассмотреть на развороте открытки (справа) отдельные части музыкального инструмента, а затем найти их на его цельном изображении (слева). На этом этапе ребенок учится: составлять рассказ, целостно воспринимать музыкальный отрывок, высказываться об услышанной музыке и соотносить части и целое.
Резюмируя, можно сказать, что предлагаемое дидактическое пособие позволяет в простой и доступной игровой форме дать ребенку с нарушением зрения преставления о музыке и её выразительных средствах, об изобразительных возможностях, а также научить различать целую гамму чувств и настроений. Пособие помогает повысить опыт познавательной деятельности ребёнка, накопить чувственный опыт, повысить умственное развитие. Пособие помогает в развитии сенсорных способностей, которые неразрывно связаны с логическим мышлением и умением выражать свои мысли. Ребёнок научится выявлять, сравнивать, обобщать и делать выводы. Одновременно с этим у слабовидящего ребенка снижается личное внутреннее напряжение, эмоциональная неустойчивость, колебание настроения и повышенная утомляемость.
Литература:
1. Веракса, Н. Е. Образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» [Текст] / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Мозаика-синтез, 2015. — 368 с.
2. Корнилова, И. Г. Игра и творчество в развитии общения старших дошкольников с нарушением зрения [Текст] / И. Г. Корнилова, — М.: Издательство «Экзамен», 2004. — 159с.
3. Кукушкина, О. И. Я открываю мир: калейдоскоп картин жизни [Текст] / О. И. Кукушкина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2012. — № 1. — С.32–45.