В современных условиях к системе образования предъявляется все больше требований по подготовке образованных и всесторонне развитых специалистов. ФГОС СПО предполагает, что процесс обучения должен быть направлен на активность и самостоятельность студентов, в связи с чем необходимо внедрять в процесс обучения инновационные технологии. В настоящей статье рассмотрены отдельные виды инновационных технологий, которые помогут реализовать требования образовательных стандартов.
Ключевые слова: инновации, инновационные технологии, правовое образование, среднее профессиональное образование.
In modern conditions, there are more and more requirements for the training of educated and comprehensively developed specialists to the education system. The Federal State Educational Standard SPO assumes that the learning process should be aimed at the activity and independence of students, and therefore it is necessary to introduce innovative technologies into the learning process. This article discusses certain types of innovative technologies that will help to implement the requirements of educational standards.
Keywords : innovations, innovative technologies, legal education, secondary vocational education.
На сегодняшний день в России нет ни одной сферы деятельности, на которую бы не повлияли инновации, и система образования не является исключением. Одно из первостепенных требований, предъявляемых к обучающимся по программе среднего профессионального обучения, является формирование общих и профессиональных компетенций. Однако реализовать данное требование возможно лишь путем активизации деятельности студентов в процессе обучения. К сожалению, традиционная форма обучения данным требованиям не отвечает, в связи с чем применение инновационных технологий обучения является весьма актуальным.
Если рассмотреть понятие «Инновации», как составляющую образовательной системы, то можно отметить, что оно понимается как технологии, идеи, взгляды, методы, средства и иные модернизированные нововведения, применяемые педагогами и образовательными учреждениями, с целью совершенствования правового образования. Современный педагог Ю. Н. Егорова отмечает, что использование инноваций в образовательном процессе способствует повышению эффективности обучения.
Правовые дисциплины, изучаемые в средних профессиональных учреждениях, зачастую характеризуются определенной сложностью и для их усвоения недостаточно просто заучить полученный на лекции материал. Педагогическими исследованиями доказано, чем активнее студент включен в процесс обучения, тем выше уровень усвоения знаний, и, кроме того, при таком подходе формируются определенные умения и навыки. Инновационные технологии обучения праву характеризуются тем, что способствуют повышению учебно-познавательного интереса, активизации деятельности студентов, как в самостоятельной, так и в групповой форме, формированию умений и навыков правоприменения и т. д. Многие педагоги-исследователи отмечают преимущество инновационных технологий обучения праву перед традиционными технологиями, например, данный аспект отмечен в работе А. А. Алексеева [3].
Рассмотрим подробнее отдельные виды инновационных технологий, применяемых в процессе обучения праву в средних профессиональных организациях.
1. Игровые инновационные технологии. Особого внимания при обучении праву заслуживает такая форма технологий, как деловая игра. Например, данную форму можно применить при изучении гражданского и гражданско-процессуального права, организовав имитированный судебный процесс по гражданским спорам. Так, предметом спора может быть определено возмещение морального вреда, спор в связи с неисполнением условий гражданско-правового договора и т. д. Особенностью данной формы обучения является то, что студенты полностью погружаются в процесс обучения не только в момент организации игры, но и в процессе подготовке к ней. Роли, такие как судья, истец, ответчик, эксперты и т. д., определяются заранее. Каждому участнику необходимо всесторонне изучить вопросы, касающиеся не только их непосредственной деятельности, но и всего процесса, чтобы уверенно чувствовать себя в игре и суметь отстоять свою позицию и соблюсти ряд обязательных правил. Отметим также то, что педагог имеет возможность включить в образовательный процесс абсолютно всех студентов группы, продумав сценарий, и предусмотрев роли для каждого из них.
Однако можно отметить и недостатки указанной формы обучения. Например, игры всегда требуют тщательной подготовки и проводятся как полноценное самостоятельное занятие, что делает невозможным их включение на различных этапах занятия.
Помимо судебного процесса, в правовом обучении применяются такие игры, как имитационный процесс заседания СБ ООН, интеллектуальные игры по типу «Как стать миллионером», «Своя игра» и т. д.
2. Кейс-метод. Указанная инновационная технология обучения в настоящее время приобретает особую популярность. В основе кейс-метода по праву, как правило, заложен правовой казус — проблемная правовая ситуация, требующая решения. При этом, кейс обычно включает в себя определенный алгоритм действий, позволяющий студентам поэтапно прийти к решению.
Стоит отметить, что кейс-технология универсальна, так как может применяться в рамках любой правовой темы, дисциплины и даже этапа занятия. Например, решение кейса в начале занятия позволит «освежить» знания, полученные на предыдущих занятиях (повторение материала), применение кейса в конце занятия поможет закрепить пройденный материал, и, кроме того, кейс-метод является эффективным средством контроля знаний.
3. Метод — дебаты. Дебаты являются одной из активных технологий обучения праву, в рамках которой обсуждаются актуальные правовые вопросы. При этом, участвуя в данном формате обучения, у студентов формируются ряд необходимых умений и навыков, такие как коммуникативность, умение работать в команде, высказывать свою точку зрения, отстаивать правовую позицию и т. д.
Зачастую в рамках правового обучения применятся формат мини-дебатов, который предполагает классическую структуру проведения, но более сжатые временные рамки, что позволяет применять их в процессе обучения (например, во второй половине занятия, с целью закрепления пройденного материала и обсуждения проблемных и дискуссионных вопросов).
Отметим, что это лишь небольшой перечень инновационных технологий обучения, существующих на сегодняшний день. Среди наиболее востребованных технологий, можно выделить проблемное и проектное обучение, дискуссии, наглядные инновационные материалы, такие как разработанные интеллект-карты, стендовые доклады, презентации, документальные фильмы и пр. Педагог имеет возможность не только применять уже существующие инновационные технологии, но и совершенствовать их с учетом темы, предмета, особенностей студентов, их интересов и собственных возможностей.
Таким образом, инновационные технологии, применяемые в процессе обучения праву в средних профессиональных организациях, характеризуются эффективностью и результативностью, в сравнении с традиционными методами обучения, и поэтому должны найти свое отражение в образовании на постоянной основе. Это позволит добиться лучших результатов в правовом обучении и подготовить специалистов, отвечающих требованиям современного общества и востребованных на рынке труда.
Литература:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: https://base.garant.ru/70710002/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (01.10.2022)
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (01.10.2022)
- Алексеев, А. А. Традиционные и инновационные технологии преподавания права // Юриспруденция. ̶ 2011. ̶ № 1. С. 32–35.