Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Уроки дружбы и чести: роль сказки П. П. Ершова «Конёк-Горбунок» в формировании нравственных ориентиров у младших школьников

24. Педагогика
20.11.2025
3
Поделиться
Аннотация
В статье рассматривается потенциал сказки П. П. Ершова «Конёк-Горбунок» в формировании нравственных представлений младших школьников на уроках литературного чтения. Анализируются ключевые образы и сюжетные линии произведения, раскрывающие понятия дружбы, чести, честности и ответственности. В статье представлены конкретные методические приёмы организации работы с текстом в начальной школе.
Библиографическое описание
Иванова, А. А. Уроки дружбы и чести: роль сказки П. П. Ершова «Конёк-Горбунок» в формировании нравственных ориентиров у младших школьников / А. А. Иванова. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы CXII Междунар. науч. конф. (г. Казань, ноябрь 2025 г.). — Казань : Молодой ученый, 2025. — С. 69-71. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/546/19180.


В современном образовательном пространстве, насыщенном информационными технологиями, классические литературные произведения не теряют своей актуальности, оставаясь мощным инструментом духовно-нравственного развития личности ребёнка. Сказка Петра Павловича Ершова «Конёк-Горбунок», написанная почти два века назад, продолжает оставаться любимым чтением для многих поколений. Её живой, образный язык и захватывающий сюжет легко находят отклик в сердцах младших школьников. Однако помимо развлекательной, сказка несёт в себе глубокую дидактическую функцию, представляя собой настоящую энциклопедию нравственных ценностей. За внешней простотой волшебного повествования скрываются серьёзные уроки дружбы, чести, доброты и справедливости, усвоение которых крайне важно в период становления характера ребёнка 7–10 лет.

Центральный и наиболее пронзительный мотив сказки — это дружба между Иваном и его волшебным коньком. Их отношения выходят далеко за рамки служебных. Это союз, основанный на беззаветной преданности, взаимовыручке и безусловном принятии.

Конёк-Горбунок не покидает Ивана ни в одной из трудных ситуаций. Он помогает ему не из страха или долга, а по велению сердца. Его знаменитые слова: «Что, Иванушка, невесел? Что головушку повесил?» — становятся лейтмотивом их дружбы. Конёк спасает Ивана тогда, когда все остальные от него отвернулись. Это наглядный пример того, что настоящий друг познаётся в беде.

Иван, в свою очередь, всецело доверяет своему маленькому другу. Он не пытается его перехитрить, приказать или усомниться в его советах. Эта детская, чистая вера и является залогом их успеха. В их тандеме Иван олицетворяет сердечную простоту, а Конёк — житейскую мудрость, и только вместе они составляют целостную личность, способную преодолеть любые преграды.

На первый взгляд, Иван — классический «дурак» из народных сказок. Однако его «глупость» — это лишь внешняя оболочка, за которой скрывается чистая, незамутнённая хитростью душа. Его честность проявляется в самых разных ситуациях.

Поймав кобылицу, Иван не пытается её продать или скрыть, а честно рассказывает отцу и братьям о случившемся. Он не лжёт царю, когда попадает на службу, его речь проста и прямолинейна. Иван всегда идёт прямым путём.

Испытания, которые проходит Иван, — это не только проверка на смекалку, но и проверка на честь. Даже выполняя несправедливые приказы царя, Иван не теряет своего достоинства. Кульминацией становится испытание в котле, которое герой проходит благодаря своей чистоте и правдивости. Для царя же, человека лживого и алчного, тот же котёл становится карой. Этот эпизод наглядно демонстрирует детям закономерность: добро и честь вознаграждаются, а зло и подлость наказываются.

Ершов искусно выстраивает систему персонажей, где Ивану противостоят не только мифические существа, но и братья, спальник, царь.

— Братья (Данило и Гаврило): олицетворяют зависть, лень и обман. Они пытаются присвоить себе чужие заслуги, что в итоге приводит их к позору.

— Спальник: воплощение коварства, интриганства и зависти. Его действия движимы желанием погубить того, кто лучше него.

— Царь: представляет собой образец жадности, глупости и несправедливой власти. Он пользуется своим положением, чтобы эксплуатировать Ивана.

Это противопоставление позволяет школьникам на контрасте увидеть, какие качества автор считает положительными, а какие — отрицательными. Простой крестьянский сын оказывается нравственно выше и царя, и его приближённых.

Сказка П. П. Ершова «Конёк-Горбунок» является неиссякаемым источником мудрости для младших школьников. Через увлекательный сюжет и яркие образы она мягко и ненавязчиво учит детей самым главным человеческим качествам: ценить дружбу, оставаться честным в любой ситуации, сохранять достоинство и не пасовать перед трудностями. Задача педагога — не просто прочитать с детьми увлекательную историю, а помочь им увидеть за волшебным фасадом глубокий нравственный смысл. Грамотно выстроенная работа с текстом на уроках литературного чтения позволяет использовать классическое произведение как эффективное средство формирования целостной, нравственно зрелой личности, способной отличить добро от зла и сделать в жизни правильный выбор.

Литература:

  1. Ершов, П. П. Конёк-Горбунок / П. П. Ершов.
  2. Арзамасцева, И. Н. Детская литература: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / И. Н. Арзамасцева, С. А. Николаева. — 6-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2012. — 576 с.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО). — Утверждён приказом Министерства просвещения РФ от 31.05.2021 № 286.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Похожие статьи
Возможности уроков литературного чтения в духовно-нравственном воспитании младших школьников
Нравственное воспитание младших школьников средствами произведений художественной литературы разных народов
Нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения
Сказка как транслятор ценностей
Художественная литература как средство формирования нравственных представлений дошкольников
Нравственное воспитание дошкольников средствами народной сказки
Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством восприятия художественной литературы
Духовно-нравственное развитие младшего школьника при обучении иноязычному чтению на начальном этапе
Использование русских народных сказок в развитии нравственных чувств детей
Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы в средних классах

Молодой учёный