Педагогический потенциал игровых технологий в формировании профессиональных компетенций будущего юриста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №2 (188) январь 2018 г.

Дата публикации: 10.01.2018

Статья просмотрена: 971 раз

Библиографическое описание:

Болмосова, Е. В. Педагогический потенциал игровых технологий в формировании профессиональных компетенций будущего юриста / Е. В. Болмосова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 2 (188). — С. 89-91. — URL: https://moluch.ru/archive/188/47716/ (дата обращения: 19.10.2024).



В современное время смена приоритетов, социальных ценностей в России определяет значимость постоянного совершенствования деятельности образовательных организаций. При этом особый акцент должен быть сделан на обновление стратегии и тактики подготовки специалистов, которые должны быть не только компетентными, но и мобильными [2, с. 16]. В данных условиях образовательный процесс в профессиональной школе должен быть ориентирован на самостоятельность студента и повышение эффективности самого процесса познания.

Таким образом, достижение этой цели определяется не только тем, какое содержание усваивается, но и тем каким образом этот процесс организуется: коллективно или индивидуально, с помощью активных методов обучения или репродуктивных.

К числу активных методов обучения относятся игровые технологии. В мировой педагогике накоплен значительный опыт использования игры в учебном процессе. Игра — это важнейшее средство умственного и нравственного воспитания. Они представляют собой универсальные средства познания, способствуют творческому развитию и соединяют в себе обучающую и игровую задачу. С помощью игровых технологий педагог может одновременно дать студентам теоретические и практические знания. Каждая игра должна быть направлена на решение какой-либо задачи. При использовании игровых технологий в учебном процессе у студентов развивается творческое мышление и активизируется их познавательная активность.

Понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр [1, с. 207]. Главное отличие педагогической игры от других игр — это определенная поставленная цель обучения, соответствующий ей педагогический результат, который может быть обоснован, выделен в явном виде и характеризующийся учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий создается на учебных занятиях при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство стимулирования к учебной деятельности [5, с.123]. Деятельность студентов должна быть построена на творческом использовании игры и игровых действий в образовательном процессе, должны учитываться возрастные потребности учеников.

Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий. Отечественный педагог Д. Б. Эльконин в своей книге «Психология игры» занимался разработкой теории игры, ее методологических основ и выяснял ее значение для развития обучаемого [7, с. 360].

Проанализировав феномен игры, Д. Б. Эльконин пришел к выводу, что «игра — это деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности». Он выделяет структурные единицы игры — это роли, которые берут на себя играющие, сюжет отношения, которые передаются в игре и правила игры, которым подчиняются играющие. В структуру игры входят целеполагание, планирование, реализация цели и анализ результатов, в которых личность реализует себя полностью как субъект.

Педагог С. А. Шмаков выделяет черты, которые характерны большинству игр. Во-первых, это свободная деятельность, которая предпринимается по желанию человека, ради удовольствия самого процесса, а не только от результата. Во-вторых, у игры творческий, импровизированный характер деятельности. В-третьих, это эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество и конкуренция и наличие правил, которые отражают содержание игры, последовательность ее развития [6, с. 240].

Выдающийся педагог Г. К. Селевко представляет свою классификацию игр. Игры с использование игровых технологий следует делить по виду их деятельности: физические (двигательные), трудовые, социальные, интеллектуальные (умственные). По характеру педагогического процесса: обучающие, познавательные, воспитательные, репродуктивные, профориентационные. По игровой методике: ролевые, деловые, предметные и имитационные. По предметной области выделяют: математические, музыкальные, спортивные. По игровой среде: настольные, компьютерные, технические, со средствами передвижения [3, с. 256].

Основное направление совершенствования методов подготовки студентов является использование в учебном процессе активных методов обучения, которые опираются на творческое мышление студентов, активизируют их познавательную активность. Помогают принимать самостоятельные решения и способствуют их реализации.

В мировой педагогике накоплен значительный опыт использования игры в учебном процессе. Чаще всего игру используют в образовательном процессе, чтобы сделать занятие более интересным, занимательным, помогающим проиллюстрировать материал [4, с. 79]. Освоение учебного материала в данной ситуации становится средством достижения игровой цели.

Проводя уроки с помощью игровых технологий для студентов-юристов можно использовать индивидуальную, парную или групповую игру. Студенты будут изучать различные правовые документы, учиться работать с ним. Им будут предлагаться различные правовые и противоправные ситуации, с которыми они столкнуться в профессиональной деятельности. Именно через игровые технологии у них будет развиваться самостоятельность, возрастет интерес к выбранной профессии.

Педагог, разрабатывающий игру должен разъяснить студентам их обязанности. И выполнять свои, которые сводятся к следующему: руководитель игры должен направлять и контролировать работу своих заместителей и помощников, следить за ходом игры, изучать содержание, стиль и методы работы обучаемых при отработке наиболее сложных вопросов, указания по дальнейшей работе, подведение итогов.

В обязанности студентов входит сбор данных, изучение дополнительных сведений и обобщение информации. Так же обучаемые должны докладывать руководителю игры ход выполнения плановых мероприятий и принятых решений, разрабатывать и вносить предложения педагогу по устранению выявленных в работе недостатков.

Во время процесса игры студенты испытывают эмоциональную насыщенность процесса обучения, так же возрастает мотивация. Происходит подготовка к профессиональной деятельности, формируются знания, умения.

Тематика, целевая установка, формы, методы деловых игр разные, но все они способствуют развитию общих и профессиональных компетенций будущих юристов. К их числу следует отнести: понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, проявление к ней интереса (ОК 1), организация собственной деятельности, определение методов решения профессиональных задач, оценивание их эффективности и качества (ОК 2), принятие решения в стандартных и нестандартных ситуациях (ОК 3), осуществление поиска и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития (ОК 4),работа в коллективе и команде, взаимодействие с руководством, коллегами и социальными партнерами (ОК 5).

Что касается профессиональных компетенций, то благодаря игровым технологиям у будущих юристов развиваются следующие: способность юридически квалифицировать факты, события, обстоятельства, принимать решения и совершать юридические действия в соответствии с законом (ПК 1.1), умение использовать в профессиональной деятельности нормативно-правые акты и документы Российской Федерации (ПК 1.2), способность толковать различные правовые акты (ПК 1.3), принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК 1.4), умение выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения (ПК 1.5).

Таким образом, применение игровых технологий показывает положительный результат. Студенты с интересом принимают участие в конкурсах профессионального мастерства, олимпиадах, становятся более активными, начинают проявлять интерес к своей будущей профессии. Можно сделать вывод, что игры позволяют преподавателю приучать студентов работать в команде, развивать у них коммуникативные учения и навыки, способствуют снятию нервной нагрузки. У студентов вырабатывается умение вести правильный диалог с преподавателем.

Литература:

  1. Вербицкий, А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход/А. А. Вербицкий//учебно-методическое пособие/А. А. Вербицкий.- М.,1991.-С. 207.
  2. Навасардян, А. А. Теоретические аспекты использования игровых технологий в процессе профессионального образования /А. А. Навасардян, Е. М. Болтунова,Т. В. Филикина// Инновационные технологии в высшем профессиональном образовании: сборник трудов конференции.-Ульяновск,2011.-С.16.
  3. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие/Г. К. Селевко — М.: Народное образование, 1998. -С.256.
  4. Ткачук, М. А. Роль игровых технологий в формировании общих и профессиональных компетенций обучающихся/М. А. Ткачук//Образование. Карьера. Общество.-2015.- № 4.-С.79.
  5. Толубаева, Г. И. Применение игровых технологий в образовательном процессе/Г. И. Толубаева //Наука, образование, общество: проблемы и перспективы развития:сборник трудов конференции.-Семилуки,2013.-С.123.
  6. Шмаков, С. А. Игры учащихся-феномен культуры: учебник/С. А. Шмаков. — М.:Новая школа,2004.-С.240.
  7. Эльконин, Д. Б. Психология игры: учебник/Д. Б. Эльконин.-2-е изд. — М: Владос,1999.-С.360.
Основные термины (генерируются автоматически): игра, учебный процесс, активный метод обучения, образовательный процесс, профессиональная деятельность, студент, значительный опыт использования игры, мировая педагогика, педагогический процесс, познавательная активность.


Похожие статьи

Педагогический потенциал информационных технологий в профессиональной подготовке будущих учителей химии

Значение деловых игр при формировании профессиональных компетенций бухгалтера

Формирование информационной компетентности будущих учителей информатики

Формирование профессиональной компетентности будущих экологов в условиях информатизации обучения

Моделирование в развитии профессиональной компетентности выпускника-строителя

Формирование основ экономической компетентности у учащихся профессиональных колледжей

Использование интернет-ресурсов в развитии ключевых компетенций обучающихся

Современные подходы в формировании коммуникативной компетенции будущего преподавателя иностранного языка

Потенциал дидактических игр из нестандартного оборудования как фактор всестороннего развития личности ребенка

Роль современных информационных технологий в формировании профессиональной компетентности студентов

Похожие статьи

Педагогический потенциал информационных технологий в профессиональной подготовке будущих учителей химии

Значение деловых игр при формировании профессиональных компетенций бухгалтера

Формирование информационной компетентности будущих учителей информатики

Формирование профессиональной компетентности будущих экологов в условиях информатизации обучения

Моделирование в развитии профессиональной компетентности выпускника-строителя

Формирование основ экономической компетентности у учащихся профессиональных колледжей

Использование интернет-ресурсов в развитии ключевых компетенций обучающихся

Современные подходы в формировании коммуникативной компетенции будущего преподавателя иностранного языка

Потенциал дидактических игр из нестандартного оборудования как фактор всестороннего развития личности ребенка

Роль современных информационных технологий в формировании профессиональной компетентности студентов

Задать вопрос