В статье рассматривается проблема корпоративного управления в современных предпринимательских структурах строительной сферы. Раскрывается значение адаптивного механизма корпоративного управления в условиях возникновения кризисных ситуаций. Особое внимание уделено принципам организации корпоративного менеджмента в условиях кризиса.
Ключевые слова: корпоративное управление, стратегия, экономический кризис, адаптивный механизм.
Корпоративное управление часто применимо в зарубежных странах, но для России это абсолютно новый подход в управлении организацией и для многих компаний остается загадочным термином. На данный момент времени не существует четкого определения этого термина, однако значимость и развитие практики корпоративного управления все более возрастает [1].
Практический опыт корпоративного управления в России невозможно назвать эффективным, потому что он носит ситуационный характер и направлен на достижение тактических целей или используется как чрезвычайная мера, необходимая для выхода предприятия из тяжелого кризисного состояния [2].
В российской практике корпоративное управление не является управлением как таковым, так как данный процесс не предусматривает реализацию таких функций управления, как прогнозирование, планирование, эффективная организация, координация и контроль.
Реализация определенного комплекса функций корпоративного управления для перехода на инновационный путь развития экономики позволит предприятиям быстро и верно реагировать на нестандартные ситуации внешней и внутренней среды и создаст им необходимые условия для возвращения в исходное нормальное состояние.
Корпоративное управление является одним из важнейших факторов в принятии инвестиционных решений на строительном предприятии [3]. Свыше 80 % инвесторов готовы увеличивать объемы инвестирования в акции предприятий, имеющих высокий уровень качества корпоративного управления, чем в предприятия, где управление находится на низком уровне.
Корпоративное управление способствует [4]:
- повышению инвестиционной привлекательности;
- активному привлечению долгосрочных инвесторов;
- снижению стоимости кредитных ресурсов;
- росту рыночной стоимости предприятия.
В качестве особенностей технологии корпоративного управления можно отметить следующие [5]:
- динамичность и мобильность использования ресурсов, проведения изменений и внедрения инновационных программ;
- разработка и осуществление подходов по реализации управленческих решений;
- необходимость учета фактора времени в процессе управления;
- внимательная и грамотная оценка управленческих решений и выбор альтернатив поведения и дальнейшего действия;
- необходимость учета антикризисного критерия качества управленческих решений.
Эффективное корпоративное управление возможно благодаря человеческому фактору, участию в нем человека, его активности и решительности в сложных экономических условиях, заинтересованности в преодолении кризиса, понимании причин возникновения и закономерностей его протекания для поиска способов выхода из критических ситуаций [6].
В современных условиях перед российскими предприятиями возникает несколько проблем: необходимость быстрого и своевременного реагирования на нестабильную рыночную среду и важность формирования устойчивой финансовой политики и стратегии развития предприятий в условиях нестабильности, неопределенности и высокой динамичности внешней среды [7]. Поэтому возникает потребность в формировании и использовании эффективных методов управления.
Эффективные методы управления финансовой деятельностью предприятия, способы решения стратегических задач, связанных с ростом рентабельности, максимизацией прибыли и увеличением рыночной стоимости активов предприятия становятся невозможными без адаптивных механизмов управления.
Основным критерием успешного эффективного управления является способность своевременной диагностики и быстрого реагирования при появлении первых признаков кризисных ситуаций. Для достижения стабильного состояния и даже развития предприятиям необходимо использовать метод антикризисного финансового управления, который смог бы обеспечить возможность предупреждения и преодоления кризисных ситуаций и позволить предприятию стабильно функционировать на рынке [8].
Повышение эффективности управления становится возможным благодаря формированию системы, которая является адекватной рыночным механизмам и которая открывает перед предприятиями инвестиционно-строительного комплекса возможность выбора того или иного управленческого решения [9]. Для того чтобы они соответствовали современным условиям потребовалось создание инновационного инструментария формирования системы корпоративного менеджмента на строительных предприятиях.
Главной целью организации корпоративного управления является формирование такой системы управления, которая позволила бы обеспечить высокий уровень экономического развития для достижения роста компании.
В период возникновения кризисных ситуаций организация корпоративного менеджмента должна соответствовать следующим принципам [10]:
- сбалансированности всех поставленных целей и ресурсов, имеющихся на предприятии;
- оптимальности соотношения между источниками финансирования деятельности предприятия;
- управляемости рисками для их выявления и принятия своевременных решений по их смягчению и устранению;
- адекватности принятия управленческих решений для разработки различных вариантов стратегий развития строительного предприятия.
Так как внешняя среда постоянно меняется, необходимо проводить постоянный мониторинг ее возможностей и преимуществ с целью обеспечения целесообразного и эффективного выполнения функции управления предприятием. Важно отметить, что эффективность управления зависит от правильного выбора стратегии управления, который достигается путем поиска и исследования факторов внешней и внутренней среды предприятия.
В условиях ограниченных финансовых, трудовых и материальных ресурсов предприятие стремится к достижению наиболее высоких финансовых показателей, при этом, именно формирование и использование адаптивных механизмов управления поможет предприятию достичь поставленную цель [11]. В современных условиях кризис на предприятиях чаще всего вызван несоответствием финансово-хозяйственных показателей параметрам окружающей среды.
К адаптивным механизмам корпоративного управления относятся:
- быстрая реакция на изменения внутренней и внешней среды;
- поиск функциональной области применения.
Для достижения эффективных управленческих решений в условиях кризисной ситуации, на наш взгляд, необходимо соблюдение следующих основных требований, которые применимы к корпоративному управлению:
- миссия и видение предприятия должны соответствовать его стратегии;
- сбор информации, необходимой для диагностики и подготовке к принятию управленческих решений [12];
- определение и поиск факторов внутренней и внешней среды;
- анализ финансово-хозяйственного состояния предприятия и оценка полученных результатов, на основании которых можно выявить степень кризисного состояния предприятия;
- разработка стратегии для создания и завоевания устойчивой и сильной позиции на рынке;
- контроль за реализацией стратегии.
В заключении отметим, что эффективность функционирования системы корпоративного управления на строительных предприятиях достигается путем принятия оптимальных решений в условиях нестабильности и неопределенности для адаптации предприятия к внешним изменениям, которая является важнейшей функцией стратегического планирования. Собственники строительных корпораций крайне заинтересованы в эффективном и стабильном развитии предприятия, а также в совместном выживании на рынке, поэтому для достижения такого согласования нужно учитывать наличие у собственников и инвесторов своих собственных интересов и долгосрочных целей.
Литература:
1. Голубев А. А. Инновационный подход к стратегическому анализу деятельности строительных предприятий // Проблемы экономики и менеджмента. 2015. № 4 (44). С. 14–17.
2. Селютина Л. Г. Конкурентные процессы в современном строительстве // Вестник ИНЖЭКОНа. Серия: Экономика. 2013. № 1 (60). С.101–106.
3. Селютина Л. Г. Методологические основы формирования и развития системы управления процессом преобразования жилого фонда крупного города // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). 2009. № 2. С. 212–218.
4. Петров Н. В. Конкурентоспособность строительного предприятия как фактор его коммерческого успеха // Приоритетные научные направления: от теории к практике. 2015. № 16. С. 130–134.
5. Степаненко Н. П. Оценка конкурентоспособности предприятия в системе тендерных торгов // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2015 № 2 (41). С. 182–184.
6. Петрова А. В. Современные аспекты формирования инновационно-инвестиицонной стратегии развития предприятия // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2015 № 2 (41). С. 107–111.
7. Брусс Е. В. Формирование стратегии развития малого строительного бизнеса в современных условиях // Проблемы экономики и менеджмента. 2015. № 6 (46).
8. Селютина Л. Г. Формирование маркетинговых инвестиционных решений в системе управления жилищным строительством и реконструкцией жилой застройки // Вестник ИНЖЭКОНа. Серия: Экономика. 2009. Т. 28. № 1. С.5–10.
9. Селютина Л. Г. Инновационный подход к управлению инвестиционными процессами в сфере воспроизводства жилищного фонда // Современные технологии управления. 2014. № 11. С. 37–41.
10. Митягина Н. В. Управление рисками инновационной деятельности как основа устойчивого экономического развития строительного предприятия. Сборник научных трудов Sworld. 2013. т. 29. № 4. С.11–13.
11. Коваленко М. Н., Гончар А. И. Формирование управленческих решений в области модернизации производства на строительном предприятии // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 9 (36). С. 22–24.
12. Селютина Л. Г., Сушко А. И. Роль и место информации в проектировании и управлении строительством // Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития. 2014. № 17. С. 272–276.