Транспортно-логистические кластеры как вызов времени в социально-экономическом развитии региона
Авторы: Федотенков Дмитрий Григорьевич, Падалко Александр Александрович
Рубрика: 19. Логистика и транспорт
Опубликовано в
Дата публикации: 09.12.2014
Статья просмотрена: 4366 раз
Библиографическое описание:
Федотенков, Д. Г. Транспортно-логистические кластеры как вызов времени в социально-экономическом развитии региона / Д. Г. Федотенков, А. А. Падалко. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы экономики и управления : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — Санкт-Петербург : Заневская площадь, 2014. — С. 270-273. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/131/6894/ (дата обращения: 21.11.2024).
Одним из эффективных механизмов привлечения частного капитала в регион является формирование отраслевых кластеров. В работе авторами рассмотрена региональная транспортная политика, а также транспортно-логистический кластер как интенсивное развитие рынка транспортно-логистических услуг в России.
Ключевые слова:экономика, экономика региона, кластер, логистический кластер, транспортно-логистический кластер, кластерная политика.
Создание кластеров — одно из основных направлений развития экономики регионов современной России в рыночных условиях. Основной целью кластерной политики является обеспечение высоких темпов экономического роста и диверсификации экономики за счет повышения конкурентоспособности предприятий — поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных производственных и сервисных услуг, а также научно-исследовательских и образовательных учреждений. Кластеризация региона гарантирует разносторонний социально-экономический эффект: помимо создания производств она предполагает формирование всей необходимой инженерной, транспортной, социальной инновационной инфраструктуры, осуществление научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (НИОКР) и внедрение их результатов на производстве.
Формирование и развитие кластеров является эффективным механизмом в привлечении прямых иностранных инвестиций и активизации внешнеэкономической интеграции. Включение отечественных кластеров в глобальные цепочки стоимости позволяет существенно поднять уровень национальной технологической базы, увеличить экономический рост за счет повышения международной конкурентоспособности предприятий путем внедрения критических технологий и новейшего оборудования, получения предприятиями кластера доступа к современным методам управления, специальным знаниям, а также выхода на международные рынки.
Кластерную политику можно рассмотреть с двух позиций: первая экономическая выступающая, как средство повышения устойчивости и конкурентоспособности региональной экономики, обеспечения укрепления позиций наших производителей и в межрегиональной, и в глобальной конкуренции; вторая позиция социальная являющаяся одним из условий развития и повышения качества человеческого капитала. В этом смысле кластерная политика в полной мере соответствует современной парадигме социально-экономического прогресса, принятой странами лидерами. В связи с этим процесс развития принято трактовать не только, как возрастание материального и экономического благосостояния общества в целом (апеллируя к индикаторам, характеризующим макроэкономическую динамику, таким как рост ВВП, промышленного производства, ВВП и инвестиций на душу населения и пр.), но и как расширение индивидуальных возможностей людей, чтобы каждый человек мог выбирать ту цель и тот образ жизни, которые он считает предпочтительными с точки зрения самореализации.
Региональная кластерная политика способствует нейтрализации издержек узкого корпоративного подхода, она ориентирована на удовлетворение насущных нужд компаний, формирование атмосферы кооперации и конкуренции, консолидацию производственной деятельности, развитие отраслевого сервиса, регионального научно-образовательного комплекса, навыков и традиций местного сообщества. На рисунке 1 нами представлены основные направления развития территориальных кластеров.
Рис. 1. Основные направления развития территориальных кластеров
Различают два основных типа кластера: региональный и отраслевой. Кластеры первого типа ориентированы на региональное развитие, кластеры второго типа — на развитие отрасли.
Основными предпосылками кластера, определяющие его образование являются наличие взаимопонимания и связей между субъектами хозяйствования, а также наличие синергетического эффекта за счет общности региона/отрасли.
При этом развитие отраслевых кластеров чаще всего рассматривается на уровне одного региона. Причем каждый из кластеров может быть построен по своему принципу [5]:
- текстильная промышленность — по принципу технологической цепочки;
- нефтегазовое машиностроение — по принципу общности продукции, рынка поставщиков ресурсов (сетевой принцип);
- строительный кластер — по принципу общности продукции и рынка сбыта продукции;
- кластер «пищевая промышленность» сформирован также по сетевому принципу, причем здесь установлена значимая взаимосвязь с торговлей;
- транспортный кластер характеризуется общностью оказываемых услуг и относительной самостоятельностью отдельных звеньев.
Из вышесказанного считаем важным обратить внимание на транспортный кластер, так как интенсивное развитие рынка транспортно-логистических услуг в России создает объективные организационно-экономические предпосылки для формирования в РФ транспортно-логистических кластеров (ТЛК) как наиболее эффективной инновационно-ориентированной формы интеграции участников рынка транспортно-логистических услуг, обеспечивающей на основе инноваций и согласования экономических интересов всех контрагентов цепи поставок максимальный синергетический эффект.
Как специфическая организационная форма транспортно-логистический кластер создается с целью повысить эффективность управления технологическими цепочками перемещения грузопотоков от поставщиков сырья, производственных структур до потребителей, взаимодействующих в рамках единого потокового процесса, способствуя развитию и росту логистического потенциала определенной территории.
Транспортно-логистический кластер позволяет: развивать базовые терминально-логистические структурные элементы на основе формирования грузо-перерабатывающих терминалов, терминально-складских комплексов многоцелевого назначения, предоставляющих всю совокупность складских таможенных и сопровождающих услуг; повышать конкурентоспособность транспортных коридоров; сокращать долю транспортных затрат в валовом внутреннем продукте; обеспечивать кооперацию и интеграцию малых и средних логистических организаций — транспортных, экспедиторских, складских и др. в общую логистическую систему; адаптировать внутренние структуры и внешние бизнес-связи к условиям неопределенности среды [3].
Транспортно-логистический кластер по своей структуре имеет сложный смешанный характер. С одной стороны он носит отраслевой характер, т. к. большинство его субъектов и участников (перевозчики, экспедиторы, владельцы терминалов, морские и речные порты, аэропорты, железные дороги и т. п.) относятся к транспортной отрасли. Одновременно, в состав кластера, как правило, включаются информационные, страховые компании, таможенные представители, финансовые структуры, фирмы сервисного обслуживания, крупные грузоотправители и грузополучатели, что придает кластеру межотраслевой характер. Формируясь на территории региона, страны или в зоне международных транспортных коридоров, транспортно-логистический кластер может иметь региональный, межрегиональный, национальный и глобальный характер.
Транспортно-логистические кластеры включают в себя комплекс инфраструктуры и компаний, специализирующихся на хранении, сопровождении и доставке грузов и пассажиров. Кластер может включать также организации, обслуживающие объекты портовой инфраструктуры, компании специализирующиеся на морских, речных, наземных, воздушных перевозках, логистические комплексы и другие. Транспортно-логистические кластеры развиваются в регионах, имеющих существенный транзитный потенциал.
Исходя из выше изложенного, сформулируем понятие «Транспортно-логистический кластер».
Транспортно-логистический кластер — это межотраслевое и добровольное объединение различных структур специализирующихся на хранении, сопровождении и доставке грузов и пассажиров, а также организаций, обслуживающих объекты инфраструктуры и других организаций, взаимодополняющих и усиливающих сильные стороны друг друга и реализующих конкурентные преимущества данной территории, с целью повышения конкурентоспособности на отечественном и мировом рынке транспортно-логистических услуг.
Практика показывает, что развитие транспортно-логистических кластеров это эффективное решение целого ряда задач оптимизации товародвижения, включая обеспечение рационального построения транспортно-экспедиторских и терминально складских комплексов, рационализация процессов грузоперевозок с участием нескольких видов транспорта, формирование системы оперативного взаимодействия, планирования, координации и диспетчерского регулирования в транспортных узлах и обеспечение оптимального сервисного обслуживания товаропотоков, развитие логистической информационной системы, обеспечивающей эффективный обмен информацией между участниками кластера [4].
Как специфическая организационная форма транспортно-логистический кластер создается в целях повышения эффективности управления технологическими цепочками перемещения грузопотоков от поставщиков сырья, производственных структур до потребителей, взаимодействующих в рамках единого потокового процесса, способствуя развитию и росту логистического потенциала определенной территории.
Транспортно-логистические кластеры формируются с учетом конкретной социально-экономической ситуации, складывающейся на конкретной территории, а также перспектив ее развития. Но необходим детализированный анализ существующих возможностей и ограничений при разработке механизмов функционирования данного кластера, где следует подчеркнуть, что в создании и последующем развитии транспортно-логистических кластеров важную роль должны играть государственные структуры и научно-исследовательские организации, способствующие более точному определению стратегии развития кластера и его рационального состава.
Траспортно-логистический кластер способен обеспечить связь между экономическими субъектами за счет перемещения грузопотоков во времени и пространстве. Перемещение потоков, невозможно без развитых информационных коммуникаций, в связи с чем, принцип коммуникационного единства, предполагающий наличие единого информационного пространства должен лежать в основе формирования транспортно-логистических кластеров [3].
Из выше сказанного считаем важным отметить, что определение возможностей и правовых основ построения транспортно-логистического кластера, уточнение его целей и задач, формирование направлений развития и показатель эффективности функционирования необходимо проводить как на уровне всего кластера, так и на уровне его конкретных участников.
Транспортно-логистические кластеры могут стать эффективным инструментом, способствующим социально-экономическому развитию России и ее регионов.
Литература:
1. Агарков С. А. Кластерный подход в развитии экономики региона и его транспортно-логистической составляющей // Транспорт Российской Федерации. — 2012. № 2(39).
2. Прокофьева Т. А., Элларян А. С. Кластерный подход к управлению развитием логистических операторов и формированию конкурентоспособного рынка логистических услуг в России [Электронный ресурс] URL: http://www.e-rej.ru/upload/iblock/921/92171519dcfd95b851f7173aaad9ea1d.pdf.
3. Элларян А. Направления и особенности развития логистически-ориентированных кластерных образований в транспортном комплексе [Электронный ресурс] URL: http://www.e-rej.ru/upload/iblock/562/562f095acf920ac9b1a22c81ec4455ef.pdf.
4. Чернышев И., Адамов С. Кластерный подход к реализации транспортно-логистического проекта «Москва-Тула-Орел-Курск-Белгород» // Логистика -2014. № 4.
5. Суздыкбаева Б. У. Основные методологические принципы формирования транспортно-логистического кластера. [Электронный ресурс] URL: http://www.enu.kz/repository/repository2014/osnovnye-metodologicheskie.pdf.
Ключевые слова
кластер, экономика, кластерная политика., экономика региона, кластерная политика, логистический кластер, транспортно-логистический кластерПохожие статьи
«Ахиллесова пята» туристического бизнеса Северо-Кавказского региона
В данной статье рассматриваются проблемы и пути решения создания Северо-Кавказского туристического комплекса РФ, актуальность его внедрения в российский туризм. Одним из способов успешного его функционирования является внедрение, освоение и правильно...
Инвестиционно-инновационный потенциал как основа развития экономики региона
В данной работе на основе информационного поиска раскрывается теоретическая основа понятия инновации. Проведен краткий анализ понятий «инвестиционный потенциал» и «инновационный потенциал», сформулировано понятие «инвестиционно-инновационный потенциа...
Инновационная логистика как один из ключей в развитии экономики
Раскрывается понятие инновационной логистики, ее роль и влияние на развитие отечественной экономики. Произведен анализ сегодняшнего состояния логистических инноваций и формирования логистики, сформулированы свои трудности, плюсы и перспективы в стано...
Тенденции инновационного развития, региональный аспект (на примере Республики Хакасия)
В настоящее время для перехода экономики страны на инновационный путь развития необходимо усилить региональный аспект развития инноваций. Во всем мире именно регионы рассматриваются как двигатель инновационной деятельности и развития всей страны. В д...
Развитие агроэкотуризма в потребительской кооперации в России
В статье рассматриваются возможности развития агроэкотуристического кластера в России, его преимущества и перспективы. А также использование кооперативного подхода в формирование агроэкотуризма как национальной туристической отрасли, через развитие с...
Интеллектуальная мобильность: формирование будущего логистики
В данной статье обсуждается необходимость формирования цифровизации транспортно-логистического комплекса страны, а именно интеллектуальная мобильность, которая в свою очередь направлена на повышение безопасности и эффективности современных перевозок....
Брендинг территорий как фактор повышения инвестиционной привлекательности региона
В статье будет рассматриваться один из новых подходов развития региона для России — брендинг территории. Автором предпринята попытка систематизировать научные определения данной категории, рассмотрен основной понятийный аппарат. Сконцентрировано вним...
Актуальные тенденции развития событийного маркетинга как инновационной отрасли в России
В статье подчеркивается особая значимость событийного маркетинга в условиях усиления конкуренции на рынке. Автор статьи затрагивает различные аспекты развития событийного маркетинга в России. Проанализированы основные проблемы и тенденции развития ev...
Тенденции оценочной деятельности в Приморском крае
Оценочная деятельность в России — это один из элементов процесса реструктуризации экономики и соответствия государства требованиям мирового сообщества. Оптимальное представление результатов оценки должно учитывать особенности ценообразования в строит...
Влияние логистики (воздушный и водный транспорт) на развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Арктической зоне Российской Федерации
В статье автор исследует особенности влияния воздушной и морской транспортной логистики на стимулирование развития субъектов малого и среднего предпринимательства в регионах Арктической зоны Российской Федерации (РФ). Определены актуальные проблемы, ...
Похожие статьи
«Ахиллесова пята» туристического бизнеса Северо-Кавказского региона
В данной статье рассматриваются проблемы и пути решения создания Северо-Кавказского туристического комплекса РФ, актуальность его внедрения в российский туризм. Одним из способов успешного его функционирования является внедрение, освоение и правильно...
Инвестиционно-инновационный потенциал как основа развития экономики региона
В данной работе на основе информационного поиска раскрывается теоретическая основа понятия инновации. Проведен краткий анализ понятий «инвестиционный потенциал» и «инновационный потенциал», сформулировано понятие «инвестиционно-инновационный потенциа...
Инновационная логистика как один из ключей в развитии экономики
Раскрывается понятие инновационной логистики, ее роль и влияние на развитие отечественной экономики. Произведен анализ сегодняшнего состояния логистических инноваций и формирования логистики, сформулированы свои трудности, плюсы и перспективы в стано...
Тенденции инновационного развития, региональный аспект (на примере Республики Хакасия)
В настоящее время для перехода экономики страны на инновационный путь развития необходимо усилить региональный аспект развития инноваций. Во всем мире именно регионы рассматриваются как двигатель инновационной деятельности и развития всей страны. В д...
Развитие агроэкотуризма в потребительской кооперации в России
В статье рассматриваются возможности развития агроэкотуристического кластера в России, его преимущества и перспективы. А также использование кооперативного подхода в формирование агроэкотуризма как национальной туристической отрасли, через развитие с...
Интеллектуальная мобильность: формирование будущего логистики
В данной статье обсуждается необходимость формирования цифровизации транспортно-логистического комплекса страны, а именно интеллектуальная мобильность, которая в свою очередь направлена на повышение безопасности и эффективности современных перевозок....
Брендинг территорий как фактор повышения инвестиционной привлекательности региона
В статье будет рассматриваться один из новых подходов развития региона для России — брендинг территории. Автором предпринята попытка систематизировать научные определения данной категории, рассмотрен основной понятийный аппарат. Сконцентрировано вним...
Актуальные тенденции развития событийного маркетинга как инновационной отрасли в России
В статье подчеркивается особая значимость событийного маркетинга в условиях усиления конкуренции на рынке. Автор статьи затрагивает различные аспекты развития событийного маркетинга в России. Проанализированы основные проблемы и тенденции развития ev...
Тенденции оценочной деятельности в Приморском крае
Оценочная деятельность в России — это один из элементов процесса реструктуризации экономики и соответствия государства требованиям мирового сообщества. Оптимальное представление результатов оценки должно учитывать особенности ценообразования в строит...
Влияние логистики (воздушный и водный транспорт) на развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Арктической зоне Российской Федерации
В статье автор исследует особенности влияния воздушной и морской транспортной логистики на стимулирование развития субъектов малого и среднего предпринимательства в регионах Арктической зоны Российской Федерации (РФ). Определены актуальные проблемы, ...