Корпоративное управление в Российской Федерации: проблемы и перспективы | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 24 августа, печатный экземпляр отправим 28 августа.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 17. Менеджмент

Опубликовано в

LXXXVI международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, сентябрь 2024)

Дата публикации: 12.08.2024

Статья просмотрена: 8 раз

Библиографическое описание:

Гусейнова, Г. Ш. Корпоративное управление в Российской Федерации: проблемы и перспективы / Г. Ш. Гусейнова. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LXXXVI Междунар. науч. конф. (г. Казань, сентябрь 2024 г.). — Казань : Молодой ученый, 2024. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/520/18622/ (дата обращения: 16.08.2024).

Препринт статьи



В статье рассматриваются актуальные вопросы управления в корпорациях в современной России. Отмечается, что в настоящее время в России в сфере корпоративного управления достаточного много проблем, требующих решения на законодательном уровне.Российский сектор корпоративного управления сталкивается с уникальным набором вызовов, включая изменения в законодательстве, необходимость адаптации к международным стандартам, а также влияние экономических и политических санкций.

Ключевые слова: корпоративное управление, проблемы

Актуальность проблемы связана с тем, что в современном мире корпоративное управление стало одним из главных показателей успеха компаний. Корпоративное управление направлено на поддержание целостности и устранения конфликтов интересов. Также это эффективный способ повышения инвестиционной привлекательности компании и, как следствие, улучшение инвестиционного климата в стране. Подавляющее большинство инвесторов готовы платить за акции той компании, где корпоративное управление внедрено и работает, даже если текущие финансовые показатели уступают конкурентам.

Корпоративное управление представляет комплекс мер и правил, которые помогают акционерам контролировать руководство компании и влиять на менеджмент с целью максимизации прибыли и стоимости предприятия. В настоящее время корпоративное управление в России находится на этапе активного развития и модернизации 2. Недавние изменения в законодательстве и новые тенденции в управленческих практиках подчеркивают важность адаптации компаний к современным условиям для обеспечения их устойчивого роста и развития.

Эксперты отмечают следующие черты, присущие российским системам корпоративного управления:

— совмещение владения и управления одним лицом;

— слабые механизмы контроля над деятельностью фирмы (наемный руководитель подчиняется, как правило, только ведущему акционеру, а не всем акционерам);

— низкая прозрачность операций, сложность в получении информации о реальном финансовом состоянии компании, владельцах, сделках;

— использование незаконных или неэтичных методов работы: арест акций, не допуск акционеров на собрание, увод активов и т. д. 4.

Рассмотрим основные проблемы корпоративного управления в данных экономических и политических условиях.

Первая проблема. Прозрачность и раскрытие информации остаются одной из главных проблем. Низкая прозрачность финансовой отчетности и корпоративной информации затрудняет инвесторам оценку состояния компаний и снижает доверие к российскому рынку. Советы директоров часто не обладают достаточной независимостью и профессионализмом для принятия стратегических решений и надлежащего контроля за деятельностью исполнительного руководства. Права миноритарных акционеров требуют дополнительной защиты из-за ограниченного доступа к информации и участия в принятии решений. Политическая и экономическая нестабильность, а также международные санкции усложняют внедрение передовых управленческих практик и увеличивают риски.

И без того непростая ситуация осложняется до сих пор недружественной к бизнесу государственной политикой. Многим компаниям невыгодно повышать прозрачность, поскольку это делает их уязвимыми перед контролирующими органами и силовыми структурами, несмотря на то, что много было сделано на пути преодоления такой ситуации. Все еще высокий уровень коррупции сохраняет риск для акционеров лишиться собственности через вмешательство чиновников. Наблюдается большой разрыв между уровнем жизни состоятельных и малообеспеченных людей, отсюда — разница в ценностях и отношении к целям компании.

Видение решения данной проблемы. Последние изменения в законодательстве направлены на повышение прозрачности и улучшение корпоративного управления. Важное значение имеет обновление Кодекса корпоративного управления и интеграция ESG-критериев.

Роль корпоративных секретарей становится более значимой, требуя повышения их квалификации в области права, управления рисками, информационной безопасности и ESG. Включение экологических, социальных и управленческих критериев (ESG) в корпоративные стратегии способствует устойчивому развитию компаний и улучшению их репутации на международном уровне. Внедрение цифровых технологий и искусственного интеллекта в процессы корпоративного управления позволяет повысить эффективность и прозрачность управления, сократить операционные расходы и улучшить взаимодействие с акционерами 2.

Второй выявленной проблемой корпоративного управления в акционерных обществах в Российской Федерации выступает отсутствие в действующем законодательстве об акционерных обществах закрепления общественно-полезных целей в качестве обязательных дополнительных целей деятельности (наряду с основной целью — получение прибыли) для акционерных обществ с публичным участием (в частности, с участием в качестве учредителей и акционеров Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, а также муниципальных образований) 6, с.277.

В отличие от России в ряде иностранных государств созданы системы определения целей компаний с государственным участием.

В этой связи, представляется необходимым закрепить в Федеральном законе «Об акционерных обществах», а также иных федеральных законах, затрагивающих вопросы организации и функционирования акционерных обществ с публичным участием, положения о том, что данные акционерные общества в своей деятельности преследуют, помимо извлечения прибыли (как основной цели деятельности), также в качестве обязательных дополнительных целей деятельности общественно-полезные цели.

В российском законодательстве следует определить применительно к данному вопросу понятие «общественно-полезной цели», закрепить примерный их перечень, который может варьироваться в зависимости от профиля деятельности, размера, местонахождения того или иного акционерного общества. В качестве общественно-полезных целей деятельности акционерных обществ с публичным участием, в которых также имеется и значительное число миноритарных акционеров-владельцев обыкновенных акцией, могут закрепляться не только абстрактные общие цели, но и цели защиты прав и законных интересов миноритарных акционеров.

Это позволит, с одной стороны, реально защитить права и законные интересы миноритарных акционеров, что особенно актуально в условиях снижения темпов роста российской экономики.

С другой стороны, это позволит им реально влиять на процессы управления данными акционерными обществами путем включения на рассмотрения коллегиальными органами управления акционерных обществ вопросов, затрагивающих механизма обеспечения и защиты прав и законных интересов миноритарных акционеров.

Другая острая проблема — дефицит опытных менеджеров. На практике руководство фирмой часто осуществляют акционеры, которые могут действовать практически бесконтрольно, проводить сделки в личных интересах, пренебрегать финансовой политикой компании в целом, спускать большие объемы работы на подчиненных. Необходимо активнее использовать помощь бизнес — консультантов. Ведь глобальная цель корпоративного управления это, прежде всего, повышение и поддержание маржинальности бизнеса в условиях жесткой конкуренции и высокой турбулентности национальной экономики: волатильности валют, падения потребительской активности. Это переход на более высокие ступени качества менеджмента. Создание благоприятных условий для поиска оптимальных решений в любой ситуации. Такие требования выполнить сложно, если топ — менеджер пребывает внутри собственной парадигмы и не имея свежего взгляда со стороны. Поэтому в таких случаях обычно прибегают к услугам бизнес-консультантов 7.

Необходимо расширять активное взаимодействие с международными организациями и изучение передового зарубежного опыта помогает российским компаниям улучшать свои корпоративные практики и повышать профессионализм топ — менеджеров 1.

В целом можно сделать вывод, что корпоративное управление в России продолжает эволюционировать, сталкиваясь с множеством вызовов и одновременно открывая новые перспективы. Таким образом, важными направлениями развития являются повышение прозрачности, профессионализма совета директоров и интеграция современных технологий. Успешное преодоление существующих проблем и реализация новых возможностей позволит российским компаниям укрепить свои позиции на международной арене и обеспечить устойчивое развитие в долгосрочной перспективе. Ведь поддержание эффективного корпоративного управления важно не только для отдельной корпорации, но и для всей экономики страны.

Корпоративное управление должно строиться на понимании того, что долгосрочный успех компании — это результат коллективной работы, в которой участвуют не только собственники и топ-менеджеры, но также рядовые сотрудники, инвесторы, поставщики, кредиторы и другие партнеры. Взаимовыгодное сотрудничество с каждым заинтересованным лицом — и есть вклад в эффективное развитие и высокую конкурентоспособность предприятия.

Литература:

  1. Бабикова А. А., Шалягина В. А. Особенности и специфика корпоративного управления на железнодорожном транспорте / В сборнике: Теоретические и практические аспекты развития науки в современном мире. Сборник статей международной научной конференции. — Санкт-Петербург, 2023. С. 48–50.
  2. Гурина М. А. Системные вызовы четвертой промышленной революции: уберизация как новая модель бизнеса / М. А. Гурина, Ю. В. Румянцева // Вопросы инновационной экономики. — 2019. — Т. 9. — № 3. — С. 1121–1134.
  3. Пасынков М. А. Особенности модели российского корпоративного управления / М. А. Пасынков, Ю. В. Румянцева // Инновационная экономика и право. — 2023. -№ 2 (25). — С. 39–45.
  4. Орехова С. В. Российская модель корпоративного управления: эволюция, специфика, проблемы эффективности / С. В. Орехова, Л. Ш. Кудин. // Вестник Челябинского государственного университета. Экономические науки. — 2019. — № 3 (425), вып. 64. — С. 140–152.
  5. Румянцева Ю. В. Корпоративное управление: учебное пособие для всех видов занятий и организации самостоятельной работы обучающихся по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент (уровень бакалавриата) / Ю. В. Румянцева, М. А. Гурина. — Воронеж: НАУКА ЮНИПРЕСС, 2020. — 80 с.
  6. Чешин А. В. Современные проблемы и перспективы развития системы корпоративного управления в акционерных обществах / А. В. Чешин, Л. А. Спектор, М. А. Поркашян, А. А. Борисова, Е. Г. Петренко // Право и государство: теория и практика. — 2023. — № 6 (222). — С. 276–279.
  7. Эффективная система корпоративного управления: как ее построить, оценить и с какими проблемами придется столкнуться. [Электронный ресурс]. — URL: https://www.kp.ru/guide/upravlenie-kompaniei.html (Дата обращения 08.08. 2024г.).