Адаптивный поиск информации в Internet | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Зуева, В. Н. Адаптивный поиск информации в Internet / В. Н. Зуева. — Текст : непосредственный // Современные тенденции технических наук : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Уфа, май 2013 г.). — Т. 0. — Уфа : Лето, 2013. — С. 7-10. — URL: https://moluch.ru/conf/tech/archive/74/3682/ (дата обращения: 16.11.2024).

Извлечение знаний можно определить как нахождение и анализ полезной информации. Данную область деятельности принято подразделять на две части. Первая — автоматический поиск информации в документах Сети — Web content mining. Вторая — обнаружение и обработка информации, касающейся работы пользователей с сервером, — Web usage mining. В рамках данной статьи нас будет интересовать вторая часть, использующая результаты первой.

Модуль добычи данных в Internet, назовем его WebMiner, в свою очередь делится на три подсистемы:

-          составление дайджеста по заданным темам с заданных сайтов;

-          поиск интересующей информации через поисковые системы;

-          загрузка данных.

Рассмотрим подсистему составление дайджеста по заданным темам.

Целевая функция: «Страница подготовленного дайджеста по определенной тематике (эти и только эти новые данные должны быть нужны пользователю по указанной тематике)»

Основные положения:

-          страница должна быть доступна к просмотру пользователем в любом браузере;

-          приложение должно запускаться параллельно браузеру;

-          приложение должно отслеживать страницы на Web, посещаемые пользователем, сохранять статистику и на базе этой статистики создавать дайджест;

-          в дайджест должны попадать только новые материалы, появившиеся на самых часто посещаемых сайтах;

-          дайджесты должны строиться в разрезе тематики — свой дайджест на каждую тематику;

-          архитектура — HTTP Proxy, работающая на клиенте;

-          система интеллектуального поиска информации в сети Internet должна быть адаптивна под конкретного пользователя.

В БД WebMiner используются:

-          база знаний для данного пользователя (БЗП);

-          база сайтов пользователя (БС).

Формат БЗП:

-          слово;

-          ранг слова (частота встречаемости);

-          номер слова;

-          ссылки на N номеров слов, наиболее встречающимися в сочетании с данным словом (с частотой смежности)

-          страна пользователя.

Формат БС:

-          название сайта;

-          общее количество посещений за последнюю неделю;

-          общее количество посещений за все время;

-          количество посещений за последнюю неделю инициированных WebMiner;

-          количество посещений за все время инициированных WebMiner;

-          дата первого посещения;

-          дата последнего посещения;

K наиболее посещаемых страниц на данном сайте (с датами последних посещений) — общее;

K наиболее посещаемых страниц на данном сайте (с датами последних посещений) — инициированное WebMiner.

Формулы расчета:

Примечание 1: слова размерностью меньше 2 символов учитываются, только в том случае, если они написаны заглавными буквами. Слова размерностью больше 2 символов учитываются, если они не попадают в список запрещенных слов. Например, для русскоязычных текстов, список запрещенных слов:

1.      для

2.      потому

3.      что

и т. д.

Примечание 2: также необходимо добавить в этот список все зарезервированные слова языков программирования HTML, PHP и т. д.

Частота встречаемости:

,                                                                                                                         (1)

где - частота встречаемости данного слова;

 — количество повторений данного слова в тексте;

 — количество слов в тексте размерностью больше 2 символов и без запрещенных слов.

Частота взаимовстречаемости слова с данным словом:

,                                                                                                                      (2)

где  — частота взаимовстречаемости,

 — количество повторений взаимовстречаемого слова с заданным в тексте с длиной позиционирования не больше двух слов. Причем если слова разделяет точка, то взаимостречаемое слово не учитывается;

 — коэффициент удаленности взаимовстречаемого слова от заданного (количество слов от).

Для примера текст: «Для прогнозирования спроса используются нейросети».

Заданное слово: нейросеть, тогда в попадает слово из текста спрос. При этом должно учитываться, что глаголы и предлоги не попадают в анализ.

Примечание: очевидно, что частота взаимовстречаемости в одном тексте взаимовстречаемого слова и заданного слова равна обратной комбинации поиска взаимовстречаемости этих слов. Например .

В случае если пользователь делает запрос на поисковой системе, то слова в тексте запроса добавляются с частотами равными единице. При этом страница, выданная поисковой машиной, не учитывается.

Алгоритм работы WebMiner состоит из следующих шагов:

При первом запуске инициируются БЗП и БС.

При последующих запусках алгоритм следующий:

1.                  В случае захода пользователя на любой сайт происходит сканирование и вычисление частот встречаемости и частот взаимовстречаемости слов. Обновление итоговой частоты слова происходит по формуле:

,                                                                                                             (3)

где - количество текстов, где встречалось заданное слово.

Итоговая частота взаимовстречаемости считается аналогично. Второй вариант — можно еще использовать коэффициент старения посещения страницы.

2.                  Происходит обновление БС.

3.                  С заданной периодичностью WebMiner посещает наиболее встречаемые сайты и ищет в заголовках (или в зависимости от настроек по всей странице) статей слова с наибольшим рангом. В случае нахождения заголовка (или непосредственно на странице) ранжируемого слова, пользователю посылается сообщение о новостях и в случае если пользователь зайдет по ссылке WebMiner на предлагаемую страницу обновляется количество наиболее посещаемых страниц (а также страниц инициированных WebMiner).

Рис. 1. Алгоритм работы WebMiner

В системе можно использовать ранги по тематикам: юмор, спорт, новости, бизнес и т. д. Также можно периодически делать запрос на поисковые системы со списком наиболее встречаемых слов. Можно использовать перекрестные ссылки на другие страницы с данного сайта.

Все страницы просмотренные пользователем за период R (R ~ неделя) должны храниться в папке программы (без картинок) с названием «URL страницы» без http://. В данном случае имеет смысл вести простую базу (файл DBF) с полями:

-        имя страницы;

-        ссылка на название сохраненного файла этой страницы (равна «имя страницы» без «http://»);

-        количество слов, размером больше 2 двух символов.

В случае захода на любую страницу идет поиск по данной базе — если есть эта же страница, то идет сверка по количеству слов размером больше двух символов.

Примечание 3: страницы можно не сохранять, обойтись только контрольной суммой.

Интерес пользователя к информации может быть долговременным и кратковременным.

Долговременным интересом пользователя будет называть, такой интерес, который не проходит в течение периода N (N первоначально равен неделе). Как пример можно привести, допустим, футбол, анекдоты и т. п.

Краткосрочным интересом пользователя будем называть, такой интерес, который продолжается не более периода K (К первоначально равен неделе). Как пример, можно привести, допустим, политический вопрос, например «революция в Киргизии».

При этом частоты по формулам (1) и (2) должны считаться как на неделю, так и за весь период. Варианты работы системы:

Вариант 1. Вариант сканирования только заголовков (ищем в тексте только то, что заключено в кавычках после href=:

Пример

<TITLE>Главные новости дня: политика, экономика, происшествия</TITLE>
<link rel=«stylesheet» href=«http://top.rbc.ru/topnews.css» type=«text/css»>
То есть, в данном случае есть ссылка «http://top.rbc.ru/topnews.css».
Слова для БЗС берутся между <TITLE> и </TITLE>

Вариант 2. Режим слежения за пользователем

1.        Отслеживается, что пользователь зашел на сайт xxx;
2.        Отслеживается ссылка, на которую перешел пользователь;
3.        Обновляются БЗП и БС. Причем в БС добавляются как корень страницы, так и конечная страница. Обновляется БЗС по словам[1];

4.        и так далее по всем заходам пользователя.

Вариант 3. Режим автономной работы.

1.        По таймеру делается обход наиболее посещаемых страниц пользователя (TOP10), то есть скрыто загружаются эти страницы;
2.        Выбираются наиболее встречаемые слова пользователя из БЗП;
3.        На каждой загруженной странице ищутся в заголовках и кратких аннотациях (то есть между двумя link) наиболее встречаемые слова;
4.        В случае нахождения нужного слова (слов), эта ссылка попадает в дайджест;
5.        После сканирования всех страниц пользователю выдается дайджест;
6.        В случае перехода по ссылке дайджеста, включается «режим слежения за пользователем».

Рассмотрим подсистему поиска через поисковые системы. В качестве поисковой системы используется связка двух лидеров в данном сегменте: Google (мировой лидер) и Yandex (российский лидер). Следует также отметить, что Google индексирует и российские сайты. Запрос обрабатывается скриптом, написанном на ЯП Perl.

Рассмотрим подсистему блока загрузки данных. Данный блок является самым простым по реализации. Алгоритм (автоматический):

1.                 Срабатывает таймер;

2.                 Открытие заданной станицы в Internet;

3.                 Парсировка страницы на наличие ссылки на заданный файл (формат xls) (учитываем, шаблон названия);

4.                 Скачивание файла;

5.                 Открытие файла (hidden);

6.                 По заданному шаблону выкачиваем данные в БД.

Таким образом, мы получаем простую систему помощника, позволяющую находить интересующую информацию в сети Internet в автоматическом режиме.

Литература:

1.      Д. Ландэ «Поиск знаний в Internet» — М, Диалектика, 2005 г.

2.      Christopher D. Manning, Hinrich Schutze. Foundations of Statistical Natural Language Processing.

3.      Ethem Alpaydin. Introduction to Machine Learning (Adaptive Computation and Machine Learning).



[1] Можно сканировать как ссылку, так и весь текст на странице

Основные термины (генерируются автоматически): TITLE, слово, страница, пользователь, заданное слово, сайт, текст, частота встречаемости, поисковая система, последняя неделя.