Методы и приёмы работы с детьми с задержкой развития речи в период адаптации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №32 (374) август 2021 г.

Дата публикации: 06.08.2021

Статья просмотрена: 148 раз

Библиографическое описание:

Гордышова, В. Э. Методы и приёмы работы с детьми с задержкой развития речи в период адаптации / В. Э. Гордышова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 32 (374). — С. 77-78. — URL: https://moluch.ru/archive/374/83483/ (дата обращения: 16.12.2024).



В последние годы родители и педагоги наблюдают задержку речевого развития у младших дошкольников. Дети поздно начинают говорить, делают это мало и плохо, их речь бедна и примитивна.

Проблема стоит очень остро, ведь речь — наиболее совершенная форма общения, присущая только человеку, это главное средство связи между ребенком и окружающим миром. Кроме того, общение — это важнейшая составляющая нервно — психического развития маленького человека, формирование которой происходит именно в раннем возрасте. От того, насколько качественно она будет сформирована зависит социальная и школьная адаптация во все последующие периоды становления личности. Выявление нарушений в речевой и познавательной сферах, своевременная их корректировка будет способствовать успешному обучению и адаптации малыша в дальнейшем.

Специальная логопедическая помощь нужна практически в каждой группе детского сада, поэтому в настоящее время отмечается заметный прогресс в развитии логопедии: изучаются особенности доречевого развития детей с органическими поражениями ЦНС, определяются критерии ранней диагностики и прогноза речевых нарушений, развиваются приёмы и методы превентивной (предупреждающей развитие дефекта) логопедии. Все эти направления исследований значительно расширили и повысили эффективность коррекционной логопедической работы.

Речь — это сложная функция, и развитие её зависит от многих факторов. Большую роль здесь играет влияние окружающих: ребенок учится говорить на примере услышанных монологов и диалогов родителей, педагогов, друзей. Очень важно, чтобы дошкольник с раннего возраста слышал правильную отчетливо звучащую речь, на примере которой формируется его собственная.

Проведя педагогическую диагностику (по программе нашего детского сада Приложение 1) уровня развития речи детей второй младшей группы № 4 в начале учебного года, мною было выявлено трое детей с ЗРР. Эти дети понимают обращение к ним, но затрудняются в оформлении предложений, помогают себе жестами, используют слова-заменители. От пересказа сказок, сюжетов отказываются. Они не желают вступать в общение со сверстниками, участвовать в общих играх, возможно потому, что не владеют формами речевого общения. У одного ребенка наблюдалось отсутствие речи, мысли он выражает звуками и жестами.

После диагностики был разработан план работы с данными детьми с целью корректировки и помощи, который основывался на рабочей программе нашего детского сада.

В план работы по речевому развитию у детей с ЗРР входили:

Работа с родителями:

— Беседа по результатам диагностики;

— Консультация по речевым играм;

— Рекомендации по домашнему чтению;

— Предложение обратиться к специалистам (логопед, невролог, психолог)

— Игры на развитие экспрессивной речи (Приложение 1),

— Упражнения на развитие общей моторики — движений рук и ног, поворотов головы, наклонов туловища, учим ребёнка выслушивать и запоминать задания, а затем выполнять их. Игры: “Мишка косолапый”, “Дерево на ветру”, “Зайка серенький сидит”. (Приложение 2) Наблюдая за животными и птицам, можно предложить малышу повторить их движения — как ходит мишка, кошка, собачка, прыгает зайка, лягушка, летают птички. Таким образом, целенаправленный, систематический курс двигательных упражнений, игр, заданий в сочетании с сопровождающим эти движения текстом является мощным, а главное, естественным средством формирования речевых функций.

— Игры и упражнения на развитие мелкой моторики .

Движение пальцев и кистей рук имеет особое развивающее значение. Простые движения кистей рук, пальцев помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит, развить речь ребенка. Например, использование:

— пальчиковой гимнастики. С помощью стихотворного ритма совершенствовать произношение, отрабатывать определенный темп речи, развивать речевой слух (Приложение 3)

— пальчиковых игр с музыкальным сопровождением: “Стульчик”, “Зайка”, “Солнышко»;

— игр с предметами: пирамидки, кубики, мозаика, закрепление на липучках, застегивание пуговиц, подушка с пуговицами. Игры: с карандашами, грецкими орехами, крупой, песком, водой, тестом, пластилином, “Пальчиковый бассейн”, “Пальчиковый театр”, “Шнуровки”, складывание матрешек. Для развития мелкой моторики мять руками бумагу, салфетки, поролоновые шарики, резиновые мячики, пищащие игрушки.

— Игры на развитие слухового восприятия, на развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического слуха. Например, упражнения с музыкальными инструментами: бубен, колокольчик, погремушка, металлофон, барабан (Приложение 4).

— Игры со “звуковыми коробочками”, наполненными различным содержимым (крупой, горохом, фасолью и т. д.).

На время выходных от сада дней родителям были предложены задания:

Например:

  1. Прочитать с ребёнком сказку «Репка» с последующей беседой по содержанию,
  2. Разучить пальчиковую гимнастику «Сорока-ворона», активно добиваясь четкого проговаривания всех слов,
  3. Составить ребёнку компанию в игре «Прищепки», эмоционально поддерживая малыша в проговаривании выполняемых действий.

После выходных в течение дня прорабатываю с ребёнком домашние задание и замечаю, какие из них получаются хорошо, а чему еще нужно уделить дополнительное время.

Промежуточные результаты диагностики показали положительную динамику у двух детей из трех: это те воспитанники, чьи родители приняли во внимание все рекомендации и подключили к моей работе дополнительных специалистов. Эти дети начали оформлять предложения, используя простые предложения, научились пересказывать короткие рассказы и сказки по опорным вопросам.

У одного ребёнка, к сожалению, положительные результаты пока не наблюдаются. А это значит, что к этому ребёнку нужен индивидуальный подход. Работа с родителями и ребенком продолжается. Были даны рекомендации о посещении профильных врачей и логопеда.

В завершение хотелось подчеркнуть, что значительный процент речевых нарушений проявляется в дошкольном возрасте, так как этот возраст является сензитивным периодом развития речи. Своевременное выявление способствует более быстрому их устранению, предупреждает отрицательное влияние речевых расстройств на формирование личности и на все психическое развитие ребенка. Поэтому я считаю, что данная работа очень важна и я ее буду продолжать.

Основные термины (генерируются автоматически): Игра, ребенок, детский сад, мелкая моторика, план работы, Приложение, развитие, ранний возраст, речевое развитие, родитель.


Похожие статьи

Особенности применения дидактических игр в работе с детьми с задержкой психического развития

Мнемотехнические формы и приёмы работы с детьми с ментальными нарушениями

Методические основы формирования орфографических умений у учащихся с нарушениями психического развития в младшем школьном возрасте

Методы обучения, направленные на познавательную деятельность при работе с детьми ЗПР, для учителей математики

Методы, приёмы и условия, направленные на развитие эмоциональной сферы обучающихся младшего школьного возраста

Методические приемы по ускорению формирования навыков чтения в начальной школе

Развитие и коррекция двигательной активности у умственно отсталых детей при помощи гимнастических упражнений

Формы и методы работы с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения слуха после кохлеарной имплантации

Методика работы по развитию представлений о форме у детей младшего дошкольного возраста

Специфика логопедической работы с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата

Похожие статьи

Особенности применения дидактических игр в работе с детьми с задержкой психического развития

Мнемотехнические формы и приёмы работы с детьми с ментальными нарушениями

Методические основы формирования орфографических умений у учащихся с нарушениями психического развития в младшем школьном возрасте

Методы обучения, направленные на познавательную деятельность при работе с детьми ЗПР, для учителей математики

Методы, приёмы и условия, направленные на развитие эмоциональной сферы обучающихся младшего школьного возраста

Методические приемы по ускорению формирования навыков чтения в начальной школе

Развитие и коррекция двигательной активности у умственно отсталых детей при помощи гимнастических упражнений

Формы и методы работы с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения слуха после кохлеарной имплантации

Методика работы по развитию представлений о форме у детей младшего дошкольного возраста

Специфика логопедической работы с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата

Задать вопрос