Технологическое предпринимательство: проблемы и перспективы | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 марта, печатный экземпляр отправим 17 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 16. Новые технические решения

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Актуальные вопросы технических наук» (Краснодар, апрель 2020)

Дата публикации: 08.03.2020

Статья просмотрена: 939 раз

Библиографическое описание:

Матюнина, О. Е. Технологическое предпринимательство: проблемы и перспективы / О. Е. Матюнина. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы технических наук : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, апрель 2020 г.). — Краснодар : Новация, 2020. — С. 47-53. — URL: https://moluch.ru/conf/tech/archive/367/15701/ (дата обращения: 05.03.2021).



Статья представляет собой научное исследование, посвященное анализу современного состояния технологического предпринимательства как концепции создания нового бизнеса, в основу устойчивого конкурентного преимущества которого положена инновационная высокотехнологичная (наукоёмкая) идея. Целью данного исследования является рассмотрение и обобщение перспективных направлений развития технологического предпринимательства с учетом влияния внутренних и внешних факторов.

Ключевые слова: технологическое предпринимательство, инновационные технологии, высокотехнологичная отрасль, наукоемкие технологии.

The article is a scientific study devoted to the analysis of the current state of technological entrepreneurship as a concept of creating a new business, which is based on a sustainable competitive advantage based on an innovative high-tech (science- intensive) idea. The purpose of this study is to review and summarize promising areas of development of technological entrepreneurship, taking into account the influence of internal and external factors.

Keywords: technological entrepreneurship, innovative technologies, high- tech industry, high- tech technologies.

Сегодня мы живем в технологический «век», в условиях глобальной экономики, где конкуренция стала основываться на знаниях. В современных теориях роста и развития технологические инновации заняли центральное место. Таким образом, наша любовь к новизне и новым гаджетам основана на практических и теоретических основах. Кроме того, растет интерес к взаимосвязи между технологическими инновациями (и предпринимательством) и тем, как они могут способствовать глобальному росту и развитию.

Предпринимательство повсюду: это больше, чем просто создание компании. Предпринимательство стимулирует экономический рост и может наблюдаться практически в каждом контексте. Даже многонациональные компании с крупными отделами исследований и разработок, такие как Philips, DSM и ASML, привлекают инженеров-предпринимателей, обладающих способностями в разработке инновационных технологий и коммерциализации этих технологий. Другими словами, новое поколение инженеров должно быть в состоянии открывать, создавать и использовать новые возможности для бизнеса.

Технологии — это правила и идеи, которые определяют способ производства товаров и услуг. Технологические изобретения — это новые правила и идеи о том, что производить и как это делать. Технологические инновации появляются, когда новые правила и идеи находят практическое применение благодаря применению и/или коммерциализации предпринимателями.

Технологические инновации способствуют более высокому уровню экономического производства и могут предоставлять новые товары и услуги, которые изменяют человеческие жизни и возможности.

Технологическое предпринимательство — создание нового бизнеса, в основу устойчивого конкурентного преимущества которого положена инновационная высокотехнологичная (наукоёмкая) идея [1]. От других форм предпринимательства (социального или индивидуального) технологическое предпринимательство отличается тем, что создание новых продуктов или услуг в этом случае напрямую связано с использованием новейших научных знаний и/или технологий, правами на которые обладает компания-разработчик [2]. Из-за специфики производимых продуктов и услуг — высокоспециализированных знаний в различной форме, — а также используемых наукоемкими фирмами ресурсов — интеллектуального капитала — «производственные процессы» в них серьезно отличаются от процессов производства материальных продуктов и строятся по принципам стартапа.

По мнению заместителя председателя правления УК «РОСНАНО» Юрия Удальцова одной из основных проблем развития технологического предпринимательства в России является то, что далеко не весь технологический цикл, который необходим для многих разработок, присутствует в стране [4]. Без международной кооперации сегодня очень сложно что-либо разрабатывать. Это общая проблема для всех стран. Российская включенность в мировой рынок очень избирательна. Есть единичные случаи мирового доминирования на рынке конкретных решений. Единственным большим известным примером является компания «Монокристалл» с ее лейкосапфиром, сумевшая стать мировым лидером и захватить львиную долю рынка.

Отсутствие необходимых технологий является еще одной проблемой технологического предпринимательства в России. Приходится вступать в кооперацию с другими странами. На этом этапе наступают проблемы институционального характера. Часть ключевых технологий просто недоступна, даже по импорту, а то, что доступно, зачастую дорого и долго. Например, у нас пока нет системы, позволяющей быстро проводить таможенное оформление небольших по объемам поставок. Сейчас в России процедура занимает недели, а у зарубежных партнеров DHL делает поставки за два дня.

Затянутые сроки характерны не только для таможни, но и для многих контрольно-надзорных процедур, например, для санитарного контроля. Ввезти в страну биопрепараты очень непросто.

Контролирующие органы вводят все новые барьеры. Это снижает конкурентоспособность, негативно сказывается на той группе предпринимателей, которая сегодня необходима для диверсификации экономики. Решение этой проблемы — не простая задача.

Исторически сложилось, что в нашей стране многие путают изобретательство с технологическим предпринимательством. Работу затрудняет отсутствие самого технологического предпринимательства, что выражается в недостатке качественных проектов.

Изобретатели есть, но сложившееся с советских времен классическое разделение труда не предполагало, что ученый должен думать сколько это будет стоить, каков потенциальный рынок, как на этот рынок выходить с новой разработкой [5].

На Западе за последние годы ученых приучили к тому, что, даже когда они берут научный грант, они заранее думают, чем их открытие может быть полезно, каков жизненный цикл изобретения. Таким образом, изобретать можно по-разному. Можно придумать что-то более быстрое и дорогое, а можно бороться за цену продукта. При этом зачастую снижение стоимости требует глубокого технологического изменения, что с научной точки зрения не менее ценно, чем быстрое и дорогое изобретение.

Выращивать технологических предпринимателей нужно со школьной скамьи, с университета. Выпускники естественно-научных и инженерных вузов — самая перспективная среда. У них достаточное базовое и профессиональное образование, которое позволяет им разбираться в инновациях и технологических рисках.

Когда мы говорим о дефиците технологических предпринимателей, это вовсе не означает, что в России они отсутствуют как класс. Есть довольно много успешных проектов в IT-секторе, они все на слуху. Например, ведущий мировой разработчик и производитель морского бортового и берегового оборудования, электронно-картографических систем, морских электронных карт «Транзас». Конечно, «Монокристалл» — ведущий мировой производитель синтетического сапфира, продемонстрировавший удивительную устойчивость даже на фоне кризиса.

Вместе с тем, успешных проектов пока маловато для того, чтобы выстроилась сеть, которая сделала бы их не отдельными единичными случаями, а нормой.

Рассмотрим причины неудач инновационных проектов. Они могут выражаться в нескольких формах:

– получение убытков и других отрицательных финансовых результатов;

– отсутствие коммерческих эффектов: роста продаж, увеличения рыночной доли, выхода в новые рыночные сегменты;

– недостижение научно-технологических результатов, невозможность получения требуемого продукта;

– межличностные конфликты, распад команды, разрыв человеческих связей, подорванное здоровье;

– банкротство, ликвидация компании, прекращение ее функционирования или закрытие проекта [3].

Как правило, проект не имеет успеха не по какой-то одной причине, а в результате соединения ряда неблагоприятных факторов и неверных решений руководителей компаний в ответ на воздействие этих факторов. Как на всякий сложный объект, на инновационный проект влияет множество внешних и внутренних негативных обстоятельств, и приходится максимально упрощать и формализовать траекторию развития бизнеса, чтобы определить, какие именно из них привели к тому, что результат не соответствовал ожиданиям.

Причем в большинстве ситуаций сам по себе фактор или принятое решение не обязательно были фатальным для судьбы проекта обстоятельством, а их воздействие вело к неизбежной неудаче. Более того, в каких-то иных обстоятельствах такие же факторы и обстоятельства, возможно, могли бы, напротив, стать залогом успеха. Однако в совокупности они приводили проекты к негативным результатам.

Факторы неудач можно свести к пяти большим группам:

– технологические факторы, связанные с выбором неудачных технологических и продуктовых решений, невозможностью получить требуемые технические характеристики продуктов;

– рыночные факторы, связанные с ошибками в выборе целевых рынков, неправильным позиционированием продуктов;

– партнерские факторы, связанные с взаимоотношениями с партнерами по бизнесу. К категории партнеров относятся не только бизнес-партнеры, но и инвесторы (в том числе собственники) и государственные органы и институты;

– управленческие факторы, связанные с неверными решениями руководителей или собственников компаний (причем решений тактических, на уровне операционного управления);

– стратегические факторы, связанные с ошибками в выборе бизнес-модели, стратегии развития бизнеса [3].

Проектам на всех этапах своего развития крайне полезна поддержка при выводе продукции на рынок. Это могут быть маркетинговые обзоры и консультации экспертов, льготные условия участия в закупках крупных компаний, питч-сессии для крупных рыночных игроков с представлением продуктов и компетенций стартапов, поддержка в выводе продукции на зарубежные рынки [6].

Проектам на ранних стадиях требуется помощь в проведении НИОКР и доведении продукта до рынка, гранты, субсидии, обеспечение возможностей для тестирования, услуги по разработке технологической документации и дизайна. Эти проекты также нуждаются в консультационной помощи по разработке стратегии развития и продвижения на рынок, в выборе правильных бизнес-моделей — для этого могут привлекаться как профессиональные консультанты, так и более опытные предприниматели-менторы. Целесообразно организовывать для начинающих предпринимателей обучающие и акселерационные программы, готовить для них кейсы с разбором типичных ошибок.

Проекты на этапе расширения продолжают испытывать сложности со стратегическим планированием, поэтому им нужна помощь и в этом направлении. Дополнительно у них возникает блок проблем, связанных с выстраиванием отношений с партнерами — инвесторами, партнерами по кооперации, государственными организациями. В этом направлении им нужна поддержка от консультантов и менторов, помощь в налаживании связей (нетворкинг), возможность участия в питч-сессиях для инвесторов и крупных потребителей.

У зрелых проектов помимо проблем с партнерами по бизнесу нарастает число проблем, связанных с ошибками в управленческих решениях. Им необходима помощь в организации системы принятия управленческих решений, прежде всего в том, что касается отработки четких юридических процедур, урегулирования отношений собственности, распределения обязанностей и ответственности в коллективе. Помимо образовательных программ и консультационной поддержки этим компаниям могут быть полезны методические рекомендации и стандарты, помощь в формировании совета директоров (с привлечением независимых директоров), а также услуги HR-специалистов по привлечению профессиональных менеджеров.

Оценивая в целом перспективы России как страны, где развиваются современные технологии, нужно отметить Big Data и Deep Learning — обработку больших массивов информации и системы искусственного интеллекта.

Вместе с тем, если говорить о биологии и, так называемых «омиксных» технологиях, то здесь наблюдается отставание. Данное направление не слишком капиталоемкое, поэтому можно достаточно быстро догнать конкурентов.

В области физики и химии определилась тенденция к разработке разнообразных функциональных покрытий. Главное необходимо правильно выбрать нишу на рынке и активно бороться за экономику решений.

Литература:

  1. Барыкин А. Н., Икрянников В. О. Белые пятна теории и практики технологического предпринимательства // Менеджмент инноваций. — 2010. — № 3. — С. 204–215.
  2. Bailetti T. Technology Entrepreneurship: Overview, Definition, and Distinctive Aspects // Электронный портал журнала Technology Innovation. Электронный ресурс. Код доступа [http://www.timreview.ca/article/520] (дата обращения: 21.02.2020).
  3. Инновации: разбор полетов. Как ошибаются российские инновационные предприниматели / Под ред. Д. С. Медовникова. М.: Стимул, 2019.
  4. Нужно вырастить когорту технопредпринимателей // Известия. URL: https://iz.ru/news/654758 (дата обращения: 05.03.2020).
  5. Хайруллина М. В. Технологическое предпринимательство: сдерживающие факторы и условия развития // Российское предпринимательство. — 2016. — Т. 17. — № 16. — С. 1831–1848. — doi: 10.18334/rp.17.16.36402
  6. Yudina E. V., Zavalko N. A., Beketova O. N., Kozhina V. O., Lavrenova A. V. INNOVATIVE APPROACHES TO BUSINESS MODELING AT AN ENTERPRISE // Revista Inclusiones. — 2020. — Т. 7. № S1–3. — С. 84–92.
Основные термины (генерируются автоматически): технологическое предпринимательство, проект, Россия, рынок, ASML, DHL, DSM, вывод продукции, идея, устойчивое конкурентное преимущество.

Похожие статьи

Значение информационных технологий в формировании...

Качество товара, продукта или услуги, рассматривалось как основное конкурентное преимущество.

Недооценка отдельными руководителями информационных технологий начинается с их элементарной «технологической неграмотности».

Формирование устойчивых конкурентных преимуществ...

В статье рассматриваются ключевые аспекты проведения стратегического конкурентного анализа, а также его значимость в процессе формирования конкурентных преимуществ компании. Ключевые слова: стратегия, конкуренция, анализ, конкурентные преимущества.

Конкурентные преимущества на примере компании Samsung

Конкурентное преимущество фирмы не всегда очевидно. На практике отличия между фирмой и ее конкурентами, которые выбираются для оценки преимуществ или недостатков, могут быть очень субъективными в зависимости от того...

Пути повышения конкурентоспособности предприятия

Частые технологические новшества в методах производства, размер инвестиций

Проблемы повышения конкурентоспособности отечественной продукции являются одними из наиболее

Устойчивое повышение конкурентоспособности предприятия может быть обеспечено только...

Особенности вывода и продвижения инновационного продукта на...

Данные этапы отличаются от этапов вывода обычного продукта на рынок тем, что в случае

Говоря о выводе инновационного продукта на рынок нельзя не затронуть тему продвижения его на рынке.

Ее состав определяется соответственно типам технологических инноваций.

Формирование конкурентных преимуществ современного...

Проекты.

Устойчивое конкурентное преимущество — это долгосрочная выгода от осуществления уникальной стратегии, направленной на создание

Оценочной базой для конкурентных преимуществ являются цели предприятия и связанные с ними задачи, которые...

Стратегические ресурсы как конкурентное преимущество...

Каждое конкурентное преимущество обусловлено каким-либо стратегическим ресурсом, поэтому позицию компании на рынке определяют количеством конкурентных преимуществ, их доступностью для конкурентов и длительностью жизненного цикла данного преимущества.

Современные тенденции развития брендинга в рыночных условиях

Преимущества брендов представлены в таблице 2.

Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы

- преимущества бренда насчитывает более 10 направлений; - роль брендинга сводится к развитию как самого бренда, так и компании в целом

Особенности использования проектного менеджмента при...

В статье рассматриваются особенности проектов по выводу нового продукта на рынок. Доказывается целесообразность использования предприятием проектного подхода для решения задачи по выводу нового продукта, проводится адаптация методов и инструментов...

Похожие статьи

Значение информационных технологий в формировании...

Качество товара, продукта или услуги, рассматривалось как основное конкурентное преимущество.

Недооценка отдельными руководителями информационных технологий начинается с их элементарной «технологической неграмотности».

Формирование устойчивых конкурентных преимуществ...

В статье рассматриваются ключевые аспекты проведения стратегического конкурентного анализа, а также его значимость в процессе формирования конкурентных преимуществ компании. Ключевые слова: стратегия, конкуренция, анализ, конкурентные преимущества.

Конкурентные преимущества на примере компании Samsung

Конкурентное преимущество фирмы не всегда очевидно. На практике отличия между фирмой и ее конкурентами, которые выбираются для оценки преимуществ или недостатков, могут быть очень субъективными в зависимости от того...

Пути повышения конкурентоспособности предприятия

Частые технологические новшества в методах производства, размер инвестиций

Проблемы повышения конкурентоспособности отечественной продукции являются одними из наиболее

Устойчивое повышение конкурентоспособности предприятия может быть обеспечено только...

Особенности вывода и продвижения инновационного продукта на...

Данные этапы отличаются от этапов вывода обычного продукта на рынок тем, что в случае

Говоря о выводе инновационного продукта на рынок нельзя не затронуть тему продвижения его на рынке.

Ее состав определяется соответственно типам технологических инноваций.

Формирование конкурентных преимуществ современного...

Проекты.

Устойчивое конкурентное преимущество — это долгосрочная выгода от осуществления уникальной стратегии, направленной на создание

Оценочной базой для конкурентных преимуществ являются цели предприятия и связанные с ними задачи, которые...

Стратегические ресурсы как конкурентное преимущество...

Каждое конкурентное преимущество обусловлено каким-либо стратегическим ресурсом, поэтому позицию компании на рынке определяют количеством конкурентных преимуществ, их доступностью для конкурентов и длительностью жизненного цикла данного преимущества.

Современные тенденции развития брендинга в рыночных условиях

Преимущества брендов представлены в таблице 2.

Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы

- преимущества бренда насчитывает более 10 направлений; - роль брендинга сводится к развитию как самого бренда, так и компании в целом

Особенности использования проектного менеджмента при...

В статье рассматриваются особенности проектов по выводу нового продукта на рынок. Доказывается целесообразность использования предприятием проектного подхода для решения задачи по выводу нового продукта, проводится адаптация методов и инструментов...