Формирование устойчивых конкурентных преимуществ компании на основе проведения стратегического конкурентного анализа
Отправьте статью сегодня! Электронный вариант журнала выйдет 14 августа,печатный экземпляр отправим18 августа.

Формирование устойчивых конкурентных преимуществ компании на основе проведения стратегического конкурентного анализа

В статье рассматриваются ключевые аспекты проведения стратегического конкурентного анализа, а также его значимость в процессе формирования конкурентных преимуществ компании.
Поделиться в социальных сетях
1209 просмотров
Библиографическое описание

Тукач, В. С. Формирование устойчивых конкурентных преимуществ компании на основе проведения стратегического конкурентного анализа / В. С. Тукач. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 28 (132). — С. 573-575. — URL: https://moluch.ru/archive/132/36689/ (дата обращения: 05.08.2021).



В статье рассматриваются ключевые аспекты проведения стратегического конкурентного анализа, а также его значимость в процессе формирования конкурентных преимуществ компании.

Ключевые слова: стратегия, конкуренция, анализ, конкурентные преимущества

Вот уже 25 лет российская экономика развивается на принципах рыночных отношений, неотъемлемой и основополагающей частью которых является конкуренция. Она создаёт условия, требующие от фирмы, которая стремится к повышению эффективности своей финансово-хозяйственной деятельности, увеличению доли рынка и удлинению жизненного цикла, чёткого позиционирования себя на рынке, объективного восприятия своего положения относительно конкурентов и возможность осуществлять планирование и прогнозирование с высокой долей вероятности в кратко-, средне- и долгосрочной перспективах. Именно это лежит в основе конкурентоспособности компании, характеризующейся её конкурентными преимуществами.

Под конкурентными преимуществами следует понимать систему, которая обладает определённой эксклюзивной ценностью, дающей ей превосходство над конкурентами в экономической, технической и организационной сферах деятельности, возможность более эффективно распоряжаться имеющимися ресурсами. Особое значение имеют устойчивые конкурентные преимущества, представляющие собой уникальную ценность, созданную посредством исключительной стратегии и способную приносить выгоду компании на протяжении длительного промежутка времени.

Все факторы, определяющие конкурентные преимущества компании можно разделить на две большие группы: внешние и внутренние. К числу первых относятся классические пять сил модели конкуренции Портера (рисунок 1): влияние поставщиков, потребителей, угрозы возможного появления новых товаров, а также товаров-субститутов, и консолидирующий показатели — уровень конкуренции. В свою очередь, внутренними факторами являются рациональность построения организационной структуры, эффективность использования ресурсов, качество управления, квалификация персонала, уровень научности и технологичности производства, а также, что немаловажно, сопоставимость видения развития фирмы и конъюнктуры рынка [1].

image050.jpg

Рис. 1. Направление сил модели конкуренции М. Портера

Необходимо отразить и ряд условий, которым должны соответствовать конкурентные преимущества фирмы, а именно:

  1. приносить ощутимую выгоду потребителям;
  2. выделяться на фоне конкурентов;
  3. быть устойчивыми в условиях изменения рынка;
  4. сохранять свою актуальность в долгосрочной перспективе;
  5. повышать прибыльность компании.

Формирование, использование и сохранение конкурентных преимуществ компании осуществляется во многом за счёт стратегического конкурентного анализа. Объектом стратегического конкурентного анализа является компания, а предметом — её производственная и коммерческая деятельность, система социально-трудовых и общественно-политических отношений. В роли субъекта выступают собственники и управленческий персонал фирмы.

Стратегический конкурентный анализ отличается широтой действий как во времени, так и в пространстве, что предопределяет его разнообразный методологический инструментарий, включающий в себя экономические, математико-статистические, оптимизационные и неформализованные методы. Следует отметить, и большое разнообразие направлений его применения. Это и разработка программ развития компании, подготовка инвестиционных проектов, обоснование планов, прогнозирование ситуации на рынке.

Основная цель конкурентного анализа состоит в умении оперативно определить свои конкурентные преимущества среди всех элементов бизнес-процессов фирмы (объединённых в три группы: финансы, менеджмент, маркетинг) не только на текущий момент, но и в динамике. К числу факторов и аспектов финансово-хозяйственной деятельности, на основании которых фирма оценивает своё положение среди конкурентов, относятся: качество товара, система управления, маркетинг, различные показатели эффективности производства.

В нынешних условиях, современный стратегический конкурентный анализ имеет ряд важных целевых установок, включающих:

  1. выявление будущих стратегий и планов конкурентов;
  2. предсказание вероятных реакций конкурентов на стратегические инициативы организации;
  3. определение того, насколько стратегия конкурентов действительно соответствует их возможностям;
  4. выявление слабых сторон конкурентов и оценку собственных реальных возможностей их использования.

Проведение конкурентного стратегического анализа подразумевает выполнение следующих требований:

  1. нормативная ориентированность;
  2. использование не только экономических, но и социальных, гуманитарных и естественных методов;
  3. применение междисциплинарного подхода при выявлении различных факторов развития;
  4. работа с неформализованными методами и оценками [2].

На текущий момент времени российская экономика всё ещё находится на стадии становления, характеризующейся рядом негативных аспектов, работа над которыми может позволить фирме приобрести очень важные устойчивые конкурентные преимущества. К примеру, одной из черт нашей экономики является крайне низкая по отношению к зарубежным странам производительность труда, что подтверждается данными на рисунке 2. В России за 1 час времени создаётся продукт стоимостью $25,9, это худший показатель во всей Европе. Для сравнения, средний размер производительности в Еврозоне — $55,9 (в два выше российского). Если рассматривать весь Евросоюз, то даже страны, наиболее отстающие по данному показателю (Латвия — $27,6; Польша — $29,7), опережают Россию. В лидерах же — Люксембург ($95,9) и Норвегия ($88). Анализ общемировой ситуации показывает, что по уровню производительности труда одного человека-часа российская экономика соотносится с чилийской и опережает мексиканскую ($19,5) [4]. Среди главных причин данной проблемы принято отмечать — устаревшие и изношенные производственные мощности, низкий уровень компетенции руководящих органов и квалификации производственных рабочих. Следовательно, меры по повышению производительности труда внутри компании могут заложить основу для формирования многих конкурентных преимуществ на российском рынке.

fullscreen-19tv.jpg

Рис. 2. Производительность труда одного человека-часа в России и в зарубежных странах по итогам 2015 года

Низкая производительность труда — это нерешённая проблема, передавшаяся по наследству от экономики Советского союза. Однако помимо неё, есть ещё и другие узкие места, уже непосредственно связанные с рыночными процессами. Так, одной из слабых сторон российских компаний является низкий уровень сбытовой политики и всего маркетинга, а также контроля качества. За последнюю четверть века в нашей экономической теории не сформировались собственные школы менеджмента и маркетинга, многие фирмы пренебрегают передовым зарубежным опытом и не реализуют принципы клиентоориентированности.

Таким образом, разработка мероприятий по совершенствованию вышеперечисленных факторов и включение данных мероприятий в стратегию компании создаст необходимые условия для ее развития как относительно себя, так и всего рынка.

На основании всего вышеизложенного следует отметить, что в условиях рыночной экономики, отличающейся жесткостью, а порой и жестокостью, без профессионального стратегического конкурентного анализа, позволяющего выявить сильные и слабые стороны фирмы, а также проложить дорожную карту по развитию первых и устранению вторых, фирма обречена на непродолжительный жизненный цикл. В лучшем случае, на извлечение прибыли в краткосрочном периоде, но лишь при наличии благоприятной конъюнктуры.

Литература:

  1. Портер М. Конкуренция: учеб. пособие: пер. с англ. / М. Портер. М.: Издательский дом «Вильямс», 2000.
  2. Фляйшер К., Бенсуссан Б. Стратегический и конкурентный анализ. Методы и средства конкурентного анализа в бизнесе. –М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. — 541 с.
  3. Юрьева, Л. В. Основы стратегического конкурентного анализа: учебное пособие / Л. В. Юрьева. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2014. — 52 с. ISBN 978–5-7996–1278–8
  4. Официальный сайт газеты «Ведомости». URL.: http://www.vedomosti.ru/

основные термины

генерируются автоматически
стратегия, конкуренция, анализ, конкурентные преимущества
Похожие статьи
Прокофьева Полина Евгеньевна
Стратегический анализ деятельности и оценка конкурентных преимуществ компании (на примере компании ПАО «Мечел»)
Экономика и управление
2016
Ваценко Ирина Сергеевна
Формирование конкурентных преимуществ современного предприятия
Экономика и управление
2015
Харламов Олег Игоревич
Конкурентные преимущества на примере компании Samsung
Спецвыпуск
2014
Тукач Владислав Сергеевич
Анализ научной литературы по теме «Устойчивые конкурентные преимущества и стратегический конкурентный анализ»
Экономика и управление
2017
Ермакова Ирина Александровна
Основные стратегии повышения конкурентоспособности предприятия
Экономика и управление
2017
Курмантайулы Даулет
Стратегия повышения конкурентоспособности предприятия: основные составляющие и направления стратегических решений
Экономика и управление
2015
Бурим Евгения Олеговна
Влияние конкурентоспособности предприятия на финансовую устойчивость
Экономика и управление
2015
Полькина Анастасия Юрьевна
Факторы конкурентоспособности российских предприятий
Экономика и управление
2016
Мартыненко Анастасия Геннадьевна
Пути повышения конкурентоспособности России в мировой экономике
Экономические науки
2016
Прокофьева Полина Евгеньевна
Стратегический анализ деятельности и оценка конкурентных преимуществ компании (на примере компании ПАО «Мечел»)
Экономика и управление
2016
Ваценко Ирина Сергеевна
Формирование конкурентных преимуществ современного предприятия
Экономика и управление
2015
Харламов Олег Игоревич
Конкурентные преимущества на примере компании Samsung
Спецвыпуск
2014
Тукач Владислав Сергеевич
Анализ научной литературы по теме «Устойчивые конкурентные преимущества и стратегический конкурентный анализ»
Экономика и управление
2017
Ермакова Ирина Александровна
Основные стратегии повышения конкурентоспособности предприятия
Экономика и управление
2017
Курмантайулы Даулет
Стратегия повышения конкурентоспособности предприятия: основные составляющие и направления стратегических решений
Экономика и управление
2015
Бурим Евгения Олеговна
Влияние конкурентоспособности предприятия на финансовую устойчивость
Экономика и управление
2015
Полькина Анастасия Юрьевна
Факторы конкурентоспособности российских предприятий
Экономика и управление
2016
Мартыненко Анастасия Геннадьевна
Пути повышения конкурентоспособности России в мировой экономике
Экономические науки
2016
дата публикации
декабрь 2016 г.
рубрика
Экономика и управление
язык статьи
Русский
Опубликована
Похожие статьи
Прокофьева Полина Евгеньевна
Стратегический анализ деятельности и оценка конкурентных преимуществ компании (на примере компании ПАО «Мечел»)
Экономика и управление
2016
Ваценко Ирина Сергеевна
Формирование конкурентных преимуществ современного предприятия
Экономика и управление
2015
Харламов Олег Игоревич
Конкурентные преимущества на примере компании Samsung
Спецвыпуск
2014
Тукач Владислав Сергеевич
Анализ научной литературы по теме «Устойчивые конкурентные преимущества и стратегический конкурентный анализ»
Экономика и управление
2017
Ермакова Ирина Александровна
Основные стратегии повышения конкурентоспособности предприятия
Экономика и управление
2017
Курмантайулы Даулет
Стратегия повышения конкурентоспособности предприятия: основные составляющие и направления стратегических решений
Экономика и управление
2015
Бурим Евгения Олеговна
Влияние конкурентоспособности предприятия на финансовую устойчивость
Экономика и управление
2015
Полькина Анастасия Юрьевна
Факторы конкурентоспособности российских предприятий
Экономика и управление
2016
Мартыненко Анастасия Геннадьевна
Пути повышения конкурентоспособности России в мировой экономике
Экономические науки
2016
Прокофьева Полина Евгеньевна
Стратегический анализ деятельности и оценка конкурентных преимуществ компании (на примере компании ПАО «Мечел»)
Экономика и управление
2016
Ваценко Ирина Сергеевна
Формирование конкурентных преимуществ современного предприятия
Экономика и управление
2015
Харламов Олег Игоревич
Конкурентные преимущества на примере компании Samsung
Спецвыпуск
2014
Тукач Владислав Сергеевич
Анализ научной литературы по теме «Устойчивые конкурентные преимущества и стратегический конкурентный анализ»
Экономика и управление
2017
Ермакова Ирина Александровна
Основные стратегии повышения конкурентоспособности предприятия
Экономика и управление
2017
Курмантайулы Даулет
Стратегия повышения конкурентоспособности предприятия: основные составляющие и направления стратегических решений
Экономика и управление
2015
Бурим Евгения Олеговна
Влияние конкурентоспособности предприятия на финансовую устойчивость
Экономика и управление
2015
Полькина Анастасия Юрьевна
Факторы конкурентоспособности российских предприятий
Экономика и управление
2016
Мартыненко Анастасия Геннадьевна
Пути повышения конкурентоспособности России в мировой экономике
Экономические науки
2016