Интерактивный метод преподавания на кафедре технических дисциплин в Казахстанском университете инновационных и телекоммуникационных систем
Авторы: Есенбекова Ажар Эдуардовна, Дусталиева Самира Мейведдиновна
Рубрика: 14. Общие вопросы технических наук
Опубликовано в
IV международная научная конференция «Актуальные вопросы технических наук» (Краснодар, февраль 2017)
Дата публикации: 31.01.2017
Статья просмотрена: 223 раза
Библиографическое описание:
Есенбекова, А. Э. Интерактивный метод преподавания на кафедре технических дисциплин в Казахстанском университете инновационных и телекоммуникационных систем / А. Э. Есенбекова, С. М. Дусталиева. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы технических наук : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2017 г.). — Краснодар : Новация, 2017. — С. 55-57. — URL: https://moluch.ru/conf/tech/archive/229/11775/ (дата обращения: 19.11.2024).
Интерактивный метод преподавания на кафедре технических дисциплин вКазахстанском университете инновационных ителекоммуникационных систем
Есенбекова Ажар Эдуардовна, магистр, старший преподаватель;
Дусталиева Самира Мейведдиновна, магистр, старший преподаватель
Казахстанский университет инновационных и телекоммуникационных систем (г. Уральск)
Интенсивные процессы структурных изменений, протекающие в экономике Республики Казахстан обусловили высочайший спрос на специалистов новой формации, которые должны исходя из данной исторической, экономической и политической ситуации протекающей в стране успешно реализовать эти процессы. Практика, интересы экономики, интенсивные пути развития по которым движется наша страна, должна диктовать цели, методы и содержание высшего образования. [1]
В процессе интеграции Казахстана в общеевропейское образовательное пространство, конечно же выделило потребность государства в мобильных, компетентных, конкурентоспособных специалистах, которые могут справиться с трудностями решений поставленных задач в отношении технической компетентности. В учреждениях среднего и высшего профессионального образования, чтобы развить в учащихся ключевые компетенции используют выражение — активные и интерактивные методы и приемы обучения. Возникает вопрос: Что такое интерактивный метод, какие виды есть? В специальной литературе есть разные трактовки терминов «метод обучения» и «прием обучения». По сути — это способ взаимодействия учителя и учащихся, с помощью которого происходит передача знаний, умений и навыков.
Интерактивным называется такое обучение, которое основано на взаимоотношении и взаимодействии обучающихся с преподавателем, а также друг с другом и на доминировании активности студентов в процессе обучения, находясь в режиме беседы, диалога. Главной задачей преподавателя является взаимодействия учащихся, которые обсуждают вопросы, спорят и соглашаются между собой, стимулируют и активизируют друг друга. При применении интерактивных методов сильнее всего действует на интеллектуальную активность дух соревнования, состязательности, который проявляется, когда люди коллективно ищут истину. [2]
Во время таких занятий от преподавателя и студентов требуется гораздо больше активности и творчества, чем тогда, когда оно проходит в форме пересказа вычитанных в книгах или давно известных истин. В современном мире много информации прямо под рукой, и как следствие мы теряем интерес к познанию, а интерактивный метод дает возможность разбудить интерес студентов к знаниям. Формы участия преподавателя на занятиях, используя интерактивный метод, могут быть самыми разнообразными, но ни в коем случае не навязыванием своего мнения. Лучше всего это делать путем тонко рассчитанного управления ходом занятий, через постановку проблемных вопросов, требующих продуктивного мышления, творческого поиска истины.
Активные методы предполагают равнозначное участие учителя и учащихся в образовательном процессе. Признаки активных методов обучения является активизация мышления, причем студент вынужден быть активным, говорить и доказывать свою точку зрения, при этом студент работает не эпизодически, а в течение всего учебного процесса.
Рассмотрим часто используемые методы активного обучения в нашем университете:
Презентации — наиболее простой и доступный метод для использования на уроках. Это демонстрирование слайдов, подготовленных самими учащимися по теме. [2]
Кейс-технологии — используются в педагогике с прошлого века. Строится на анализе смоделированных или реальных ситуаций и поиске решения. Причем различают два подхода к созданию кейсов. Американская школа предлагает поиск одного-единственного правильного решения поставленной задачи. Европейская школа, наоборот, приветствует многогранность решений и их обоснование. [2]
Дидактические игры — в отличие от деловых игр, дидактические игры регламентируются жестко и не предполагают выработку логической цепочки для решения проблемы. Игровые методы можно отнести и к интерактивным методам обучения. Все зависит от выбора игры. [2] Так, популярные игры-путешествия, спектакли, викторины, КВН, «Поле чудес», «Что? Где? Когда?», ребусы, пантомима, крокодил, умник и умница— это приемы из арсенала интерактивных методов, так как предполагают взаимодействие студентов друг с другом.
Методы и приемы интерактивного обучения
Мозговая атака — поток вопросов и ответов, или предложений и идей по заданной теме, при котором анализ правильности/неправильности производится после проведения атаки. Название метода родилось в системе управления, а также в сфере научных исследований. Он широко применяется в экономической управленческой деятельности, менеджменте. Метод заключается в поиске ответа специалистов на сложную проблему посредством интенсивных высказываний всевозможных приходящих в голову идей, догадок, предположений, случайных аналогий. Золотое правило мозговой атаки — ничего из произнесенного участниками не подвергать сомнению, не критиковать, а обеспечить полную свободу высказывания любых идей. Такая психологическая свобода позволяет вести себя раскованно, не бояться ставить себя в неловкое положение неудачной репликой, показаться неумным, смешным и т. д. В такой обстановке рождаются самые невероятные, поистине сумасшедшие идеи, многие из которых в дальнейшем, после тщательного анализа могут быть отсеяны, но неожиданно возникает то, что надо для решения данной проблемы. Ради этого и затевается мозговая атака. Метод мозговой атаки может быть использован в преподавании психологии, когда ставится цель убедить обучаемых в трудности разрешения какой-либо проблемы.
Кластеры, сравнительные диаграммы, пазлы — поиск ключевых слов и проблем по определенной мини-теме. [2]
Интерактивный урок с применением аудио- и видеоматериалов, ИКТ. Например, тесты в режиме онлайн, работа с электронными учебниками, обучающими программами, учебными сайтами.
Круглый стол (дискуссия, дебаты) — групповой вид метода, которые предполагает коллективное обсуждение учащимися проблемы, предложений, идей, мнений и совместный поиск решения. Метод круглого стола был заимствован из области политики и науки. В обучении метод круглого стола используется для повышения эффективности усвоения теоретических проблем путем рассмотрения их в разных научных аспектах, с участием специалистов разного профиля. [2] Так, например, для студентов кафедры «Технических дисциплин» в Казахстанском университете инновационных и телекоммуникационных систем, изучающих дисциплину «Теория электрических связей», мы (Дусталиева С. М., Есенбекова А. Э.), провели занятие по теме «Виды связи и применение их в Западно-Казахстанской области в г. Уральск», используя комбинированные групповые интерактивные методы, которые включали в себя дебаты, дискуссию, тренинг, игры. На занятии присутствовали и другие преподаватели с кафедры, они задавали студентам вопросы, уточняли их высказывания, давали разъяснения, приводили примеры. Студенты были тщательно подготовлены к занятию. Они высказывали свои мнения, взаимодействовали друг с другом и с преподавателями, сумели полностью раскрыть тему, выступали и давали полные ответы на поставленные вопросы, приводили примеры из жизни. Такие занятия дают возможность создать условия для творчества студентам, их фантазии и выдумки и умение применить их в обучении, в работе.
Деловые игры (в том числе ролевые, имитационные, луночные) — достаточно популярный метод, который может применяться даже в начальной школе. Во время игры учащиеся играют роли участников той или иной ситуации, примеривая на себя разные профессии. [2]
Аквариум — одна из разновидностей деловой игры, напоминающая реалити-шоу. При этом заданную ситуацию обыгрывают 2–3 участника. Остальные наблюдают со стороны и анализируют не только действия участников, но и предложенные ими варианты, идеи. [2]
Метод проектов — самостоятельная разработка учащимися проекта по теме и его защита. [2]
Эвристическая беседа. Метод получил название от восходящего к Сократу метода обучения «эвристика» (гр. — нахожу, отыскиваю, открываю). Данный метод путем искусно сформулированных наводящих вопросов и примеров побуждал учеников прийти к самостоятельному правильному ответу. По своей психологической природе эвристическая беседа, в современном понимании — это коллективное мышление или беседа как поиск ответа на проблему. В педагогике этот метод принято считать методом проблемного обучения (проблемно-поисковая беседа). Объясним, почему эвристическую беседу мы рассматриваем не в ряду методов проблемного обучения, хотя она построена на мыслительном поиске решения учебной проблемы. Дело в том, что в беседе мыслительный поиск превращается в поиск коллективный, где происходит обмен мнениями, предположениями, догадками, различными вариантами промежуточных решений, когда учащиеся ищут истину во взаимодействии и во взаимопомощи, активизируя мышление друг друга. Следует иметь в виду, что этот метод предполагает наличие у учащихся определенного запаса знаний, представлений, понятий. При подготовке к беседе преподаватель должен: а) четко определить цель; б) составить план-конспект; в) подобрать наглядные средства; г) сформулировать основные и вспомогательные вопросы. Важно правильно формулировать и задавать вопросы: — они должны быть логически связаны; — они должны соответствовать уровню развития учащихся; — они не должны подсказывать ответ. [2]
Помните: вопрос задается всей группе. После небольшой паузы для обдумывания вызывается студент. Необходимо привлекать других студентов исправлять, уточнять, дополнять ответ. Беседа — сложный метод, так как требует определенного напряжения сил, соответствующих условий, мастерства преподавателя, который внимательно слушает ответы, правильные одобряет, ошибочные комментирует, уточняет и вовлекает в процесс работы всю группу.
Дискуссия как метод интерактивного обучения успешно применяется в системе учебных заведений на Западе, в последние годы стала применяться и в нашей системе образования. Смысл данного метода состоит в обмене взглядами по конкретной проблеме. Это активный метод, позволяющий научиться отстаивать свое мнение и слушать других. Обычно предполагается, что из мышления рождается ответ на высказывание оппонента в дискуссии, поэтому разномыслие и рождает дискуссию. Однако дело обстоит как раз наоборот: спор, дискуссия рождает мысль, активизирует мышление, а в учебной дискуссии к тому же обеспечивает сознательное усвоение учебного материала как продукта мыслительной его проработки. Метод дискуссии используется в групповых формах занятий: на семинарах-дискуссиях, собеседованиях по обсуждению итогов выполнения заданий на практических и лабораторных занятиях, когда студентам нужно высказываться. На лекции дискуссия в полном смысле развернуться не может, создает атмосферу коллективного размышления и готовности слушать преподавателя, отвечающего на этот дискуссионный вопрос. [2]
Все активные и интерактивные методы обучения призваны решать главную задачу — научить студента учиться. То есть истина не должна преподноситься «на блюдечке». Гораздо важнее развивать критическое мышление, основанное на анализе ситуации, самостоятельном поиске информации, построению логической цепочки и принятию взвешенного и аргументированного решения.
В заключении хотелось бы нам сказать, что не только можно преподавать, используя интерактивный метод, но и использовать интерактивные методы для закрепления и контроля знаний. Для закрепления и контроля знаний мы используем уровневые задания, они очень удобные, потому что студентам дается возможность оценить свои знания, по выполненным заданиям и как следствие они эффективны на любых курсах. Мы можем сказать, что использование методов зависит от самого преподавателя и научной значимости содержания изучаемой темы. А цель занятия у всех одна — достичь целостного представления об изучаемом явлении, событии, процессе, которые отражаются в теме или в разделе программы. Интерактивные методы обучения в преподавании создают обстановку, в которой взаимоотношения между преподавателем и студентами не только придают учебным занятиям активный характер в познавательном смысле, но и превращают их в процесс воспитательный.
Литература:
- «Концепция современного образования в Казахстанском университете инновационных и телекоммуникационных систем». Есенбекова А. Э., Кубегенова А. Д. Педагогика: традиции и инновации: материалы VIII междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2017 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2017.
- «Использование интерактивных методов обучения как средство активизации позновательной деятельности учащихся» Виноградова Е., Головенко Т., Воронович В., Кудрявцева С. А., Телеш Н., Деменковец И., в рамках проекта Ассоциации по международным вопросам при поддержке программы TRANS Министерства иностранных дел Чешской Республики.