Использование информационных технологий в подготовке будущих юристов (на примере Старорусского политехнического колледжа (филиала) Новгородского государственного университета) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №41 (540) октябрь 2024 г.

Дата публикации: 14.10.2024

Статья просмотрена: < 10 раз

Библиографическое описание:

Сироткина, Е. В. Использование информационных технологий в подготовке будущих юристов (на примере Старорусского политехнического колледжа (филиала) Новгородского государственного университета) / Е. В. Сироткина, С. Е. Карпова, Е. Н. Васильева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 41 (540). — URL: https://moluch.ru/archive/540/118215/ (дата обращения: 16.10.2024).

Препринт статьи



В статье подробно описано использование информационных технологий в подготовке будущих юристов.

Ключевые слова: информационные технологии, электронные учебники, электронно-библиотечная система, справочно-правовые системы.

Keywords: information technology, electronic textbooks, electronic library system, reference and legal systems.

Под технологией понимают описание процесса производства материальных благ, как последовательность действий над предметом труда в целях получения конечного продукта. В информационных технологиях начальным и конечным продуктом труда является информация, а орудиями труда — компьютерная техника и средства коммуникаций. Следовательно, в информационных технологиях главную роль играет сама информация [1].

В настоящее время информационные технологии внедряются во все сферы производства. В юридической деятельности информационные технологии внедряются также активно, поэтому работа становится намного рациональнее, быстрее и удобнее. Каждый юрист работает с большим объемом информации, осуществляя передачу, получение и хранение и обработку данных. Для решения такого многообразия задач возникает необходимость работы с информационными технологиями от привычных всем текстовых редакторов до автоматизированных систем — консультантов.

В настоящее время происходит стремительное развитие и внедрение информационных технологий в образовательный процесс. В Старорусском политехническом колледже (филиале) НовГУ обучение будущих юристов направлено на приобретение информационной компетентности в русло решения профессиональных задач и способствует развитию «информационной культуры», что позволяет специалисту оставаться компетентным в своей области. Информационная культура в широком понимании — это совокупность принципов и реальных механизмов, обеспечивающих позитивные взаимодействия этнических и национальных культур, а также сопряжённость в общем опыте человечества, а в узком — совокупность знаний и умений по эффективной информационной деятельности, которая достигает поставленной цели [3].

В Старорусском политехническом колледже (филиале) НовГУ для формирования информационной компетентности у студентов юридических специальностей особое внимание уделяется активному использованию информационных технологий. В содержании информационных дисциплин установлены тесные взаимосвязи с профильными предметами, раскрыты основы информационной безопасности, изучаются современные тенденции в развитии информационных технологий применительно к правовой информации, основные принципы и тенденции развития технологий, основные принципы и тенденции развития методов сбора, хранения и обработки информации, возможности и основные принципы использования автоматизированных информационных систем, информационно — справочных систем «Гарант», «КонсультантПлюс», «Кодекс».

В системе «Гарант» имеются международные и федеральные документы, судебные решения, финансовые консультации, тексты различных указов, судебная и арбитражная практика, международные договоры, проекты законов, формы документов, безнес — справки и др. В системе «КонсультантПлюс» имеются федеральные и международные документы, судебные решения, финансовые консультации. Данная система состоит из федеральной, региональной и местной базы данных. Система «Кодекс» отличается от предыдущей системы большим количеством нормативно — технических документов (ГОСТ, СНиП, СанПиН), наличием специализированных справочных систем по различным отраслям [4].

Таким образом, современные справочно — поисковые системы позволяют юристу эффективно работать с огромным массивом информации, то есть производить поиск конкретных документов или их фрагментов, определять место документов в правовой системе, выводить информацию на печать.

Среди наиболее доступных методов формирования информационной компетентности является применение в процессе обучения различных электронных учебников на различных информационных платформах. В колледже активно используются такие современные платформы, как ЭБС «Юрайт», ЭБС «Лань». В отличие от традиционно представляемого материала современное гипертекстовое и гипермедийное представление учебной информации позволяет значительно увеличить объем материала, расширив как тематику, так и спектр его представления, вместе с тем, облегчая поиск, интерпретацию, выбор нужного аспекта.

ЭБС «Юрайт» — это виртуальный читальный зал учебников и учебных пособий от авторов из ведущих вузов России по экономическим, юридическим, гуманитарным, инженерно-техническим и естественно-научным направлениям и специальностям. Студенты, пользуясь этой системой, могут готовиться к занятиям с любого ПК и мобильного устройства, фиксировать главное с помощью электронных закладок, цитировать материал в письменных работах, принимать участие в акциях издательства для студентов, делиться ссылками с одногруппниками. В электронно — библиотечной системе представлена гибкая система проверки знаний студентов в виде тестов и практических заданий. А это, свою очередь, является эффективным способом проверки знаний, исключающим субъективное влияние преподавателя на процесс контроля и результат. Основными функциями являются выявление уровня знаний, умений и навыков студентов, мотивация обучающихся к активной деятельности по усвоению материала, стремлению к саморазвитию и самосовершенствованию.

ЭБС «Лань» позволяет студентам самостоятельно зарегистрироваться в личном кабинете через социальные сети, удобно работать с книгой (создание закладок, заметок, цитирования и конспектов), создавать списки рекомендуемой литературы, автоматически генерировать правильную библиографическую запись.

В колледже в процессе преподавания информационных дисциплин активно используются дистанционные курсы на платформе do.novsu, что формирует у студентов навыки и умения работы с различными источниками, помогает совершенствовать информационную грамотность, развивать коммуникативные навыки, формирует интеллектуальные умения учащихся, развивает творческий потенциал, мотивацию к учению, предметных и метапредметных знаний и умений критического мышления, навыки самооценки.

Таким образом, применение информационных технологий способствует формированию у студентов общекультурных и профессиональных компетенций, необходимых при осуществлении нормотворческой, правоприменительной и правоохранительной профессиональной деятельности [2].

Литература:

  1. Гохберг Г. С. Информационные технологии: Учебник для сред. проф. образования/Г. С. Гохберг, А. В. Зафиевский, А. А. Короткин. — М.: Издательский цент «Академия», 2004. — 208 с.
  2. Информационные технологии в юридической деятельности: учебник и практикум для среднего профессионального образования / Т. М. Беляева, А. Т. Кудинов, Н. В. Пальянова, С. Г. Чубукова; ответственный редактор С. Г. Чубукова. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 314 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978–5–534–00565–3. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/536860 (дата обращения: 09.10.2024).


Задать вопрос