Предваряя исследования, выделим основные факторы, определяющие роль логистики в экономике в целом. Нельзя не согласиться с В.Ф Горшениным, что таковыми являются следующие факторы, представленные на рисунке 1. [1]
Рис. 1. Факторы, влияющие на роль логистики в экономике
Рассмотрим подробнее каждый из указанных факторов. Экономический фактор определяется сущностью логистики, что выражается в оптимизации затрат по доведению товара от производителя к потребителю и максимальном удовлетворении потребностей последнего.
Организационно-экономический фактор связан с кооптационной и интеграционной сущностью логистических процессов, когда взаимодействуют производители, посредники, складские и транспортные хозяйства. Информационный фактор выражается, с одной стороны, в генерации информационных потоков на каждом этапе логистической цепи, а с другой стороны, в управлении данной информацией для выстраивания эффективной логистической системы.
Технический фактор определяется важностью использования технических достижений для управления материальными потоками. И, наконец, специфический факторсвязан с необходимостьюгосударственной поддержки процессов товародвижения.
Логистика оказывает влияние на экономическую политику государства и органов местного самоуправления. В. Ф. Горшенин выделяет следующие причины указанного влияния:
‒ координационные функции органов власти;
‒ использование логистических структур для государственных нужд;
‒ экономия бюджетных средств;
‒ развитие межотраслевых связей в регионе;
‒ включение региональных логистических систем в международные логистические структуры.
В. Ф. Горшенин справедливо отмечает, что государственное управление товаропотоками должно иметь программную основу с мерами поддержки и контроля. [1]
Логистическая система национальной экономики опирается на инфраструктуру территорий. В связи с этим логично перейти к определению сущности региональной логистической системы (РЛС), которая выступает основной составляющей логистической системы в целом. М. Афанасьев и Л. Мясникова дают, по нашему мнению, наиболее емкое определение: «РЛС — это большая сложная адаптивная стохастическая система, характеризующаяся большим количеством элементов, сложным характером взаимодействия между ними, многовариантностью и многоассортиментностью товароматериальных потоков, наличием большого количества логистических сложных операций и функций, которые выполняются логистическими посредниками и другими участниками системы». [2]
Указанные авторы предлагают выделить следующие элементы региональной логистической системы (см.таблицу 1)
Таблица 1
Составляющие региональной логистической системы [2]
Элемент региональной логистической системы |
Характеристика элемента |
промышленный узел |
совокупность производственных и социальных объектов на компактной территории |
транспортный узел |
сочетание транспортных коммуникаций, производственных зон и населенных пунктов |
территориально-производственный комплекс |
технологически интегрированные производства в масштабах межрегионального, национального или мирового рынков |
агломерация |
территориальная концентрация социальных, производственных и транспортных объектов |
кластер |
«сеть независимых производственных, сервисных фирм, включая их поставщиков, создателей технологий и ноу-хау (университеты, научно-исследовательские институты, инжиниринговые центры), связующих рыночных институтов (брокеры, консультанты) и потребителей, взаимодействующих друг с другом в рамках единой системы создания стоимости» |
Региональная логистическая система опирается на эффективное управление финансовыми, материальными, сервисными и информационными потоками. Основой является материальный поток, а его движение обеспечивается региональной транспортной системой, которая выступает, в свою очередь, фундаментом системы логистики.
В. М. Марченко выделяет следующие важнейшие принципы функционирования региональных транспортно-логистических систем [3]:
1. Строительство и развитие современных высокотехнологичных терминальных комплексов в транспортных узлах.
2. Обеспечение единой ответственности на всех этапах логистической цепи.
3. Формирование института регионального логистического транспортного сервиса для повышения эффективности сбыта и доставки продукции.
4. Создание региональных распределительных центров в формате мультимодальных терминалов.
5. Использование информационных технологий для контроля движения транспортных средств и грузов.
Т. А. Прокофьева резюмирует, что подрегиональной логистическойтранспортно-распределительнойсистемойпонимается совокупность интегрированных элементов товаропроводящей сети, включающей различные объекты логистической инфраструктуры общесетевых транспортных узлов, оптовой и розничной торговой сети, расположенных на территории региона, обеспечивающих реализацию общей цели системы, согласованной с общерегиональными социально-экономико-экологическими целями, и получение максимального синергетического эффекта на основе интеграции материальных, финансовых, кадровых, сервисных и информационных потоков. [4]
Организационно-функциональная структура подобной системы включает два крупных блока: функциональные и обеспечивающие подсистемы.
К функциональным относят:
общесетевой транспортный узел;
логистических посредников;
региональные распределительные центры.
К обеспечивающим подсистемам относят:
региональную интегрированную информационную подсистему;
подсистему финансового обеспечения;
нормативно-правовое обеспечение с подсистемой государственной поддержки и регулирования;
научно-техническое и кадровое обеспечение, инфраструктуру.
Вертикальная и горизонтальная, внутриотраслевая и межотраслевая интеграции и кооперации выступают платформой для региональной логистической инфраструктуры. Такая платформа представляет собой систему кластеров.
Развитие кластеров осуществляется в соответствии с общеэкономическими задачами, что выражается в соответствующей кластерной политике, которая является частью промышленной политики.
Согласимся с М. А. Оркушей, что современная промышленная политика имеет не отраслевой, а региональный характер. Высокая конкурентоспособность территории обеспечивается положением кластеров, как «концентрированного» сообщества компаний, выступающих одновременно партнерами и конкурентами. [5]
По мнению И. В. Пилипенко кластерная политика позволит решить следующие задачи [6]:
1. Кластерная политика позволяет преодолеть высокую степень монополизации территориальных рынков и повысить общую конкурентоспособность экономики.
2. Центральным объектом кластерной политики выступает микроэкономика, особое внимание уделяется углублению кооперационных связей предприятий и повышению эффективности использования местных факторов производства.
3. Кластерная политика реализуется на основе тесного взаимодействия органов власти, бизнеса, науки и образования. Такой подход формирует инновационный потенциал, прежде всего малого и среднего бизнеса как основы любого кластера.
Таким образом, кластерная политика нацелена не только на укрепление хозяйственных связей между экономическими субъектами, но и способствуют упрощению и удешевлению доступа к новым технологиям, облегчает выход на внешний рынок, обеспечивает снижение транзакционных издержек.
Традиционно рассматриваются две основные модели кластерной политики: либеральную и дирижистскую. Соответственно, в первом случае участие государства минимально, а во втором — наоборот. Основополагающие отличия дирижистской модели кластерной политики от классической либеральной представлены в таблице 2.
Таблица 2
Отличия дирижистской кластерной политики от либеральной [7]
Дирижистская модель |
Классическая либеральная модель |
Выбор приоритета |
|
Дирижисты на государственном уровне выбирают отраслевые и региональные приоритеты и те кластеры, которые намерены развивать. |
Либералы «выращивают» кластеры, которые изначально были сформированы рынком. |
Создание инфраструктуры |
|
Дирижисты целенаправленно создают инфраструктуру для приоритетных кластеров: филиалы университетов, аэропорты, дороги. |
Либеральные правительства редко участвуют в создании инфраструктуры для кластеров. |
Выбор региона |
|
Дирижисты самостоятельно выбирают регион для создания кластера, а также определяют объем его финансирования. |
Либералы создают стимулы для региональных властей, ответственных за создаваемый кластер. |
В России создание и развитие кластеров требует государственной поддержки в форме создания условий для взаимодействия поставщиков, производителей, покупателей и органов управления.
И. Г. Меньшенина, Л. М. Капустина в качестве примера конкурентоспособного кластера приводят Академгородок Новосибирска, где в настоящее время работает около 150 высокотехнологичных компаний в разных отраслях хозяйства.
При этом более 20 компаний, работающих в Академгородке в отрасли ИКТ, формируют в настоящее время классический локальный ИТ-кластер, где они взаимодействуют как между собой, так и с научными и образовательными учреждениями — поставщиками высококвалифицированных сотрудников для этих фирм. Основной специализацией компаний является оффшорное программирование, что дало возможность, с одной стороны, избежать «утечки мозгов» за рубеж, а с другой стороны, одновременно резко повысить производительность труда и уровень жизни в районе. В настоящее время Новосибирск является третьим после Москвы и Санкт-Петербурга центром ИТ-отрасли в России, и сибирские компании постепенно диверсифицируют свое производство, ориентируясь также на внутренний рынок. [8]
На рисунке 2 показано влияние кластеров на общую экономическую политику.
Рис. 2. Влияние кластеров на общую экономическую политику [9]
Как отмечает Т. Е.Евтодиева, кластерный подход к развитию экономики региона обладает следующими преимуществами:
- Кластеры содержат механизм распространения новых технологий, знаний, продукции.
- Возможность внутренней специализации обеспечивает предприятиям кластера возможность быстрого внедрения инноваций с минимальными затратами и, соответственно, конкурентные преимущества.
- В кластеры включены малые предприятия как гибкие экономические структуры, позволяющие формировать «точки инновационного роста».
В зависимости от специфики деятельности Т. Е.Евтодиева выделяет следующие основные типы кластеров (см.таблицу 3)
Таблица 3
Типы кластеров [9]
Тип кластера |
Основные характеристики |
Дискретные кластеры |
Включают предприятия, производящие физические товары и связанные с ними услуги, состоящие из дискретных компонентов, включая предприятия автомобилестроения, авиационной промышленности, судостроения, двигателестроения, иных отраслей машиностроительного комплекса, а также организации строительной сферы и производства строительных материалов. В состав обычно входят малые и средние компании-поставщики, развивающиеся вокруг сборочных предприятий и строительных организаций. |
Процессные кластеры |
Включают предприятия, относящиеся к так называемым процессным сферам деятельности, таким как химическая, целлюлозно-бумажная, металлургическая отрасль, а также сельское хозяйство, пищевая промышленность и другие. |
Инновационные и «творческие» кластеры |
Развиваются в так называемых новых секторах экономики, таких как информационные технологии, биотехнологии, новые материалы, а также в секторах услуг, связанных с осуществлением творческой и креативной деятельности. |
Туристические |
Формируются на базе туристических активов в регионе и состоят из предприятий различных секторов, связанных с обслуживанием туристов. |
Транспортно-логистические |
Включают в себя комплекс инфраструктуры и компаний, специализирующихся на хранении, сопровождении и доставке грузов и пассажиров. |
В качестве примера можно привести кластеры Ростовской области, представленные в таблице 4.
Таблица 4
Важнейшие кластеры Ростовской области [10]
Наименование кластера |
Дата создания кластера |
Отраслевая направленность кластера |
Участники кластера |
Отраслевой орган исполнительной власти, курирующий кластер |
Инновационно-технологический кластер «Южное созвездие» |
29.01.2015 |
промышленность (авиакосмическая отрасль, приборостроение, радиоэлектроника, новые материалы, системы управления, навигации и связи) |
ПАО «Таганрогский научно-технический комплекс им. Г. М. Бериева», ОАО «Гранит», ОАО «Азовский оптико-механический завод», ОАО «Алмаз», ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет», ОАО «Региональная корпорация развития» |
министерство промышленности и энергетики Ростовской области |
Инновационный территориальный кластер морского приборостроения «Морские системы» |
10.07.2015 |
судостроительная промышленность и морская техника |
АО «Таганрогский завод «Прибой», ООО «Конструкторское бюро морской электроники «Вектор», ЗАО «Научно-производственное предприятие «Нелинейные акустические системы», ГБПОУ РО «Таганрогский колледж морского приборостроения», НП «Единый региональный центр инновационного развития Ростовской области» |
министерство промышленности и энергетики Ростовской области |
Кластер информационно-коммуникационных технологий |
01.07.2015 |
информационно-коммуникационные технологии |
Ростовское отделение Кавказского филиала ПАО «МегаФон», ОАО КБ «Центр-Инвест», ООО «Риттал», группа компаний «ГЭНДАЛЬФ», ООО «Научно-производственное предприятие «ВНИКО», ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет», Ассоциация НП ИТЦ «ИнТех-Дон» |
министерство информационных технологий и связи Ростовской области |
Инновационный территориальный кластер «Донские молочные продукты» по производству ипереработке молочной продукции вРостовской области |
19.01.2015 |
производство и переработка молочной продукции |
ЗАО «Кировский конный завод», ООО «Дон-Агро», СПК-колхоз «50 лет Октября», ООО «Южное молоко», ФГБОУ ВО «Донской государственный аграрный университет», ОАО «Региональная корпорация развития» |
министерство сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области |
Винный территориальный кластер «Долина Дона» |
08.09.2015 |
виноградарство и виноделие, наука, образование, туризм |
ООО «Ростшампанкомбинат», ООО «Янтарное», ООО «ДонВинПром», ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет», ИП Пилипко Т. С. |
департамент потребительского рынка Ростовской области |
Кроме того, в Ростовской области запланирована реализация проектов по созданию кластеров вертолетостроения, станкостроения, агропромышленного кластера, мясного кластера (по разведению крупного рогатого скота мясных пород), биомедицинского кластера.
Как отмечалось выше, важнейшим видом логистических кластеров является транспортный кластер, формирующий ядро региональной логистической системы и схематично представленный на рисунке 3.
Рис. 3. Структура транспортно-логистического кластера [11]
Транспортно-логистический кластер создаёт условия для эффективного функционирования экономики региона. Типовая модель функционирования транспортно-логистического кластера разработана Т. А. Прокофьевой, В. В. Клименко (см.рисунок 4) и может быть принята за основу при разработке кластерной политики регионов.
Рис.4. Модель транспортно-логистического кластера [12]
Исследование условий и особенностей жизнедеятельности транспортно-логистических кластерных образований позволило определить региональный транспортно-логистический кластер (ТЛК) как объединение хозяйствующих муниципальных субъектов на обособленном участке интегрированной логистической цепи. Это объединение основано на использовании региональной логистической инфраструктуры и направлено на повышение уровня транспортно-логистического обслуживания грузопотоков.
Транспорт является системообразующей отраслью, важнейшей составной частью производственной и социальной инфраструктуры региона. Тенденции развития экономики и социальной сферы Ростовской области, ее стратегические интересы являются обоснованной базой определения перспектив, стратегических целей и динамики развития транспортного комплекса Ростовской области. Экономическая специализация промышленности и сельского хозяйства, территориальная дифференциация социальных условий жизни обуславливают пространственные особенности функционирования транспорта региона, формируют специфику межрегиональных транспортных связей.
Новым промышленно-транспортным кластером Ростовской агломерации является Южный узел, расположенный в левобережной части города Ростова-на-Дону и прилегающей территории, которая включает в себя инженерную инфраструктуру Южной Батайской промзоны, технопарка, логистических комплексов, международный аэропорт «Южный» в Батайске («Южный хаб»), мосты через реку Дон.
Сочетание в одном месте морского, речного, воздушного транспорта, развитого железнодорожного узла, федеральных автодорог делает Ростовскую агломерацию локомотивом экономического роста ЮФО, способным потянуть за собой развитие многих регионов Северного Кавказа. В частности, строительство нового аэропорта позволит решить поставленную Президентом РФ задачу развития местных авиалиний, что является индикатором качества жизни населения регионов.
Таким образом, национальная экономика характеризуется в настоящее время формированием логистической инфраструктуры, опирающейся на ключевые региональные кластеры. Преимущества одного региона экстраполируются на экономику соседних регионов, способствуя развитию социальной сферы. Наблюдаемое переформатирование хозяйственных связей внутри страны обеспечит повышение конкурентоспособности российской экономики на международном рынке.
Литература:
1. Горшенин, В.Ф Логистические подходы в управлении устойчивым развитием региона [Текст] / В. Ф. Горшенин // Сб. статей Междунар. научно-метод. конферен. — Изд-во ЮУрГУ, Челябинск, 2001, С 68–71.
2. Афанасьев, М., Мясникова, Л. Мировая конкуренция и кластеризация экономики [Текст] / М. Афанасьев, Л. Мясникова// Вопросы экономики. — 2005. — № 4., с. 75–86
3. Марченко, В. М. Методологические аспекты управления транспортными процессами при организации перевозки грузов [Текст] / В. М. Марченко // Российское предпринимательство. — 2006. — № 10., с. 103–105.
- Прокофьева, ТА. Региональные аспекты логистики и проблемы формирования интегрированных транспортно-распределительных систем [Текст] / Т. А. Прокофьева // Тез. док. на междунар. семинаре «Логистика в современном бизнесе» в рамках выставки «ТРАНСРОССИЯ-2001». — М: ГУ ВШЭ Международный Центр Логистики, 2001.
- Оркуша, М. А. Особенности региональной промышленной политики России на современном этапе [Текст] / М. А. Оркуша // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. — 2014. — № 21. — с. 223–232
6. Пилипенко, И. В. Кластерная политика в России [Текст] / И. В. Пилипенко // Общество и экономика. — 2007. — № 8, с. 28
7. Шаповалов, А. Россия перешла в подготовительный кластер [Текст] / А. Шаповалов // Газета Коммерсантъ. — 2006. — № 51. — 24 марта, с.20
8. Меньшенина, И.Г., Капустина, Л. М. Кластерообразование в региональной экономике [Текст] /И. Г. Меньшенина, Л. М. Капустина. Монография.- Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2008., с.97
- Евтодиева,Т. Е. Логистический кластер как фактор конкурентоспособности региона [Текст] / Т. Е. Евтодиева // Человеческий капитал и профессиональное образование. — 2015. — № 2, с.40
10. Реестр кластеров Ростовской области [Электронный ресурс] URL:http://www.donland.ru/economy/Innovac/Infrastruktura/Klastery/?pageid=128999 (дата обращения 20.05.2016)
- Евтодиева, Т. Е. Характерные особенности организационных форм логистики в условиях неоэкономики [Текст]: монография / Т. Е. Евтодиева; науч.ред. Д. В. Чернова. — Самара: Изд-во Самар.гос.экон.ун-та, 2011. — 168с. — С.125
12. Прокофьева Т. А., Клименко В. В. Методологические аспекты построения кластерной модели транспортно-логистической инфраструктуры региона // Логистика и управление цепями поставок. — 2011. — № 6 — [Электронный ресурс] URL:http://lscm.ru/index.php/ru/po-godam/item/1122(дата обращения 25.05.2016)