Коррекция и снижение тревожности у детей 5–7 лет с ОВЗ через арт-терапевтические техники | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Петрова, Е. С. Коррекция и снижение тревожности у детей 5–7 лет с ОВЗ через арт-терапевтические техники / Е. С. Петрова. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LXXI Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2023 г.). — Казань : Молодой ученый, 2023. — С. 53-57. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/505/18272/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье раскрывается тема снижения тревожности посредством арт-терапевтических техник.

Ключевые слова: ОВЗ, имаготерапия, тревожность.

В наше время искусство рассматривается не только как фактор формирования и развития личности, и как эффективный способ профилактики и коррекции нарушений развития. Так, различными специалистами в области педагоги и психологии, в частности Е. Ю. Рау, Л. В. Кузнецова, Е. А. Медведева, Ю. Б. Некрасова, рассматривают вопрос об особой роли арт-терапевтических технологий, как о возможности влияния на развитие аффективно-эмоциональной, когнитивной и регуляторно-волевой сфер.

В настоящее время педагоги и родители всё чаще встречают детей, чье поведение отличается неустойчивым эмоциональным состоянием, беспокойством, неверием в себя и окружающих их людей. При этом, у детей, имеющих статус «ограниченные возможности здоровья» (далее-ОВЗ) тревожность проявляется в большей мере, чем у детей с нормативным развитием. Причинами возникновения тревожности у дошкольников 5–7 лет с ОВЗ является чувство неполноценности из-за нарушений (недостатки в физическом и (или) психическом состоянии здоровья), неуверенность в своих силах, в некоторых случаях, проявление завышенных или заниженных требований со стороны педагогов и взрослых, холодность родителей в проявлении чувств и эмоций, постоянные необоснованные и обоснованные упреки. Ребёнок начинает тревожиться из-за страха быть неправым, непонятым. В итоге снижается их жизненный потенциал, сужаются возможности полноценного общения, соответственно, тормозится их личностное развитие.

Все чаще различные виды искусства используются в качестве профилактических и коррекционных средств. Это проявляется в проработке психотравмирующей ситуации с помощью художественно-творческой деятельности, выведении переживаний, а также в создании новых позитивных переживаний, в рождении творческих способностей и возможностей их удовлетворения.

Современные психологи отмечают, что арт-терапевтические техники при работе с детьми 5–7 лет, имеющих статус ОВЗ, включают в себя следующие направления: изотерапию (воздействие средствами изобразительного искусства); библиотерапию (воздействие чтением); имаготерапию (воздействие через образ, театрализацию); музыкотерапию (воздействие через восприятие музыки); вокалотерапию (воздействие пением); кинезиотерапию (воздействие движениями).

Одним из свойств арт-терапевтических техник в решении проблемы тревожности заключается в том, что этот способ снижения тревожности отличается своей мягкостью. Так как тревожность есть переживание эмоционального свойства, то любой ребенок может принимать участие в этой деятельности. Результаты детской деятельности помогают отразить мысли и настроения детей старшего дошкольного возраста и проявить психологические отклонения в развитии.

Также необходимо отметить положительный эффект совместной детско-родительской деятельности, которая позволяет сблизиться друг с другом, вникнуть в проблемы и найти способы для их решения. Дети получают положительное психотерапевтическое воздействие, опыт взаимодействия при совместном с родителями участии в театральных постановках, играх — квестах и различных мероприятиях, проводимых в детском саду и в домашних условиях.

Согласно рекомендациям кандидата психологических наук, доцента С. В. Велиевой для более детального применения методов арт-терапии в коррекции тревожности были подобраны комплексы игр-упражнений для детей 5–7 лет С ОВЗ по имаготерапии и изотерапии:

Имаготерапия

Игра — упражнение № 1 «Светофор» направлено на формирование способности действовать по предъявленной инструкции. Участники выполняют различные действия в зависимости от цвета карточки. «Красный круг — «кричалка» (можно бегать и кричать), зеленый круг — «шепталка» (тихо ходить и шептать), жёлтый круг — «молчалка» (замереть и молчать).

Игра — упражнение № 2 «Угадай, что нарисовал мелок» формирует умение анализировать ощущения, эмоции и чувства. Воспитанники делятся на пары и поочередно рисуют на спине друг друга различные предметы. Дети должны угадать, что нарисовано.

Игра — упражнение № 3 «Мне нравится в тебе…» помогает воспитанникам описывать чувства и эмоции, которые они испытывали. Упражнение выполняется в кругу, дети держат друг друга за руки. Глядя в глаза соседа, ребёнок говорит: «Мне нравится в тебе…».. Получающий приветствие кивает головой и отвечает: «Спасибо, мне очень приятно!»

Изотерапия

Игра-упражнение № 1 «Рисование пальчиковыми красками» позволяет высказаться о результатах творческой деятельности, описывая детали и цвет рисунка, нанесенного ладонью, развивает умение рассказывать о своих эмоциях и чувствах. Детям предлагается лист бумаги, пальчиковые краски различных цветов, кисти, салфетки, стакан с водой. Воспитанникам предлагают раскрасить весь лист синей (красной, желтой, зеленой или любой другой) краской на выбор. После того, как она высохла, ребенок наносит краску на ладошку и нарисовать рыбок, бабочек, птиц и т. д.

Игра-упражнение № 2 «Полет фантазии» предполагает формирование умения комментировать свои действия, эмоции в процессе рисования. Суть заключается в том, что ребёнок рисует на листе бумаги гуашью или акварельными красками. При этом можно применять любые из доступных методов. Можно рисовать кисточками, пальцами, можно рисовать линии, точки, размазывать краску по листу ладонями, пальцами. Должен получиться рисунок, который никаким образом не соответствует общепринятым идеалам. Именно поэтому изображение не может быть «плохим» или «хорошим», «удачным» или «неудачным».

Одной из вариаций выполнения данной игры-упражнения является рисование под музыку, которая может быть как динамичной, так и спокойной и проводится в три этапа: рисование без музыки; рисование под спокойную музыку; рисование под динамичную музыку. После проведения всех трех этапов, результаты сравниваются.

В профилактической и коррекционной работе с тревожностью арт-терапевтические техники имеет особенную важность, ведь средствами именно этого вида терапии можно проследить за аффективными переживаниями личности и подавляемыми эмоциональными расстройствами, позволяет выбрать наиболее подходящие для детей с ОВЗ комплексы игр-упражнений, которые позволят проживать и нивелировать данное состояние.

Литература:

  1. Велиева, С. В. Гармонизация психических состояний у детей средствами этнокультуры/ Велиева С. В. — Чебоксары, 2019- 219 с.
  2. Киселева, М. В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе / М. В. Киселева. — Санкт-Петербург, 2018.-160 с.
  3. Прихожан, А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика / А. М. Прихожан. — Питер, 2008. — 262 с.

Ключевые слова

тревожность, ОВЗ, имаготерапия

Похожие статьи

Психологическая подготовка и поддержка ребенка при проведении БОС-терапии в урологической и неврологической практике

В статье автор исследует способы психологической подготовки и поддержки ребенка при проведении БОС-терапии.

Профилактика психоэмоционального напряжения у детей средствами арт-терапии

В статье теоретически проанализирована и доказана эффективность использования средств арт-терапии как средства профилактики психоэмоционального напряжения у детей.

Коррекция тревожности младших школьников с задержкой психического развития методами арт-терапии

В статье описана экспериментальная работа, направленная на коррекцию тревожности младших школьников с задержкой психического развития (ЗПР) методами арт-терапии.

Анализ эффективности использования релаксационных упражнений для снижения уровня личностной и ситуативной тревожности у детей 6–12 лет

Специфика когнитивной составляющей прогностической компетентности младших школьников с тяжелыми нарушениями речи

Система коррекционно-логопедической работы по стимуляции речевого развития детей четвертого года жизни с задержкой речевого развития с использованием кинезиологических приемов

В статье описаны этапы и направления работы детьми четвертого года жизни с задержкой речевого развития как с помощью традиционных средств, так и с применением кинологических упражнений.

Использование арт-терапевтических методов в работе с детьми с ОВЗ

Статья посвящена анализу особенностей применения арт-терапевтических методов в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Арт-терапевтические методы на данный момент являются одними из самых востребованных направлений в пра...

Гиперактивность у детей дошкольного возраста: причины и признаки дефицита внимания (СДВГ), рекомендации для педагогов и родителей.

В статье обсуждается проблема синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей (СДВГ), который встречается у 1 из 20 современных детей. Рассматривается вопрос поиска эффективных средств и условий для психосоциальной коррекции эмоционально-волевой...

Коррекция речи у детей дошкольного возраста в комплексе с аппаратом ДЭНС

В статье рассматривается применение динамической электростимуляции при коррекции речевых расстройств у детей с различными видами речевой патологии.

Психолого-педагогические особенности детей с псевдобульбарной дизартрией

Статья посвящена изучению психолого-педагогических особенностей детей дошкольного возраста, страдающих псевдобульбарной дизартрией, также дано описание этапов развития их сверстников без патологии.

Похожие статьи

Психологическая подготовка и поддержка ребенка при проведении БОС-терапии в урологической и неврологической практике

В статье автор исследует способы психологической подготовки и поддержки ребенка при проведении БОС-терапии.

Профилактика психоэмоционального напряжения у детей средствами арт-терапии

В статье теоретически проанализирована и доказана эффективность использования средств арт-терапии как средства профилактики психоэмоционального напряжения у детей.

Коррекция тревожности младших школьников с задержкой психического развития методами арт-терапии

В статье описана экспериментальная работа, направленная на коррекцию тревожности младших школьников с задержкой психического развития (ЗПР) методами арт-терапии.

Анализ эффективности использования релаксационных упражнений для снижения уровня личностной и ситуативной тревожности у детей 6–12 лет

Специфика когнитивной составляющей прогностической компетентности младших школьников с тяжелыми нарушениями речи

Система коррекционно-логопедической работы по стимуляции речевого развития детей четвертого года жизни с задержкой речевого развития с использованием кинезиологических приемов

В статье описаны этапы и направления работы детьми четвертого года жизни с задержкой речевого развития как с помощью традиционных средств, так и с применением кинологических упражнений.

Использование арт-терапевтических методов в работе с детьми с ОВЗ

Статья посвящена анализу особенностей применения арт-терапевтических методов в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Арт-терапевтические методы на данный момент являются одними из самых востребованных направлений в пра...

Гиперактивность у детей дошкольного возраста: причины и признаки дефицита внимания (СДВГ), рекомендации для педагогов и родителей.

В статье обсуждается проблема синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей (СДВГ), который встречается у 1 из 20 современных детей. Рассматривается вопрос поиска эффективных средств и условий для психосоциальной коррекции эмоционально-волевой...

Коррекция речи у детей дошкольного возраста в комплексе с аппаратом ДЭНС

В статье рассматривается применение динамической электростимуляции при коррекции речевых расстройств у детей с различными видами речевой патологии.

Психолого-педагогические особенности детей с псевдобульбарной дизартрией

Статья посвящена изучению психолого-педагогических особенностей детей дошкольного возраста, страдающих псевдобульбарной дизартрией, также дано описание этапов развития их сверстников без патологии.