Адаптивный поиск информации в Internet | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Зуева, В. Н. Адаптивный поиск информации в Internet / В. Н. Зуева. — Текст : непосредственный // Современные тенденции технических наук : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Уфа, май 2013 г.). — Т. 0. — Уфа : Лето, 2013. — С. 7-10. — URL: https://moluch.ru/conf/tech/archive/74/3682/ (дата обращения: 19.04.2024).

Извлечение знаний можно определить как нахождение и анализ полезной информации. Данную область деятельности принято подразделять на две части. Первая — автоматический поиск информации в документах Сети — Web content mining. Вторая — обнаружение и обработка информации, касающейся работы пользователей с сервером, — Web usage mining. В рамках данной статьи нас будет интересовать вторая часть, использующая результаты первой.

Модуль добычи данных в Internet, назовем его WebMiner, в свою очередь делится на три подсистемы:

-          составление дайджеста по заданным темам с заданных сайтов;

-          поиск интересующей информации через поисковые системы;

-          загрузка данных.

Рассмотрим подсистему составление дайджеста по заданным темам.

Целевая функция: «Страница подготовленного дайджеста по определенной тематике (эти и только эти новые данные должны быть нужны пользователю по указанной тематике)»

Основные положения:

-          страница должна быть доступна к просмотру пользователем в любом браузере;

-          приложение должно запускаться параллельно браузеру;

-          приложение должно отслеживать страницы на Web, посещаемые пользователем, сохранять статистику и на базе этой статистики создавать дайджест;

-          в дайджест должны попадать только новые материалы, появившиеся на самых часто посещаемых сайтах;

-          дайджесты должны строиться в разрезе тематики — свой дайджест на каждую тематику;

-          архитектура — HTTP Proxy, работающая на клиенте;

-          система интеллектуального поиска информации в сети Internet должна быть адаптивна под конкретного пользователя.

В БД WebMiner используются:

-          база знаний для данного пользователя (БЗП);

-          база сайтов пользователя (БС).

Формат БЗП:

-          слово;

-          ранг слова (частота встречаемости);

-          номер слова;

-          ссылки на N номеров слов, наиболее встречающимися в сочетании с данным словом (с частотой смежности)

-          страна пользователя.

Формат БС:

-          название сайта;

-          общее количество посещений за последнюю неделю;

-          общее количество посещений за все время;

-          количество посещений за последнюю неделю инициированных WebMiner;

-          количество посещений за все время инициированных WebMiner;

-          дата первого посещения;

-          дата последнего посещения;

K наиболее посещаемых страниц на данном сайте (с датами последних посещений) — общее;

K наиболее посещаемых страниц на данном сайте (с датами последних посещений) — инициированное WebMiner.

Формулы расчета:

Примечание 1: слова размерностью меньше 2 символов учитываются, только в том случае, если они написаны заглавными буквами. Слова размерностью больше 2 символов учитываются, если они не попадают в список запрещенных слов. Например, для русскоязычных текстов, список запрещенных слов:

1.      для

2.      потому

3.      что

и т. д.

Примечание 2: также необходимо добавить в этот список все зарезервированные слова языков программирования HTML, PHP и т. д.

Частота встречаемости:

,                                                                                                                         (1)

где - частота встречаемости данного слова;

 — количество повторений данного слова в тексте;

 — количество слов в тексте размерностью больше 2 символов и без запрещенных слов.

Частота взаимовстречаемости слова с данным словом:

,                                                                                                                      (2)

где  — частота взаимовстречаемости,

 — количество повторений взаимовстречаемого слова с заданным в тексте с длиной позиционирования не больше двух слов. Причем если слова разделяет точка, то взаимостречаемое слово не учитывается;

 — коэффициент удаленности взаимовстречаемого слова от заданного (количество слов от).

Для примера текст: «Для прогнозирования спроса используются нейросети».

Заданное слово: нейросеть, тогда в попадает слово из текста спрос. При этом должно учитываться, что глаголы и предлоги не попадают в анализ.

Примечание: очевидно, что частота взаимовстречаемости в одном тексте взаимовстречаемого слова и заданного слова равна обратной комбинации поиска взаимовстречаемости этих слов. Например .

В случае если пользователь делает запрос на поисковой системе, то слова в тексте запроса добавляются с частотами равными единице. При этом страница, выданная поисковой машиной, не учитывается.

Алгоритм работы WebMiner состоит из следующих шагов:

При первом запуске инициируются БЗП и БС.

При последующих запусках алгоритм следующий:

1.                  В случае захода пользователя на любой сайт происходит сканирование и вычисление частот встречаемости и частот взаимовстречаемости слов. Обновление итоговой частоты слова происходит по формуле:

,                                                                                                             (3)

где - количество текстов, где встречалось заданное слово.

Итоговая частота взаимовстречаемости считается аналогично. Второй вариант — можно еще использовать коэффициент старения посещения страницы.

2.                  Происходит обновление БС.

3.                  С заданной периодичностью WebMiner посещает наиболее встречаемые сайты и ищет в заголовках (или в зависимости от настроек по всей странице) статей слова с наибольшим рангом. В случае нахождения заголовка (или непосредственно на странице) ранжируемого слова, пользователю посылается сообщение о новостях и в случае если пользователь зайдет по ссылке WebMiner на предлагаемую страницу обновляется количество наиболее посещаемых страниц (а также страниц инициированных WebMiner).

Рис. 1. Алгоритм работы WebMiner

В системе можно использовать ранги по тематикам: юмор, спорт, новости, бизнес и т. д. Также можно периодически делать запрос на поисковые системы со списком наиболее встречаемых слов. Можно использовать перекрестные ссылки на другие страницы с данного сайта.

Все страницы просмотренные пользователем за период R (R ~ неделя) должны храниться в папке программы (без картинок) с названием «URL страницы» без http://. В данном случае имеет смысл вести простую базу (файл DBF) с полями:

-        имя страницы;

-        ссылка на название сохраненного файла этой страницы (равна «имя страницы» без «http://»);

-        количество слов, размером больше 2 двух символов.

В случае захода на любую страницу идет поиск по данной базе — если есть эта же страница, то идет сверка по количеству слов размером больше двух символов.

Примечание 3: страницы можно не сохранять, обойтись только контрольной суммой.

Интерес пользователя к информации может быть долговременным и кратковременным.

Долговременным интересом пользователя будет называть, такой интерес, который не проходит в течение периода N (N первоначально равен неделе). Как пример можно привести, допустим, футбол, анекдоты и т. п.

Краткосрочным интересом пользователя будем называть, такой интерес, который продолжается не более периода K (К первоначально равен неделе). Как пример, можно привести, допустим, политический вопрос, например «революция в Киргизии».

При этом частоты по формулам (1) и (2) должны считаться как на неделю, так и за весь период. Варианты работы системы:

Вариант 1. Вариант сканирования только заголовков (ищем в тексте только то, что заключено в кавычках после href=:

Пример

<TITLE>Главные новости дня: политика, экономика, происшествия</TITLE>
<link rel=«stylesheet» href=«http://top.rbc.ru/topnews.css» type=«text/css»>
То есть, в данном случае есть ссылка «http://top.rbc.ru/topnews.css».
Слова для БЗС берутся между <TITLE> и </TITLE>

Вариант 2. Режим слежения за пользователем

1.        Отслеживается, что пользователь зашел на сайт xxx;
2.        Отслеживается ссылка, на которую перешел пользователь;
3.        Обновляются БЗП и БС. Причем в БС добавляются как корень страницы, так и конечная страница. Обновляется БЗС по словам[1];

4.        и так далее по всем заходам пользователя.

Вариант 3. Режим автономной работы.

1.        По таймеру делается обход наиболее посещаемых страниц пользователя (TOP10), то есть скрыто загружаются эти страницы;
2.        Выбираются наиболее встречаемые слова пользователя из БЗП;
3.        На каждой загруженной странице ищутся в заголовках и кратких аннотациях (то есть между двумя link) наиболее встречаемые слова;
4.        В случае нахождения нужного слова (слов), эта ссылка попадает в дайджест;
5.        После сканирования всех страниц пользователю выдается дайджест;
6.        В случае перехода по ссылке дайджеста, включается «режим слежения за пользователем».

Рассмотрим подсистему поиска через поисковые системы. В качестве поисковой системы используется связка двух лидеров в данном сегменте: Google (мировой лидер) и Yandex (российский лидер). Следует также отметить, что Google индексирует и российские сайты. Запрос обрабатывается скриптом, написанном на ЯП Perl.

Рассмотрим подсистему блока загрузки данных. Данный блок является самым простым по реализации. Алгоритм (автоматический):

1.                 Срабатывает таймер;

2.                 Открытие заданной станицы в Internet;

3.                 Парсировка страницы на наличие ссылки на заданный файл (формат xls) (учитываем, шаблон названия);

4.                 Скачивание файла;

5.                 Открытие файла (hidden);

6.                 По заданному шаблону выкачиваем данные в БД.

Таким образом, мы получаем простую систему помощника, позволяющую находить интересующую информацию в сети Internet в автоматическом режиме.

Литература:

1.      Д. Ландэ «Поиск знаний в Internet» — М, Диалектика, 2005 г.

2.      Christopher D. Manning, Hinrich Schutze. Foundations of Statistical Natural Language Processing.

3.      Ethem Alpaydin. Introduction to Machine Learning (Adaptive Computation and Machine Learning).



[1] Можно сканировать как ссылку, так и весь текст на странице

Основные термины (генерируются автоматически): TITLE, слово, страница, пользователь, заданное слово, сайт, текст, частота встречаемости, поисковая система, последняя неделя.

Похожие статьи

Влияние параметров интернет-сайта на его индексацию...

TITLE, слово, страница, пользователь, текст, сайт, заданное слово, частота встречаемости, поисковая система, последняя неделя.

Применение методов text mining для классификации информации...

Данный подход подразумевает частоту встречаемости последовательности из n слов в тексте, а не просто частоту встречаемости отдельного слова.

Множество строится путём последовательного сканирования текста заданным окном из слов.

Продвижение и поисковая оптимизация Web-сайтов

Ключевые слова, мета-теги, дескриптор — это то, что необходимо заполнять на каждой странице, вместе с ними существуют

Но нельзя злоупотреблять ссылками, ведущими на ваш сайт, поисковая система может заподозрить вас, или уличить в искусственном поднятии...

Основные секреты оптимизации и продвижения сайтов...

Методы продвижения сайта в сети Интернет | Статья в журнале... Поисковая система не просто ищет на каждом сайте, а ищет по базе известных ей страниц, и извлекает лишь те что содержат слова из запроса.

Методы продвижения сайта в сети Интернет | Статья в журнале...

Поисковая система не просто ищет на каждом сайте, а ищет по базе известных ей страниц, и извлекает лишь те что содержат слова из запроса.

Итак, с этого можно вынести результат, что чем выше позиция сайта в поисковой системе, тем больше шансов что пользователь...

Этапы и методы автоматического извлечения ключевых слов

Рассмотрим общий подход к автоматическому выделению ключевых слов из текстов.

К статистическим признакам относят вычисление частоты встречаемости слова в документе и в корпусе документов, длину

Анализ тональности отзывов пользователей в мета-области...

Проблема построения информационно-поискового тезауруса

· обеспечение перевода естественного языка документов и пользователей на контролируемый словарь, применяемый для индексирования и поиска

Например, такой критерий, как частота встречаемости не может быть абсолютным. Если слово встречается в текстах очень часто...

Разработка вопросно-ответной системы с использованием...

Причинами этого могут являться использование пользователем речевых конструкций естественного языка (например, использование вопросительных слов), высокая частота встречаемости искомых ключевых слов в просматриваемом тексте и другие проблемы...

Основные алгоритмы проверки уникальности контента

Однако, алгоритмы поисковых систем регулярно проверяют тексты на уникальность.

Данный подход подразумевает частоту встречаемости последовательности из n слов в тексте, а не просто частоту встречаемости отдельного слова.

Похожие статьи

Влияние параметров интернет-сайта на его индексацию...

TITLE, слово, страница, пользователь, текст, сайт, заданное слово, частота встречаемости, поисковая система, последняя неделя.

Применение методов text mining для классификации информации...

Данный подход подразумевает частоту встречаемости последовательности из n слов в тексте, а не просто частоту встречаемости отдельного слова.

Множество строится путём последовательного сканирования текста заданным окном из слов.

Продвижение и поисковая оптимизация Web-сайтов

Ключевые слова, мета-теги, дескриптор — это то, что необходимо заполнять на каждой странице, вместе с ними существуют

Но нельзя злоупотреблять ссылками, ведущими на ваш сайт, поисковая система может заподозрить вас, или уличить в искусственном поднятии...

Основные секреты оптимизации и продвижения сайтов...

Методы продвижения сайта в сети Интернет | Статья в журнале... Поисковая система не просто ищет на каждом сайте, а ищет по базе известных ей страниц, и извлекает лишь те что содержат слова из запроса.

Методы продвижения сайта в сети Интернет | Статья в журнале...

Поисковая система не просто ищет на каждом сайте, а ищет по базе известных ей страниц, и извлекает лишь те что содержат слова из запроса.

Итак, с этого можно вынести результат, что чем выше позиция сайта в поисковой системе, тем больше шансов что пользователь...

Этапы и методы автоматического извлечения ключевых слов

Рассмотрим общий подход к автоматическому выделению ключевых слов из текстов.

К статистическим признакам относят вычисление частоты встречаемости слова в документе и в корпусе документов, длину

Анализ тональности отзывов пользователей в мета-области...

Проблема построения информационно-поискового тезауруса

· обеспечение перевода естественного языка документов и пользователей на контролируемый словарь, применяемый для индексирования и поиска

Например, такой критерий, как частота встречаемости не может быть абсолютным. Если слово встречается в текстах очень часто...

Разработка вопросно-ответной системы с использованием...

Причинами этого могут являться использование пользователем речевых конструкций естественного языка (например, использование вопросительных слов), высокая частота встречаемости искомых ключевых слов в просматриваемом тексте и другие проблемы...

Основные алгоритмы проверки уникальности контента

Однако, алгоритмы поисковых систем регулярно проверяют тексты на уникальность.

Данный подход подразумевает частоту встречаемости последовательности из n слов в тексте, а не просто частоту встречаемости отдельного слова.