Методика преподавания курса «Информатика и информационные технологии» (для специальности «юриспруденция»)
Автор: Юнусова Миноввархон Сабировна
Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы
Опубликовано в
Статья просмотрена: 1730 раз
Библиографическое описание:
Юнусова, М. С. Методика преподавания курса «Информатика и информационные технологии» (для специальности «юриспруденция») / М. С. Юнусова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). — Санкт-Петербург : Реноме, 2012. — С. 203-204. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/64/2976/ (дата обращения: 17.12.2024).
Развитие информационных технологий в современных условиях вызвало необходимость создания новой образовательной среды.
В настоящее время, одной из актуальных проблем остается использование современных компьютерных средств в процессе преподавания профессионально-направленных дисциплин в юридических вузах. Целью внедрения в учебный процесс современных педагогических технологий является быстрое усвоение студентами знаний и их закрепление. Создание современных электронных вычислительных машин, наравне с появлением профессионально-направленных прикладных программ, оказывает положительное влияние, в том числе, и на педагогическую деятельность. Поэтому сегодня идет активная работа по обеспечению высших и средне-специальных учебных заведений такими компьютерными технологиями и программным обеспечением.
Современные мультимедийные компьютерные программы и телекоммуникационные технологии открывают новые пути к информационным источникам, электронным гипертекстовым учебникам, образовательным сайтам, системам дистанционного обучения и другим источникам, создают для студентов возможность творческого мышления.
Информатизация всех сфер общественной жизни, в первую очередь сферы профессиональной деятельности, является одним из главных и важных процессов развития цивилизации.
Информатизация образования по Национальной программе Республики Узбекистан по подготовке кадров ставит перед высшей школой задачу подготовки специалистов, готовых эффективно работать в современной информационной среде.
Целью нашего исследования является теоретическое обоснование, разработка и испытание методической системы обучения курса «Информатика и информационные технологии» в высших учебных заведениях по специальности «Правоведение», изучение законов информационного процесса, способов создания информационных моделей, а также изучение технологий и информационных систем, предназначенных для использования в разных сферах жизнедеятельности человека.
Процесс обучения курсу «Информатика и информационные технологии» студентов вузов юридического профиля на основе профессионально-направленной информатики, на наш взгляд, является наиболее эффективным.
Основной задачей профессионально-направленного курса «Информатика и информационные технологии» является подготовка студентов по специальности.
Как нам кажется, прежде всего, необходимо изменить название курса на «Высшая информатика» или «Специализированная информатика», затем модифицировать имеющуюся учебную программу.
На наш взгляд, все, запланированные согласно учебной программе, темы должны преподаваться с учетом особенностей специальности. Под этим мы подразумеваем, в частности, изучение на занятиях автоматизированных систем организаций, в которых предстоит работать будущему выпускнику юридического вуза.
Обучение с учетом юридической специальности - это первый опыт сотрудничества вуза, готовящего специалиста в юридической сфере, с фирмами, занимающимися разработкой правовой информационной системы.
На сегодняшний день, информация считается основным ресурсом развития общества, а информационные системы и технологии – средствами повышения производительности труда и эффективности специалиста.
Растет и значение правовой информационной системы. Так, поиск варианта новой редакции какого-либо правового документа иногда создает большую проблему для практикующего юриста.
Под информационной системой понимаются общие упорядоченные средства связи, информационные технологии и информационные ресурсы, обеспечивающие поиск, сбор, сохранение, обработку и использование информации.
Вне зависимости от сферы применения, общую структуру информационных систем можно представить в виде каталога технического, программного, информационного, организационного и правового обеспечения.
Профессиональный юрист должен уметь формулировать и планировать решение задачи с помощью профессионально-направленной информационно-правовой системы.
Это такие информационно-правовые системы, как «Право», «Норма», «Yurida» и сайт «LexUz», созданный центром обеспечения правовой информацией при Министерстве юстиции Республики Узбекистан. Данные системы юристы часто используют в своей деятельности.
При изучении текстового редактора MS Word, программы для работы с электронными таблицами MS Excel и средства подготовки презентаций MS PowerPoint, нашло бы свое место применение вышеуказанных систем к каждой из офисных программ. В этом случае, учебная дисциплина «Информатика и информационные технологии» была бы направлена на профессиональное обучение. Так, было бы целесообразно при обучении работе с офисной программой - текстовым редактором MS Word, учиться забирать, анализировать и сохранять информацию из информационно-правовой системы.
Например:
С сайта «LexUz» можно получить нужные законодательные документы, а затем обрабатывать и копировать их, сливать с другими документами и сохранять с помощью программы MS Word. В данном случае, студент научится работать не только с офисной программой MS Word, но и с информационно-правовой системой. В каждой информационно-правовой системе свои тонкости и возможности. Будущий юрист, поработав в каждой из них, таким образом, готовится к трудовой практике.
При помощи офисной программы MS Excel можно анализировать информацию, взятую из информационно-правовой системы в виде диаграмм. Например, в информационно-правовой системе «Yurida» есть раздел «Судебная практика», в котором имеются все уголовные, административные и гражданские дела, рассмотренные в судах. С помощью этих данных, можно выявить статистику рассмотренных в судебной практике дел, или определить динамику видов преступности [8].
Проведение вышеуказанной работы позволит повысить эффективность занятий в рамках курса «Информатика и информационные технологии» в юридических вузах, и будет соответствовать целям методической системы преподавания курса профессионально-направленной информатики.
Все это профессионально-направленные возможности курса «Информатика и информационные технологий». Мы обучаем студентов методам сбора информации, обработки и передачи данных, заполнения документов с помощью информационно-поисковой системы. Данная практика может быть использована не только в юридических вузах, но и в других учебных заведениях по разным специальностям. Для этого необходимо лишь выбрать автоматизированные системы, соответствующие специальности.
Литература:
Арипов М.М., Мухаммадиев Ж.У. Информатика, информационные технологии. – Т.: ТДЮИ, 2005. - 275 с.
Арипов М.М. Информатика и основы вычислительной техники. Т.: Университет, 2001.
Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: "Педагогика", 1989, 192 стр.
Лапчик М.П. Информатика и информационные технологии в системе общего и педагогического образования. Монография. – Омск; ОмГПУ, 1999. -294с.
Лапчик М.П. Методика преподавания информатики: Учеб. пособие для студентов педвузов. Свердловск. – 1987. – 149 с.
Юлдашев У.Ю., Бокиев Р.Р., Зокирова Ф.М. Методика преподавания информатики. – Т.; 2004
Юнусова С. Анализ информационной деятельности юриста при решении профессиональных задач. Материалы конференции. Т., 2008, с. 66-71
Юнусова М.С. Значение курса «Профессионально-направленная информатика» для подготовки юристов // Высшее образование сегодня. – 2011. - №6. – с. 54-58