Кластеры как новая форма организации транспортно-логистической деятельности
Автор: Макарова Эвелина Сергеевна
Рубрика: 9. Транспорт
Опубликовано в
Дата публикации: 01.06.2016
Статья просмотрена: 830 раз
Библиографическое описание:
Макарова, Э. С. Кластеры как новая форма организации транспортно-логистической деятельности / Э. С. Макарова. — Текст : непосредственный // Технические науки: проблемы и перспективы : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2016 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2016. — С. 94-96. — URL: https://moluch.ru/conf/tech/archive/166/10687/ (дата обращения: 17.12.2024).
Впервые идею кластера в 1990-м году озвучил М. Портер, определяя его как «сконцентрированные по географическому признаку группы компаний, специализированных поставщиков, поставщиков услуг, фирм в родственных отраслях, а также связанных с их деятельностью организаций, в определенных областях конкурирующих, но при этом ведущих совместную работу» [1]. В дальнейшем по мере изменений, происходящих в современном обществе, под влиянием глобализации и интеграции, данное понятие видоизменялось, уточнялось и применялось для решения различных задач.
Кластеризация, призванная повысить конкурентоспособность отрасли, региона или целой страны, представляет собой далеко нетривиальную задачу.
Кластер можно классифицировать и идентифицировать по различным признакам, в данной статье остановимся на одном факторе классификации: по сфере формирования. По данному признаку рассмотрим промышленный кластер, как наиболее часто встречающийся в практике, и инновационный транспортно-логистический, как имеющий неоднозначный статус и структуру.
Производственный кластер формируется на базе промышленных районов: вокруг крупных промышленных центров начинают развиваться вспомогательные хозяйства. Данной концепцией занимались такие исследователи как А. Маршалл, Дж. Бекаттини, Ф. Перру.
А. Маршалл сделал вывод о взаимосвязи между совместным расположением фирм и их экономической эффективностью, назвав это индустриальными районами.
Дж. Бекаттини и его сторонники понимали под индустриальным районом географически сконцентрированную группу одноотраслевых организаций, связанных друг с другом конкуренцией и сотрудничеством, составляя социально-экономические сети.
Ф. Перру в своей работе «Экономическое пространство: теория и применение» впервые упомянул о «полюсах роста». Под «полюсами роста» Перру имел ввиду движущие отрасли или фирмы, которые фокусировали экономические ресурсы и обеспечивали наиболее эффективное их использование.
Т. Андерсон пишет: «Промышленный кластер фокусируется на конкуренции внутри экономического сектора. Он, как правило, пространственно не привязан к определенной урбанизированной области. В противоположность другому типу кластеров (региональному) он обладает тенденцией иметь более широкие границы, возможно, охватывая весь регион или страну» [1].
А. Праздничных наиболее близко и полно определил ядро производственного кластера, которым и является промышленное предприятие вокруг которого и концентрируются остальные участники кластера.
Таблица 1
Теоретические аспекты, предшествующие формированию понятия промышленного «кластера»
Автор |
Определение |
Формулировка |
А. А. Маршалл, 1890 |
Эффекты окружения, эффекты синергии |
Концентрация некоторого количества схожих фирм (бизнесов) в определенном месте и появление незапланированных выгод и случайных побочных продуктов деятельности — эффекты синергии. |
Дж. Бекаттини, 1970-е годы |
Индустриальный район |
Совместная деятельность концентрированной группы одноотраслевых организаций, формирующих культурную среду и связанных между собой конкуренцией и сотрудничеством. Особенностью является наличие закрытых социально-экономических отношений между взаимодействующими организациями. |
Ф. Перру, Ж. Будвиль, Х. Р. Ласуэн, серед. XX века |
«Полюса роста», «движущие отрасли» |
Цепная реакция возникновения и роста промышленных центров вокруг компактно размещенных и динамично развивающихся отраслей или предприятий. Отличительные черты «полюса роста»: − географическая агломерация экономической активности; − комплекс быстроразвивающихся производств; − передача импульса роста второстепенным отраслям. |
П. Потье |
«Оси развития» |
Создание осей (коридоров) развития благодаря увеличению грузопотоков, распространению инноваций и развитию инфраструктуры на территориях, расположенных между полюсами роста и обеспечивающие транспортную связь. |
Н. Н. Колосовский, 1920–1940-е гг. |
Территориально-производственный комплекс (ТПК); «энергопроизводственный цикл» |
Специализированная территория, такая как экономический район, объединяющая трудовые и природные ресурсы, а также промышленные предприятия и региональную инфраструктуру понимается как территориально-производственный комплекс. «Энергопроизводственный цикл» представляет собой производственный процесс, который в основе своей имеет требование приближения производства к источникам сырья и комплексного использования всех компонентов сырьевых и энергетических ресурсов данного типа. В ТПК преимущество отдается той отрасли, которая может наиболее выгодно и полно развиться для обеспечения экономического благополучия региона. |
Ю. Г. Саушкин |
Территориально-производственный комплекс (ТПК) |
ТПК становится «ядром» сервисного района, организованного вокруг сетевых структур и его комплексность представляет собой тесное сопряжение основных агентов местной экономики в единую коммуникационную сеть [5]. |
А. Г. Гранберг |
Территориально-производственный комплекс (ТПК) |
ТПК представляет собой сочетание различных технологически связанных производств с общими объектами производственной и социальной инфраструктуры, имеющее производственную специализацию [3]. Характерные черты: − технологическая взаимосвязь; − специализация, кооперирование и комбинирование; − рациональное развитие инфраструктуры. |
Первоначальные подходы ограничивались территориально-производственным определением и связаны были с понятием «комплекса». Следующим закономерным этапом было бы появление некой системы, в число элементов которой включаются отношения, качества, свойства. Данная система впоследствии будет определена как кластер.
Однако существуют качественные различия между понятиями территориально-производственного комплекса и кластера. Территориально-производственный комплекс, в основе которого лежит комплексность хозяйственного развития экономического района, базируется на имеющемся природно-ресурсном потенциале, а также на сочетании предприятий, имеющих технологическую связь на основе вертикальной интеграции. Кластер же, представляющий собой концентрированную группу различных компаний и структур, имеет помимо прочего отличительную особенность: наличие конкуренции внутренней и внешней.
Промышленный кластер — совокупность географически сконцентрированных производств, из которых одно является лидером; имеющие особую форму взаимодействия, а также технологическую взаимосвязанность отраслей, представленных не только основной деятельностью, но и вспомогательными хозяйствами.
Вариант структуры промышленного кластера представлен ниже:
− производственные предприятия, одно из которых — предприятие-лидер;
− сервисные компании;
− специализированные институты: финансовые, маркетинговые, консалтинговые;
− образовательные учреждения.
Переход от индустриальных к постиндустриальным технологиям, развитие контейнеризации и логистики дали мощный толчок для развития различных современных тенденций в транспортных системах, а также появлению транспортно-логистических кластеров как новой формы деятельности.
Логистика позволила объединить все стадии производства, и сбыта продукции в единый процесс движения и трансформации продукта, и дала возможность предприятиям получить конкурентное преимущество в виде сокращения транспортных расходов и оптимизации управления цепями поставок.
Транспортно-логистический кластер определяется как группа географически локализованных взаимосвязанных компаний, специализирующихся на хранении, сопровождении и доставке грузов и пассажиров, а также организаций, обслуживающих объекты инфраструктуры и других организаций, взаимодополняющих и усиливающих сильные стороны друг друга и реализующих конкурентные преимущества данной территории.
Примерная структура транспортно-логистического кластера [4]:
− фирмы — посредники транспортно-логистической деятельности: складская подсистема; подсистема управления; подсистемы страхования и охраны материального потока;
− транспортная подсистема, включающая перевозчиков и транспортную инфраструктуру;
− научно-техническое и кадровое обеспечение;
− подсистема информационного обеспечения.
Самыми главными отличиями транспортно-логистического кластера от производственного будет, наличие у второго «якорного» предприятия, которое выступит главным образующим звеном для всего объединения и конечный продукт.
В табл. 2 предложены отличительные особенности рассматриваемых кластеров.
Таблица 2
Отличительные характеристики кластеров
Параметр |
Транспортно-логистический кластер |
Производственный кластер |
Цель создания |
Объединение фирм и вспомогательных субъектов для организации полного цикла транспортно-логистических услуг, включая различные дополнительные услуги. |
Объединение различных фирм и субъектов вокруг производственных лидеров для создания высококонкурентной продукции. |
Конечный продукт |
Услуги |
Материально-технические ценности |
Характеристика отрасли |
Инфраструктурная |
Производящая |
Принцип формирования кластера |
Создание структуры, позволяющей объединить остальные предприятия |
Строгая иерархия в соответствии со специализацией |
Число якорных предприятий |
Одно |
Одно или несколько |
Так или иначе, оба кластера сводятся к единому знаменателю — региональному развитию территории с использованием кластерных образований.
Литература:
- Портер М. Е. Конкуренция: учеб. Пособие: пер. с англ. / М. Э. Портер. М.: Изд. дом «Вильямс», 2000. С. 205.
- Andersson T., Schwaag-Serger S., Sorvik J., Hansson E. W. The cluster Policies Whitebook. IKED, 2004.
- Гранберг А. Г., Основы региональной экономики: учебник для вузов. 2-е изд. / А. Г. Гранберг. М.: ГУ ВШЭ, 2001. С. 90.
- Меньшенина И. Г. Кластерообразование в региональной экономике: монография / И. Г. Меньшенина, Л. М. Капустина; Федер. агентство по образованию, Урал. гос. экон. ун-т. — Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2008. — 154 с.
- Социально-экономическая география: история, теория, методы, практика: Сборник научных статей. — Смоленск: Универсум, 2011. — 608 с.