В статье рассматривается применение динамической электростимуляции при коррекции речевых расстройств у детей с различными видами речевой патологии.
Ключевые слова: Дэнс-терапия, речевые патологии, коррекционная работа.
Хорошо развитая речь ребенка дошкольного возраста является важным условием успешного обучения в школе.Чем богаче и правильнее речь ребенка,тем легче ему высказывать свои мысли, тем полноценнее будут взаимоотношения с детьми и взрослыми. Работая логопедом уже ни один год, наблюдаю, что детей с различной речевой патологией не становится меньше. И актуальность этой проблемы стимулирует постоянный поиск новых идей и технологий, позволяющих оптимизировать коррекционную логопедическую работу. В последнее время в своей практической работе все больше и больше логопеды используют новейшие нетрадиционные технологии: логопедический массаж,массаж языка, аурикулотерапия, японская методика пальцевого массажа, су-джок терапия, фитотерапия, ароматерапия, музыкотерапия, литотерапия, имаготерапия и т. д.
Все эти методики по-своему полезны и эффективны.Многими логопедами приемлемы и введены в коррекционную работу.
Я также в свою коррекционную работу старалась вносить какие-то новшества, шагать в ногу со временем новых логопедических технологий.
Как-то очень давно прочла статью «Применение Динамической Элетростимуляции в логопедической практике» где описывался опыт врачей Н. А. Черлина, С. Н. Зиборова, Н. А. Коршунова Л. В. Порицкая. Это Московская областная психоневрологическая больница для детей с поражением ЦНС и нарушением психики. Где уже с 2004года в МОДПНБ аппараты ДЭНС использовались в логопедической практике и являлись гармоничным продолжением применения физиотерапевтических методик. Синусоидальные модулированные точки для лечения больных дизартрией при детских церебральных параличах.Эта методика была разработанная врачом,неврологом Л. А. Щербаковой (1982г),где ДЭНС внедрена в систему коррекционной работы как дополнительное средство воздействия и стимуляции речедвигательных зон у детей с неврологической патологией
Из дополнительных источников выяснила, что метод одобрен Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития(РУ № ФС-2005/004от 4 марта 2005г). ДЭНС разрешена к использованию врачами и педагогами прошедшим курс обучения и интегрирована в систему практической логопедии в условиях лечебных, профилактических,образовательных учреждениях. Таким образом узнала, что методика ДЭНС может приемлема и в логопедической работе.Дополнительную информацию получила в школе ДЭНС,где прошла дополнительное обучение и в сентябре 2012 году приобрела аппарат ДЭНС. Интересными и полезными для меня были передачи с Еленой Малышевой, где проходила презентация ДЭНС-терапия и аппаратов ДЭНАС по первому каналу(2013г)Выступление доктора медицинских наук А. Ф. Лаврукова Уральского НИИ им. Чикалина и врача-консультанта О. Н. Рубцовой.
Не скрою,конечно,я с большой осторожностью стала применять динамическую электростимуляцию в начале только в кругу своих близких людей, и только предварительно консультируясь с врачом ДЭНС-терапевтом. Так как изучая, работу ДЭНС знала,что существуют противопоказания к применению аппарата ДЭНС, они указаны в рекомендациях.
Первые мои успехи были в коррекции с аппаратом ДЭНС с моим внуком в 2014году. В возрасте 4,5 года я стала работать в комплексе над звукопроизношением и достаточно быстро устранили межзубное произношение, успешно отработали шипящие и сонорные и ввели в речь. Мальчик сейчас успешно учится в третьем классе.
Более 20 лет я проработала на группах с детьми с тяжелыми нарушениями речи и задержкой речи. Но трудности как и у всех моих коллег возникали, даже имея не малый опыт в коррекционной работе.
На консультациях,собраниях родителям тех детей,кому,по моему мнению, мог помочь метод ДЭНС старалась довести информацию о значимости этой методики,которая уже не один год существует в практике.Динамическая электростимулирующая терапия(ДЭНС) зарегистрирована в Министерстве здравоохранения РФ,как метод профилактики, диагностики и лечения он многофункционален, эффективен и абсолютно безопасен. Те дети,которые проходили коррекцию совместно с ДЭНС,только с согласия родителей,конечно,достигали наиболее высоких результатов,чем другая подгруппа,к которой не применялась эта методика.
Карта наблюдений
1. Фонематическое восприятие
2. Артикуляционная моторика
3. Звукопроизношение
4. Звуко-слоговая структура
5. Граммстрой
6. Словарь, словообразование
Саша, 5 лет Речь была понятна только близким. Грубое нарушение темпа и ритма речи. Дефекты произношения небных звуков –каппацизм, гаммацизм. Нарушение свистящих,шипящих,сонорных звуков. Нарушение фонематического восприятия, нарушение слоговой структуры связной речи.Через год коррекционной работы совместно с ДЭНС три курса по 14 сеансов с положительной динамикой, речь в норме.
Андрюша -6 лет с общим недоразвитием речи 3 уровня, Значительные нарушения артикуляционной моторики.Мышечный тонус понижен. Мальчик часто болеющий, из-за частых пропусков работа каждый раз начиналась заново. В течение четырех месяцев ставились и автоматизировались звуки. Положительной динамики не наблюдалось. С согласия родителей, решила включить в коррекцию методику ДЭНС. После нескольких занятий появился звуки верхнего подъема Ш,Ж. Быстро прошла автоматизация. Были поставлены отсутствующие звуки и успешно введены в речь.
Карта наблюдений
1. Фонематическое восприятие
2. Артикуляционная моторика
3. Звукопроизношение
4. Звуко-слоговая структура
5. Граммстрой
6. Словарь, словообразование
Хочу отметить, данный аппарат является эффективным и полезным инструментом в руках логопеда. Но применение данного метода нельзя рассматривать самостоятельным. Его использование,скорее всего,служит для создания благоприятного эмоционального фона,что улучшает эффективность коррекционного воздействия.
В комплексной коррекционной работе с детьми с диагнозом дизартрия предпочтение отдается речевым зонам и зонам универсальной направленности. К ним относится зона языка и специальные речевые зоны.
Коррекционные занятия в комплексе с аппаратом проводились в утренние часы на протяжении 10 дней.Зоны языка обрабатывались 30–40 секунд 1 раз в день в постоянном режиме, продолжительностью воздействия на каждый участок кожи определяла в соответствии с инструкцией. Курс лечебных процедур в среднем составил 10–14 сеансов.Но так как дети,это не взрослые, им не всегда понятно, что это за машинка соприкасается с телом ребенка.Старалась обыгрывать с речевым сопровождением:
—Пролетел веселый жук-ЖЖЖЖЖЖ.
Зазвенел комарик вдруг ЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗ.
Ветер ветки раскачал-УУУУУУУ.
Шарик тоже зарычал РРРРРР.
Зашумел в воде камыш ШШШШШ.
И опять настала тишь –ШШШШ.
ШШШШШ-шуршит опавший лист,
ССССС -змеиный слышен свист,
ЖЖЖЖЖ-шмели в саду жужжат.
РРРРРРР -моторы тарахтят.
Автомобиль гудит — ВВВВ.
А мотор ревет -РРРРР.
Прокатится всех зовет-ТРРРР.
Паровозик-ЧЧЧЧЧ-ЧУ
В дом свой улетай,пчела-ЗЗЗЗЗ.
Первый мед принесла-ЗЗЗЗЗ
ВВВВ-гудит автомашина.
ССССС-прокол спустилась шина.
При этом ребенок слышит постоянно правильную речь –это еще один плюс в коррекционной работе.
Таким образом ДЭНС в логопедической практике дает укорочение сроков работы,облегчает постановку и автоматизацию звуков,особенно детей с дизартрией. Метод ДЭНС прост и эффективен.Он дает возможность целенаправленно воздействовать на пораженные участки артикуляционных органов,активизируя и восстанавливая их деятельность. Нормализация звукопроизношения проходит быстрее.На основании достигнувших результатов, за столь короткий срок можно говорить о целесообразности применения метода в качестве дополнительного средства в системе логопедической практики. Существуют определенные приемы в методике ДЭНС при коррекции звукопроизношения. При паретичности мышц рекомендовано использовать частоту 77 Гц,при спастичности -10Гц,для поиска триггерных,проблемных зон применять режим МЭД или Скрининг,для иммунных зон-10–20 Гц или низкие запрограммированные частоты аппарата ДиаДЭНС-ПКМ. Зоны аппаратного воздействия: язык, круговая мышца рта, подчелюстная зона, ее называют — зона косынки, шейное кольцо, зона яремной ямки, тригеминальная зона — зона выхода на лице ветвей тройничного нерва За один сеанс возможно обрабатывать 3 зоны: универсальную в ШВЗ они осуществляют общую связь с ЦНС.Вторую специальную — речевую. И в заключении воздействуем на иммунную зону — вырабатываем иммунитет у часто болеющих детей. А все речевые дети -это дети соматически ослабленные.
Технология ДЭНАС используется уже далеко не первый год. Практика с применением аппаратов в логопедии многими моими коллегами, кто использует эту методику, показывает положительные результаты за более короткие сроки коррекционной работы.
Литература:
- Н. А. Коршунова,Л. В. Порицкая. Применение динамической электростимуляции в логопедической практике. [Логопед 2007 № 4 С.27–31.]
- А. А. Смирнова. А. Н. Горнова Е. А. Кобяльковская К вопросу возможности эффективного применения метода динамической электронейростимуляции в формировании и исправлении произносительной стороны речи у детей с минимальными дизартрическими расстройствами [Рефлексотерапия 2007 № 1 С 48–51]
- А. В. Перцев,В. В. Малахов.ДЭНАС и новая философия медецины. Журнал «Академический вестник» Международная академия фундаментального образования. [СПб-Екатеренбург 2004-С.30–32.]
- Ю. Черемхин,А. А. Власов,Т. В. Нехорошева, Р. С. Леер тез. X Международная конференция «АСВОМЕД: Современные технологии восстановительной медицины» [Сочи,2008г-С.272–273]
- Н. И. Аношкина Использование аппарата ДЭНАС в работе логопеда Динамическая электронейростимуляция.Новый виток спирали познания:СБ.мат.международ.мед. симпозиума «ДЭНАС МС» [Екатеринбург,2005г-С.188–190]