Актуальные аспекты применения инновационных технологий в процессе изучения права в организациях среднего профессионального обучения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №46 (441) ноябрь 2022 г.

Дата публикации: 19.11.2022

Статья просмотрена: 419 раз

Библиографическое описание:

Ахматынова, А. Е. Актуальные аспекты применения инновационных технологий в процессе изучения права в организациях среднего профессионального обучения / А. Е. Ахматынова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 46 (441). — С. 101-102. — URL: https://moluch.ru/archive/441/96545/ (дата обращения: 16.12.2024).



В современных условиях к системе образования предъявляется все больше требований по подготовке образованных и всесторонне развитых специалистов. ФГОС СПО предполагает, что процесс обучения должен быть направлен на активность и самостоятельность студентов, в связи с чем необходимо внедрять в процесс обучения инновационные технологии. В настоящей статье рассмотрены отдельные виды инновационных технологий, которые помогут реализовать требования образовательных стандартов.

Ключевые слова: инновации, инновационные технологии, правовое образование, среднее профессиональное образование.

In modern conditions, there are more and more requirements for the training of educated and comprehensively developed specialists to the education system. The Federal State Educational Standard SPO assumes that the learning process should be aimed at the activity and independence of students, and therefore it is necessary to introduce innovative technologies into the learning process. This article discusses certain types of innovative technologies that will help to implement the requirements of educational standards.

Keywords : innovations, innovative technologies, legal education, secondary vocational education.

На сегодняшний день в России нет ни одной сферы деятельности, на которую бы не повлияли инновации, и система образования не является исключением. Одно из первостепенных требований, предъявляемых к обучающимся по программе среднего профессионального обучения, является формирование общих и профессиональных компетенций. Однако реализовать данное требование возможно лишь путем активизации деятельности студентов в процессе обучения. К сожалению, традиционная форма обучения данным требованиям не отвечает, в связи с чем применение инновационных технологий обучения является весьма актуальным.

Если рассмотреть понятие «Инновации», как составляющую образовательной системы, то можно отметить, что оно понимается как технологии, идеи, взгляды, методы, средства и иные модернизированные нововведения, применяемые педагогами и образовательными учреждениями, с целью совершенствования правового образования. Современный педагог Ю. Н. Егорова отмечает, что использование инноваций в образовательном процессе способствует повышению эффективности обучения.

Правовые дисциплины, изучаемые в средних профессиональных учреждениях, зачастую характеризуются определенной сложностью и для их усвоения недостаточно просто заучить полученный на лекции материал. Педагогическими исследованиями доказано, чем активнее студент включен в процесс обучения, тем выше уровень усвоения знаний, и, кроме того, при таком подходе формируются определенные умения и навыки. Инновационные технологии обучения праву характеризуются тем, что способствуют повышению учебно-познавательного интереса, активизации деятельности студентов, как в самостоятельной, так и в групповой форме, формированию умений и навыков правоприменения и т. д. Многие педагоги-исследователи отмечают преимущество инновационных технологий обучения праву перед традиционными технологиями, например, данный аспект отмечен в работе А. А. Алексеева [3].

Рассмотрим подробнее отдельные виды инновационных технологий, применяемых в процессе обучения праву в средних профессиональных организациях.

1. Игровые инновационные технологии. Особого внимания при обучении праву заслуживает такая форма технологий, как деловая игра. Например, данную форму можно применить при изучении гражданского и гражданско-процессуального права, организовав имитированный судебный процесс по гражданским спорам. Так, предметом спора может быть определено возмещение морального вреда, спор в связи с неисполнением условий гражданско-правового договора и т. д. Особенностью данной формы обучения является то, что студенты полностью погружаются в процесс обучения не только в момент организации игры, но и в процессе подготовке к ней. Роли, такие как судья, истец, ответчик, эксперты и т. д., определяются заранее. Каждому участнику необходимо всесторонне изучить вопросы, касающиеся не только их непосредственной деятельности, но и всего процесса, чтобы уверенно чувствовать себя в игре и суметь отстоять свою позицию и соблюсти ряд обязательных правил. Отметим также то, что педагог имеет возможность включить в образовательный процесс абсолютно всех студентов группы, продумав сценарий, и предусмотрев роли для каждого из них.

Однако можно отметить и недостатки указанной формы обучения. Например, игры всегда требуют тщательной подготовки и проводятся как полноценное самостоятельное занятие, что делает невозможным их включение на различных этапах занятия.

Помимо судебного процесса, в правовом обучении применяются такие игры, как имитационный процесс заседания СБ ООН, интеллектуальные игры по типу «Как стать миллионером», «Своя игра» и т. д.

2. Кейс-метод. Указанная инновационная технология обучения в настоящее время приобретает особую популярность. В основе кейс-метода по праву, как правило, заложен правовой казус — проблемная правовая ситуация, требующая решения. При этом, кейс обычно включает в себя определенный алгоритм действий, позволяющий студентам поэтапно прийти к решению.

Стоит отметить, что кейс-технология универсальна, так как может применяться в рамках любой правовой темы, дисциплины и даже этапа занятия. Например, решение кейса в начале занятия позволит «освежить» знания, полученные на предыдущих занятиях (повторение материала), применение кейса в конце занятия поможет закрепить пройденный материал, и, кроме того, кейс-метод является эффективным средством контроля знаний.

3. Метод — дебаты. Дебаты являются одной из активных технологий обучения праву, в рамках которой обсуждаются актуальные правовые вопросы. При этом, участвуя в данном формате обучения, у студентов формируются ряд необходимых умений и навыков, такие как коммуникативность, умение работать в команде, высказывать свою точку зрения, отстаивать правовую позицию и т. д.

Зачастую в рамках правового обучения применятся формат мини-дебатов, который предполагает классическую структуру проведения, но более сжатые временные рамки, что позволяет применять их в процессе обучения (например, во второй половине занятия, с целью закрепления пройденного материала и обсуждения проблемных и дискуссионных вопросов).

Отметим, что это лишь небольшой перечень инновационных технологий обучения, существующих на сегодняшний день. Среди наиболее востребованных технологий, можно выделить проблемное и проектное обучение, дискуссии, наглядные инновационные материалы, такие как разработанные интеллект-карты, стендовые доклады, презентации, документальные фильмы и пр. Педагог имеет возможность не только применять уже существующие инновационные технологии, но и совершенствовать их с учетом темы, предмета, особенностей студентов, их интересов и собственных возможностей.

Таким образом, инновационные технологии, применяемые в процессе обучения праву в средних профессиональных организациях, характеризуются эффективностью и результативностью, в сравнении с традиционными методами обучения, и поэтому должны найти свое отражение в образовании на постоянной основе. Это позволит добиться лучших результатов в правовом обучении и подготовить специалистов, отвечающих требованиям современного общества и востребованных на рынке труда.

Литература:

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: https://base.garant.ru/70710002/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (01.10.2022)
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (01.10.2022)
  3. Алексеев, А. А. Традиционные и инновационные технологии преподавания права // Юриспруденция. ̶ 2011. ̶ № 1. С. 32–35.
Основные термины (генерируются автоматически): процесс обучения, инновационная технология обучения, правовое обучение, SPO, активизация деятельности студентов, игра, образовательный процесс, правовое образование, пройденный материал, система образования.


Похожие статьи

Инновационная деятельность учителей в образовании

В данной статье рассмотрена проблема организации психолого-педагогического сопровождения кадров в образовательных учреждениях в условиях внедрения инноваций. Особое внимание уделяется вопросам внедрения в учебно-воспитательный процесс на всех уровнях...

Организация самостоятельных работ студентов в процессе изучения правовых дисциплин в системе среднего профессионального образования

В современной педагогической практике ставится акцент на развитие науки и творческой подачи ее обучающимся среднего профессионального образования. Они должны осознавать важность приобретения компетенций и навыков, необходимых для успешной реализации ...

Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательной деятельности преподавателей высшей школы

В статье автор рассматривает применение информационно-коммуникационных технологий в сфере образования, которые позволяют значительно обогатить и совершенствовать учебный процесс, повышая его эффективность. Основные цели новых стандартов образования з...

Использование современных инновационных технологий, соответствующих ФГОС ДО, в воспитательно-образовательном процессе

В данной статье рассматриваются проблемы интерпретации инновационной деятельности педагогов в дошкольном учебном заведении. Были проанализированы и очерчены условия и виды инновационной деятельности педагогического коллектива, а также инновационные х...

Роль, содержание и виды инновационной деятельности преподавателя в условиях модернизации общества и образования

В данной статье рассмотрены виды, содержание и особенности инновационной деятельности педагога в современном информационном обществе. Раскрыты и проанализированы требования к содержанию, целям и механизмам реализации педагогического образования в соо...

Формирование кадрового потенциала биоэнергетической отрасли

Профессиональный стандарт становится институтом, который определяет единые правила игры на рынке труда в вопросах формирования и использования квалифицированной рабочей силы, а также берет на себя функции базы согласования спроса и предложения на раб...

Развитие инновационной профессиональной мобильности в системе СПО

В современной педагогической практике акцент ставится на развитие инновационной профессиональной мобильности выпускников среднего профессионального образования. Они должны осознавать важность приобретения компетенций и навыков, необходимых для успешн...

Особенности профессионального развития педагогов в процессе внедрения технологий и проектной деятельности

В статье представлена и раскрыта специфика профессионального роста и развития педагогических работников в процессе внедрения, использования и руководства проектной деятельностью в рамках дошкольного учреждения; раскрыто значение использования инновац...

Университетский консорциум как перспективная форма развития российского образовательного пространства

В современных условиях интеграция образования, науки, инновационной деятельности имеет важное значение. В работе затрагиваются вопросы несоответствия оказываемых услуг в сфере образования современным запросам общества. Интегрируя образовательные орга...

Теоретические аспекты формирования проектной и профессиональной компетенции будущего учителя истории

В данной статье будет рассмотрена сущность проектной деятельности и будут выявлены подходы, благодаря которым можно определить уровень профессиональной компетентности у будущего педагога (выпускника) к проведению урока по «Истории». В результате буде...

Похожие статьи

Инновационная деятельность учителей в образовании

В данной статье рассмотрена проблема организации психолого-педагогического сопровождения кадров в образовательных учреждениях в условиях внедрения инноваций. Особое внимание уделяется вопросам внедрения в учебно-воспитательный процесс на всех уровнях...

Организация самостоятельных работ студентов в процессе изучения правовых дисциплин в системе среднего профессионального образования

В современной педагогической практике ставится акцент на развитие науки и творческой подачи ее обучающимся среднего профессионального образования. Они должны осознавать важность приобретения компетенций и навыков, необходимых для успешной реализации ...

Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательной деятельности преподавателей высшей школы

В статье автор рассматривает применение информационно-коммуникационных технологий в сфере образования, которые позволяют значительно обогатить и совершенствовать учебный процесс, повышая его эффективность. Основные цели новых стандартов образования з...

Использование современных инновационных технологий, соответствующих ФГОС ДО, в воспитательно-образовательном процессе

В данной статье рассматриваются проблемы интерпретации инновационной деятельности педагогов в дошкольном учебном заведении. Были проанализированы и очерчены условия и виды инновационной деятельности педагогического коллектива, а также инновационные х...

Роль, содержание и виды инновационной деятельности преподавателя в условиях модернизации общества и образования

В данной статье рассмотрены виды, содержание и особенности инновационной деятельности педагога в современном информационном обществе. Раскрыты и проанализированы требования к содержанию, целям и механизмам реализации педагогического образования в соо...

Формирование кадрового потенциала биоэнергетической отрасли

Профессиональный стандарт становится институтом, который определяет единые правила игры на рынке труда в вопросах формирования и использования квалифицированной рабочей силы, а также берет на себя функции базы согласования спроса и предложения на раб...

Развитие инновационной профессиональной мобильности в системе СПО

В современной педагогической практике акцент ставится на развитие инновационной профессиональной мобильности выпускников среднего профессионального образования. Они должны осознавать важность приобретения компетенций и навыков, необходимых для успешн...

Особенности профессионального развития педагогов в процессе внедрения технологий и проектной деятельности

В статье представлена и раскрыта специфика профессионального роста и развития педагогических работников в процессе внедрения, использования и руководства проектной деятельностью в рамках дошкольного учреждения; раскрыто значение использования инновац...

Университетский консорциум как перспективная форма развития российского образовательного пространства

В современных условиях интеграция образования, науки, инновационной деятельности имеет важное значение. В работе затрагиваются вопросы несоответствия оказываемых услуг в сфере образования современным запросам общества. Интегрируя образовательные орга...

Теоретические аспекты формирования проектной и профессиональной компетенции будущего учителя истории

В данной статье будет рассмотрена сущность проектной деятельности и будут выявлены подходы, благодаря которым можно определить уровень профессиональной компетентности у будущего педагога (выпускника) к проведению урока по «Истории». В результате буде...

Задать вопрос