Использование приемов мнемотехники в процессе музыкального развития дошкольников
Автор: Иванова Светлана Геннадьевна
Рубрика: Развитие дошкольника
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №1 (82) январь 2025 г.
Дата публикации: 01.01.2025
Статья просмотрена: 1 раз
Библиографическое описание:
Иванова, С. Г. Использование приемов мнемотехники в процессе музыкального развития дошкольников / С. Г. Иванова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2025. — № 1 (82). — С. 20-23. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/279/9741/ (дата обращения: 16.01.2025).
Умение слушать и понимать музыку — один из элементарных признаков эстетической культуры, без этого невозможно представить полноценного воспитания.
В. Сухомлинский
Восприятие музыки — сложный процесс, который переплетается с предыдущим опытом ребенка, соединяется с ассоциациями, переживаемыми ребенком в данный момент, и выражается в ярких ответных реакциях. Восприятие музыки доступно ребёнку уже с раннего детства, но только в старшем дошкольном возрасте он начинает воспринимать музыку более осмысленно, в единстве эмоционального и интеллектуального компонентов.
У дошкольников с проблемами развития во время восприятия музыкальных произведений происходит накопление музыкальных впечатлений, затем их дифференциация и только после этого формируется оценочное отношение к услышанной музыке.
Это очень сложная работа, так как она связана с тонкими переживаниями ребенка, с умением сопоставлять образы окружающей действительности с музыкальными образами.
У детей с задержкой психического развития наблюдается замедленность темпа восприятия, в связи с чем дети не всегда адекватно реагируют на характер воспринимаемой музыки, не могут дать вербальную оценку музыкальному произведению. У дошкольников с ЗПР восприятие несовершенно: ограничен объем памяти и снижена прочность запоминания, характерна неточность воспроизведения и быстрая утеря информации. внимание у таких детей неустойчивое, имеются трудности при сосредоточении на музыкальном материале и во время анализа музыкального произведения.
У дошкольников 3–4- лет с нарушением речи и с задержкой психического развития возникает эмоциональный отклик на музыку контрастного, ярко изобразительного характера. Однако они сосредоточиваются на ее звучании только при использовании зрительной опоры (игрушек) и действий с ними взрослого.
У дошкольников 4–5 лет с нарушением речи и с задержкой психического развития постепенно накапливаются музыкальные впечатления, появляются интерес к музыке, эмоциональная отзывчивость на нее. При поддержке взрослого, использовании наглядной опоры, они могут определить звуки по высоте, длительности, тембру, элементарный характер, жанр музыки (марш, песня, танец), могут связать знакомые мелодии с образами животных. В то же время, дети испытывают трудности в запоминании и узнавании музыкальных произведений
У старших дошкольников с нарушением речи и с задержкой психического развития накапливаются музыкальные впечатления и вырабатывается адекватная эмоциональная отзывчивость на музыку, формируются общие и музыкальные представления, в диалоге со взрослым делаются первые обобщения о музыке, дети высказывают свои впечатления, однако односложными образами. Они различают характер музыки, жанры музыки с наглядной поддержкой, узнают знакомые музыкальные произведения. Но сам процесс восприятия музыкальных произведений детям не интересен, так как не подкреплен жизненным опытом, является для них непонятным, абстрактным.
У таких детей обучение проходит более эффективно при умелом сочетании разнообразных методов.
В обучении детей с проблемами в развитии широко используются словесные методы, которые позволяют не просто передавать художественную информацию, но и определенным образом эмоционально настраивать ребенка, создавать атмосферу сопереживания, сочувствия тем настроениям, мыслям, которые выражены в музыкальных произведениях, вызывая отклик, интерес к явлениям, событиям или героям, которым посвящена музыка.
Наряду со словесными, в обучении детей с проблемами в развитии используются наглядные методы. Наглядный материал должен быть доступным, убедительным, понятным для ребенка.
Мазурки, этюды, ноктюрны не подойдут для дошкольников с проблемами в развитии. Более интересна для детей программная музыка, то есть музыка, имеющая в своей основе какое -то содержание. Знание программы — условие для полноценного и адекватного восприятия музыки. Например, «Грустное настроение», «Болезнь куклы», «Клоуны», «Сладкая грёза», передают настроение, а «Голодная кошка и сытый кот», «Марш деревянных солдатиков», «Мышки», «Парень с гармошкой», «Папа и мама разговаривают» — произведения изобразительные, имеющие яркие образы, и определенные средства музыкальной выразительности. Такие произведения понятны и доступны жизненному опыту ребенка и помогают прочувствовать и понять их содержание.
Процесс формирования полноценного восприятия музыкального произведения ребёнком-дошкольником условно делится на три стадии:
– Первая стадия музыкального восприятия — первое прослушивание музыкального произведения. Ребенок получает общее впечатление о музыкальном образе, улавливает отдельные яркие детали музыки. Задача педагога — помочь ребёнку почувствовать характер и настроение музыки.
– Вторая стадия представляет — процесс углубления в содержание произведения. На второй стадии старший дошкольник уже может ответить на вопрос о характере музыки.
– Третья стадия — это осмысленное восприятие уже хорошо изученного и усвоенного музыкального произведения, связанное с анализом средств музыкальной выразительности.
В целом, восприятие музыки представляет для дошкольников большую трудность, что определяется спецификой музыкального художественного образа и возрастными особенностями дошкольника. Детям нужно помочь войти в мир музыки, помочь её услышать и понять. Поэтому музыкальное восприятие дошкольников необходимо развивать, тренировать его. В основе развития музыкального восприятия лежит выразительное исполнение произведений педагогом, умелое использование слов, игрушек, наглядных средств, иллюстраций, картинок.
Вопросы должны побуждать детей к сознательному, эмоциональному отношению к музыке. Во время беседы о прослушанной музыке, и в процессе анализа музыкального произведения педагог побуждает дошкольников к самостоятельным высказываниям. Педагог побуждает детей связывать характер музыки с содержанием образа, выраженным в ней настроением, добивается более полных высказываний, следит за эмоциональной окрашенностью своей речи.
Однако, в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи и задержкой психического развития мы зачастую сталкиваемся с тем, что дети имеют бедный словарный запас, не способны говорить предложениями, не могут правильно подбирать формы слов, или вообще не говорят. В такой ситуации дошкольники не смогут выразить ни свое отношение к музыке, ни передать впечатления о ее характере и средствах выразительности. Особую сложность вызывают прилагательные, которые определяют характер музыки.
Приходится искать приемы, которые помогут получить отклик от детей, научить их понимать, и оценивать свои музыкальные впечатления. Дошкольников сложно заинтересовать абстрактными понятиями. Для того, чтобы ребёнок понимал музыкальный язык, нужно помочь ему «увидеть музыку», визуализировать ее. Упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение активизировать процессы непроизвольного запоминания у детей помогают приемы мнемотехники.
Мной был разработан визуальный вспомогательный методический материал по различным средствам музыкальной выразительности «Я вижу музыку», в котором отчетливо и ясно изображаются специально выделенные музыкальные краски в конкретном произведении. Информация перекодируется, преобразуется из абстрактных символов в образы. Все это делает восприятие музыкальных произведений более определенным и понятным.
Пособие состоит из карточек, с иллюстрациями, которые соответствуют характеру музыки. Подобрать соответствующие иллюстрации музыкальный руководитель может по своему желанию. Однако, необходимо помнить, что такие изображения должны быть как можно более лаконичными, не отвлекающими ребенка на лишние детали, близкими жизненному опыту дошкольника, легко запоминающимися. Так, например, быстрой музыке соответствует картинка «самолёт», а медленной — «черепаха».
Знакомство с визуальным изображением характера музыкального произведения начинается в младшей группе, с самых простых понятий: музыка быстрая — медленная, громкая — тихая, плавная — отрывистая, грустная — весёлая.
Характеристика музыкальных произведений по возрастам:
Вторая младшая группа: Веселая-грустная Громкая–тихая Быстрая-медленная Плавная- отрывистая |
Старшая группа: Легкая, нежная, хрупкая, светлая, тяжелая, неуклюжая Задорная, бойкая, радостная Гордая, торжественная, строгая Мечтательная, задумчивая Холодная, вьюжная, стремительная Беспокойная, подпрыгивающая Сказочная, таинственная |
Средняя группа: Маршевая, чёткая Танцевальная, плясовая Звонкая, озорная Колыбельная, напевная, ласковая Плачущая, печальная, ласковая |
Подготовительная группа: Страшная, колючая, мрачная, злая, сердитая, загадочная Летящая, солнечная, хрустальная, воздушная Мягкая, резкая, бесстрашная, решительная, богатырская |
На первом заняти и, после прослушивания нового музыкального произведения, противоположные изображения предлагаются одновременно, дети выбирают ту характеристику музыки, которая соответствует данному музыкальному произведению.
На втором занятии дети самостоятельно выбирают картинку с характеристикой уже знакомого музыкального произведения.
На третьем занятии — на вопрос о характере музыки дети отвечают, не используя картинки.
В результате планомерного, регулярного применения пособия, дети самостоятельно могут определять характер незнакомого, впервые услышанного произведения.
В старших возрастных группах количество визуальных изображений становится больше, словарный запас увеличивается, позволяя определять более тонкие оттенки характера музыкального произведения.
Применение данного пособия повышает качество педагогического процесса. Диагностика показывает устойчивую положительную динамику результатов музыкальной деятельности. Повысилась заинтересованность детей к процессу восприятия музыкальных произведений. Дети с удовольствием слушают музыку, легко определяют характер музыки, слышат изобразительные моменты. Слушание музыки больше не является скучным, однообразным процессом. Варьируя формы работы с карточками, можно заинтересовать дошкольников, привлечь к работе малоактивных детей.
Применение приёмов мнемотехники способствует обогащению словарного запаса и формированию связной речи. облегчает запоминание у детей и путём образования дополнительных ассоциаций увеличивает объём памяти.
Литература:
- Совгир Н. А. «Внедрение инновационной деятельности в художественно-эстетическое развитие дошкольников, ориентированной на личность ребенка и на развитие его способностей» // Молодой ученый. — 2018. — № 37. — С. 173–176
- Олешков М. Ю. «Современные образовательные технологии». Нижний Тагил: НТГСПА, 2011. 144 с.
- Титова С. С. «Визуализация музыкального произведения: образовательные возможности и программные продукты» // Теория и практика современной науки. 2017. № 8 (26). С. 318–326.
- Ермилова Е. Б. «Визуализация обучения как средство формирования учебных способностей» Диссертация к. пед. н. Казань, 1999. 26 с.
- Ромашкова О. Н., Сорокина Е. А. «Приёмы визуализации музыкального текста в курсе теоретических дисциплин» — текст научной статьи по специальности «Искусство. Искусствоведение»
- «Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика» Под редакцией Е. А. Медведевой, Москва academa 2002
- Радынова О. П. «Музыкальные шедевры» авторская программа и методические рекомендации. Москва Издательство «Гном и Д», — 2000