Психологическая работа как составная часть морально-психологического обеспечения деятельности государственной службы
Автор: Фатеева Виктория Владимировна
Научный руководитель: Чекина Лариса Федоровна
Рубрика: 23. Психология
Опубликовано в
LXIX международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, ноябрь 2023)
Дата публикации: 17.11.2023
Статья просмотрена: 114 раз
Библиографическое описание:
Фатеева, В. В. Психологическая работа как составная часть морально-психологического обеспечения деятельности государственной службы / В. В. Фатеева. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LXIX Междунар. науч. конф. (г. Казань, ноябрь 2023 г.). — Казань : Молодой ученый, 2023. — С. 60-64. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/503/18240/ (дата обращения: 22.12.2024).
В статье рассматривается роль и значение работы по психологическому просвещению в рамках повышения устойчивости к стрессорам в профессиональной деятельности государственных служащих (военнослужащих).
Ключевые слова: профессиональный стресс , психологическое просвещение, государственный служащий.
Психологическая работа в структуре государственной службы представляет собой комплекс мероприятий, который проводится в рамках поддержания психологической устойчивости личного состава и сохранению психического здоровья военнослужащих, членов их семей, а также гражданского персонала.
Стресс в профессиональной деятельности государственных служащих (военнослужащих) может быть вызван сочетанием ряда условий неблагоприятного характера. Данные условия представляют собой многообразие факторов макросреды и микросреды, которые оказывают влияние на работоспособность и здоровье сотрудника в процессе выполнения служебных задач. Отличительной чертой деятельности является достаточно высокий уровень нервного и психического напряжения, ведь такой вид деятельности, как государственная служба, требует выполнения конкретных требований и соблюдения строгих норм дисциплины труда. Государственная служба накладывает определенную ответственность за принятие решений в минимальные сроки, что не может не отражаться на психологическом состоянии сотрудников.
В структуре государственной службы присутствует развернутая система психологического обеспечения служебной деятельности, организованная тем или иным образом.
На местах в целях обеспечения задач психологической службы и соблюдения функций по реализации морально-психологической поддержки служебной деятельности предусмотрены группы психологической работы, которые представлены штатными психологами.
Практический психолог это, прежде всего человек со своим профессиональным и жизненным опытом, трудовая деятельность которого направлена на выявление и помощь в решении проблемных вопросов других людей. Круг проблемных вопросов ограничивается той сферой, в которой психолог работает. Если это государственная гражданская организация, то проблемные вопросы, которые будет решать практический психолог в своей профессиональной деятельности, будет довольно сильно отличаться от специфики вопросов, которые возникают в процессе его работы в военной структуре. Однако принципы, на которых основывается работа психолога в любой сфере деятельности, будут одинаковы:
– уважение достоинства, прав и свобод личности;
– принцип компетентности;
– принцип ответственности;
– принцип честности.
Среди основных направлений деятельности практического психолога государственной службы можно выделить такие как:
– психопрофилактическая работа (своевременное предупреждение возможных нарушений психосоматического и психического здоровья);
– психодиагностическая работа (исследование, анализ и оценка индивидуальных психологических особенностей человека);
– развивающая и психокоррекционная работа (психическое развитие и личности, реализации возрастных и индивидуальных возможностей);
– консультативная работа (психологическое консультирование по различным вопросам);
– психологическое просвещение (совокупность методов, средств по информированию лиц, заинтересованных в психологических знаниях в той или иной сфере);
– психологическая реабилитация (психологическое сопровождение).
Таким образом, круг задач, которые выполняет психолог в данной структуре, довольно обширен. Среди них особое место занимает психологическое просвещение личного состава, гражданского персонала и членов семей.
Просветительская деятельность представляет собой вариацию неформального образования и включает в себя комплекс мероприятий по пропаганде психологических сведений, формирующих знания и мировоззрение у человека в данной сфере [3].
Просветительская деятельность может выполнять различные функции и задачи.
Так, в целях углубления и расширения познаний государственных служащих в психологической сфере просвещение выполняет образовательную и информационную функцию.
В рамках лучшего восприятия и понимания проблематики психологического здоровья осуществляется разъяснительная функция. Консультативный характер носит информация о распространении функциональных знаний в области психологии, необходимых государственным служащим при борьбе со стрессорами в служебной деятельности и повседневной жизни [1,2].
Своевременное и грамотное психологическое просвещение государственных служащих (военнослужащих) может способствовать предотвращению негативных последствий воздействия регулярных стрессоров в их профессиональной деятельности и тем самым улучшить эффективность и результативность выполнения служебных обязанностей.
Так, важно с учетом имеющихся профессиональных знаний своевременно создать необходимые условия, предотвратить неблагоприятные последствия и сохранить психологическое здоровье личности.
Именно поэтому, достижение целей психологического просвещения осуществляется благодаря умелым и профессиональным действиям практического психолога.
Литература:
- Костригин А. А. Актуальные вопросы распространения специальных знаний из области педагогики, психологии, медицины и социологии срединаселения: новые вызовы / А. А. Костригин, Т. М. Хусяинов, Л. Ф. Чупров // Наука. Мысль. — 2015. — No 5. — С. 17–24.
- Пахальян В. Э. Психологическое просвещение в контексте проблем отече-ственной практической психологии / В. Э. Пахальян // Вестник практическойпсихологии образования. — 2016. — Т. 13, No 4.- С. 32–42.
- Симатова О. Б. Психолого-педагогическое просвещение: актуальные проблемы / О. Б. Симатова. — 2-е изд., испр. — Санкт-Петербург: Лань, 2023. — 120 с. — ISBN 978–5–507–45392–4. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/302831 (дата обращения: 16.11.2023).
Похожие статьи
Профилактика стресса молодых специалистов в школе
Данная статья посвящена изучению проблем профилактики профессионального стресса молодых педагогов. В работе рассматриваются причины стресса молодого учителя и основные формы работы по профилактике стресса.
Физическая подготовка как мощный фактор повышения морально-психологической устойчивости
В данной статье авторы рассматривают влияние физической подготовки на развитие морально-психологической устойчивости при обучении военнослужащих.
Влияние стресса на профессиональное здоровье военнослужащих: актуальные вопросы теории
В статье анализируются понятие стресса и его влияния на человека, рассматриваются понятие и структура профессионального здоровья в общетеоретическом понимании. Отмечаются виды прохождения военной службы, особенности влияния стресса на военнослужащих ...
Психологическое сопровождение профессиональной деформации личности сотрудника уголовно-исправительного учреждения
В статье проводится теоретический анализ проблемы психологического сопровождения профессиональной деформации сотрудников уголовно-исправительных учреждений.
Влияние психологической совместимости сотрудников на социально-психологический климат в коллективе
В статье анализируются вопросы влияния психологической совместимости работников на морально-психологический климат в коллективе. Рассматривается необходимость предварительного психологического обследования работников перед проведением кадровых расста...
Педагогическое взаимодействие в структуре профессиональной деформации
В статье рассматривается феномен профессиональной деформации педагогических работников общего образования. Обсуждается детерминанта педагогического общения в структуре профессиональной деформации педагогов.
Актуальность проблемы психологического сопровождения развития личности студента в условиях психологической службы вуза
В статье поднимается проблема психологического сопровождения развития личности студента в условиях психологической службы вуза. Проанализировано понятие психологического сопровождения, выделены основные задачи, формы и направления его осуществления в...
Роль ценностей образовательной среды военного института в процессе адаптации учащихся первого курса
Проблема адаптации человека к условиям жизненной среды уже длительное время является одним из направлений теоретических и прикладных исследований многих наук, в том числе и различных отраслей педагогики. Особый интерес к данной проблеме вытекает из ...
Психологическое благополучие педагогов как предмет психологических исследований
В статье проанализированы исследования, направленные на изучение различных аспектов психологического благополучия личности. Определенны личностные детерминанты психологического благополучия педагогов.
Планирование и контроль как главные инструменты обеспечения эффективности учебно-воспитательной работы в школе
Целью работы является обоснование важности планирования и контроля в обеспечении эффективности учебно-воспитательного процесса. Методами исследования являются изучение научной литературы по заданной проблеме, а также анализ практического отечественно...
Похожие статьи
Профилактика стресса молодых специалистов в школе
Данная статья посвящена изучению проблем профилактики профессионального стресса молодых педагогов. В работе рассматриваются причины стресса молодого учителя и основные формы работы по профилактике стресса.
Физическая подготовка как мощный фактор повышения морально-психологической устойчивости
В данной статье авторы рассматривают влияние физической подготовки на развитие морально-психологической устойчивости при обучении военнослужащих.
Влияние стресса на профессиональное здоровье военнослужащих: актуальные вопросы теории
В статье анализируются понятие стресса и его влияния на человека, рассматриваются понятие и структура профессионального здоровья в общетеоретическом понимании. Отмечаются виды прохождения военной службы, особенности влияния стресса на военнослужащих ...
Психологическое сопровождение профессиональной деформации личности сотрудника уголовно-исправительного учреждения
В статье проводится теоретический анализ проблемы психологического сопровождения профессиональной деформации сотрудников уголовно-исправительных учреждений.
Влияние психологической совместимости сотрудников на социально-психологический климат в коллективе
В статье анализируются вопросы влияния психологической совместимости работников на морально-психологический климат в коллективе. Рассматривается необходимость предварительного психологического обследования работников перед проведением кадровых расста...
Педагогическое взаимодействие в структуре профессиональной деформации
В статье рассматривается феномен профессиональной деформации педагогических работников общего образования. Обсуждается детерминанта педагогического общения в структуре профессиональной деформации педагогов.
Актуальность проблемы психологического сопровождения развития личности студента в условиях психологической службы вуза
В статье поднимается проблема психологического сопровождения развития личности студента в условиях психологической службы вуза. Проанализировано понятие психологического сопровождения, выделены основные задачи, формы и направления его осуществления в...
Роль ценностей образовательной среды военного института в процессе адаптации учащихся первого курса
Проблема адаптации человека к условиям жизненной среды уже длительное время является одним из направлений теоретических и прикладных исследований многих наук, в том числе и различных отраслей педагогики. Особый интерес к данной проблеме вытекает из ...
Психологическое благополучие педагогов как предмет психологических исследований
В статье проанализированы исследования, направленные на изучение различных аспектов психологического благополучия личности. Определенны личностные детерминанты психологического благополучия педагогов.
Планирование и контроль как главные инструменты обеспечения эффективности учебно-воспитательной работы в школе
Целью работы является обоснование важности планирования и контроля в обеспечении эффективности учебно-воспитательного процесса. Методами исследования являются изучение научной литературы по заданной проблеме, а также анализ практического отечественно...