Анализ результатов геодезического мониторинга устойчивости линейных опор канатно-кресельной дороги
Авторы: Олексюк Наталья Игоревна, Байгурин Жаксыбек Джакупбекович
Рубрика: 7. Технические науки
Опубликовано в
LXV международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, сентябрь 2023)
Дата публикации: 21.09.2023
Статья просмотрена: 59 раз
Библиографическое описание:
Олексюк, Н. И. Анализ результатов геодезического мониторинга устойчивости линейных опор канатно-кресельной дороги / Н. И. Олексюк, Ж. Д. Байгурин. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LXV Междунар. науч. конф. (г. Казань, сентябрь 2023 г.). — Казань : Молодой ученый, 2023. — С. 12-18. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/499/18158/ (дата обращения: 22.12.2024).
В статье обсуждается вопрос геодезического мониторинга линейных опор канатно-кресельной дороги, выполняется анализ данных, полученных при проведении 4 циклов измерений, рассматривается проблема водной эрозии, встречающейся на обследуемом горном склоне, проводится сравнение результатов мониторинга с допустимыми отклонениями, установленными нормативно-технической документацией, приводятся причины возникновения деформаций на исследуемом объекте.
Ключевые слова: геодезический мониторинг, деформации, канатная дорога, анкера, роликовые балансиры, металлоконструкции, грунтовый массив, вертикальные перемещения, горизонтальные смещения, крены.
Целью данной работы является анализ устойчивости конструктивных элементов линейных опор пассажирской канатно-кресельной дороги на основе проведенного геодезического мониторинга.
Объект исследования расположен в нижней части ущелья Ой-Карагай на территории Иле-Алатауского государственного национального природного парка.
Актуальность темы исследования заключается в особенностях геологического строения и гидрогеологических условий местности:
- Местоположение объекта характеризуется повышенной сейсмической, селевой и оползневой опасностью, возникновением водной эрозии.
- Залегание грунтовых вод в районе нижней приводной станции и опоры № 1 на глубине от 2,8 до 4,8 м.
- Согласно геолого-литологическому строению исследуемой площадки в геологическом строении района принимают участие аллювиально-пролювиальные отложения, представленные карбонатизированными суглинками, относящимися к просадочным грунтам, порфировидными гранитами и гравийно-галечниковым грунтом.
На рисунке 1 приведен пример водно-эрозионного рельефа, встречающегося на исследуемой территории, причиной возникновения которого является результат воздействия таких природных факторов, как дождевые и талые стоки воды.
Рис. 1. Пример проявления водной эрозии на горнолыжном склоне в пределах изучаемой территории
Регулярные наблюдения проводились за следующими элементами исследуемого объекта: подземная часть сооружения, металлоконструкции, грунтовый массив вокруг каждой из опор.
К подземным частям сооружения относятся фундамент, бетонная стойка (стакан) и анкерные закрепления (болты). В связи с тем, что фундамент был засыпан в период строительства, отслеживания деформационных процессов подземной части сооружения проводились по анкерным болтам.
Подземная часть исследуемого объекта наблюдается на наличие горизонтальных и вертикальных перемещений геодезическими методами наблюдений.
Следующими конструктивными элементами сооружения являются металлические опоры с роликовыми балансирами. При этом металлические опоры исследуются на наличие кренов, а роликовые балансиры — на отклонения относительно главной оси сооружения. Наблюдения проводятся геодезическим методом.
Последним контролируемым параметром является грунтовый массив. Наблюдения проводятся за развитием эрозионных процессов на склоне, обусловленных воздействием климатических, физико-географических и инженерно-геологических факторов, визуальным методом исследования.
Программа геодезического мониторинга, включающая в себя описание методов и средств наблюдений, точности и периодичности измерений, описана в [1].
По результатам проделанной работы получены итоги наблюдений, представленные в виде таблиц 1, 2, 3, 4.
Формулы для расчета абсолютных и средних осадок (1, 2):
, (1)
, (2)
где Hi — отметка точки в i-ом цикле наблюдений,
H0 — отметка точки в нулевом цикле наблюдений,
n — количество циклов измерений.
Формула для расчета горизонтальных перемещений (3):
(3)
Формула для вычисления продольного и поперечного кренов в угловой мере (4):
(4)
где q — сдвиг марки относительно продольной оси сооружения для вычисления продольного крена, относительно поперечной оси — для вычисления поперечного крена;
Hоп — высота опоры.
Таблица 1
Вертикальные и горизонтальные перемещения анкерных болтов
№ опоры |
Вертикальные перемещения, мм |
Горизонтальные перемещения, мм |
||||
S max |
S min |
S ср |
Q max |
Q min |
Q ср |
|
1 |
1,2 |
0,5 |
0,85 |
2,5 |
1,3 |
1,8 |
2 |
1,0 |
0,1 |
0,58 |
5,0 |
3,2 |
4,1 |
3 |
1,8 |
1,0 |
1,45 |
3,6 |
1,9 |
2,9 |
4 |
2,0 |
1,8 |
1,93 |
5,0 |
0,5 |
2,8 |
5 |
0,4 |
0,2 |
0,30 |
4,3 |
0,7 |
3,3 |
6 |
1,3 |
1,0 |
1,15 |
2,3 |
1,5 |
2,0 |
7 |
0,9 |
0,8 |
0,88 |
3,9 |
2,3 |
3,1 |
Таблица 2
Отклонения балансиров относительно главной оси канатной дороги
№ опоры |
q max , мм |
q min , мм |
q ср , мм |
1 |
9,0 |
3,5 |
6,2 |
2 |
9,8 |
2,5 |
6,2 |
3 |
8,8 |
1,0 |
3,1 |
4 |
7,0 |
3,0 |
4,5 |
5 |
9,3 |
3,5 |
7,2 |
6 |
9,0 |
5,0 |
6,6 |
7 |
3,0 |
1,5 |
2,8 |
Таблица 3
Продольный крен металлоконструкций
№ опоры/цикла |
1 цикл |
2 цикл |
3 цикл |
4 цикл |
Допуск |
1 опора |
0,01° |
0,02° |
0,06° |
0,04° |
0,5° |
2 опора |
0,02° |
0,01° |
0,05 |
0,03° |
|
3 опора |
0,02° |
0,04° |
0,02° |
0,02° |
|
4 опора |
0,04° |
0,05° |
0,01° |
0,02° |
|
5 опора |
0,01° |
0,02° |
0,03° |
0,02° |
|
6 опора |
0,02° |
0,05° |
0,02° |
0,04° |
|
7 опора |
0,09° |
0,02° |
0,08° |
0,07° |
Таблица 4
Поперечный крен металлоконструкций
№ опоры/цикла |
1 цикл |
2 цикл |
3 цикл |
4 цикл |
Допуск |
1 опора |
0,03° |
0,02° |
0,04° |
0,07° |
0,25° |
2 опора |
0,02° |
0,03° |
0,06° |
0,04° |
|
3 опора |
0,06° |
0,05° |
0,02° |
0,01° |
|
4 опора |
0,01° |
0,02° |
0,02° |
0,01° |
|
5 опора |
0,02° |
0,07° |
0,03° |
0,03° |
|
6 опора |
0,04° |
0,05° |
0,05° |
0,05° |
|
7 опора |
0,03° |
0,05° |
0,10° |
0,11° |
Предельные значения параметров деформацийустановлены строительными нормами и правилами и приведены в источниках [8] и [9].
При визуальном обследовании грунтового массива был выявлен размыв траншеи с кабелем возле опоры № 4, представленный на рисунке 2.
Рис. 2. Визуальное обследование грунтового массива на изучаемой территории
Выводы:
- Деформационные процессы, изучаемые на исследуемом объекте, носят пространственно-временной характер и обусловлены воздействием постоянно и временно действующих нагрузок.
- При обследовании подземной части сооружения полученные результаты не превысили точности измерений, что говорит об отсутствии горизонтальных и вертикальных перемещений.
- Результаты наблюдений за роликовыми балансирами показали, что их смещения относительно главной оси сооружения не превышают предельных отклонений и обусловлены неравномерным распределением пассажирского потока, вибрационными и динамическими воздействиями при переходе подвижного состава через опору.
- Причиной искривления верхней части металлоконструкций и появления продольного и поперечного крена является неравномерно распределенная нагрузка, возникающая при перевозке пассажиров, снеговая и ветровая нагрузка, односторонний солнечный нагрев. При геодезическом обследовании этих параметров зафиксированные отклонения лежат в пределах допуска.
- Грунтовый массив на склоне подвержен эрозионной и оползневой опасности в результате поверхностного стока дождевых вод, весеннего снеготаяния, тектонических процессов, что было зафиксировано визуальными методами наблюдений.
Литература:
- Олексюк Н. И., Байгурин Ж. Д. Разработка программы геодезического мониторинга за деформационным состоянием канатно-кресельной дороги // Молодой ученый. Технические науки, 2023. № 21 (468). — С. 65–69.
- СП 305.1325800.2017. Здания и сооружения. Правила проведения геотехнического мониторинга при строительстве.
- Руководство по наблюдениям за деформациями оснований и фундаментов зданий и сооружений. — М.: Стройиздат, 1975. — 156 с. (Науч.-исслед. ин-т оснований и подземных сооружений им. Н. М. Герсеванова Госстроя СССР, Гос. проектный ин-т Фундаментпроект Минмонтажспецстроя СССР).
- Марфенко С. В. Геодезические работы по наблюдению за деформациями сооружений: учебное пособие. — М.: МИИГАиК, 2004. — 36 с.: ил.
- Геодезические методы исследования деформаций и сооружений / А. К. Зайцев, С. В. Марфенко, Д. Ш. Михелев и др. — М.: Недра, 1991. — 272 с.: ил.
- Михелев Д. Ш., Рунов И. В., Голубцов А. И. Геодезические измерения при изучении деформаций крупных инженерных сооружений. — М.: «Недра», 1977. — 152 с.
- Методика геодезического мониторинга технического состояния высотных и уникальных зданий и сооружений. МДС 13–22.2009 / ООО «ТЕКТОПЛАН». — М.: ОАО «ЦПП», 2010. — 76 с.
- СНиП 3.03.01–87. Несущие и ограждающие конструкции / Госстрой России. — М.: — ФГУП ЦПП, 2007. — 192 с.
- Правила устройства и безопасной эксплуатации пассажирских подвесных и буксировочных канатных дорог (ПБ 10–559–03). Серия 10. Выпуск 27. / Колл. авт. — М.: Федеральное государственное унитарное предприятие «Научно-технический центр по безопасности в промышленности Госгортехнадзора России», 2004. — 112 с.
- ГОСТ 31937–2011. Межгосударственный стандарт. Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния.
Ключевые слова
деформации, геодезический мониторинг, металлоконструкции, грунтовый массив, канатная дорога, анкера, роликовые балансиры, вертикальные перемещения, горизонтальные смещения, креныПохожие статьи
Исследование устойчивости оползневого склона участка железной дороги
В статье рассматривается актуальная проблема, свойственная для линейных объектов, в том числе железных дорог, обеспечение устойчивости земляного полотна железных дорог в оползнеопасных районах, снижение (устранение) негативного воздействия оползней, ...
Зависимость напряженно-деформированного состояния «стены в грунте» от количества буровых свай в пределах котлована
В рамках данного исследования выполнен анализ напряженно-деформированного состояния конструкции «стены в грунте» и окружающего массива грунта при разработке котлована в условиях Санкт-Петербурга в программном комплексе Plaxis 2D на двух участках реал...
Исследование изменений в работе каркаса металлического большепролетного геодезического купола при различных способах монтажа
В настоящей статье рассматривается два варианта монтажа геодезического купола, анализируются величины изменения усилий между проектной схемой купола и схемой, полученной по завершении монтажа конструкции, оценивается влияние появляющихся усилий в про...
Методика определения максимальной величины выступающих частей грунтово-железнодорожных транспортных средств
В статье осуществляется оценка возможностей грунтово-железнодорожного транспортного средства преодолевать повороты при движении по железнодорожным путям без задевания других транспортных средств и приближающихся строений.
Характер образования пластических деформаций в толстых железобетонных балках
В данной статье описывается характер возникновения пластических деформаций бетона в железобетонных балках с большой высотой поперечного сечения. Проводятся расчеты определенного количества толстых балок по нормальным и наклонным сечениям с целью опре...
Определение прогибов изгибаемых железобетонных элементов без предварительного напряжения на основе деформационной модели
В статье приводится методика определения прогибов изгибаемых железобетонных элементов без предварительного напряжения арматуры на основе нелинейной деформационной модели с использованием двухлинейной расчетной диаграммы состояния бетона. Приводятся р...
Несущая способность и глубина анкеровки противосдвиговых упоров в узле соединения металлических колонн и железобетонных фундаментов
Одной из особенностей работы рамной конструкции является возникновение усилия сдвига в узле соединения металлической колонны и железобетонного фундамента. Усилие распора передается со стоек рамы на фундаменты при помощи анкерных болтов, противосдвиго...
Оценка прочности центрального подвешивания тележки пассажирского вагона
В данной работе представлены результаты оценки прочности центрального подвешивания тележки пассажирского вагона. Прочность центрального подвешивания тележки оценивалась при трех расчетных режимах. Расчет производился методом конечных элементов с испо...
Разработка проекта производства работ при строительстве зданий на просадочных грунтах
Актуальность выбранной темы диктуется тем, что в настоящее время большое развитие в строительном производстве получает строительство сооружений на слабых водонасыщенных грунтах. По аналитике имеющихся данных, при производстве строительно-монтажных ра...
Похожие статьи
Исследование устойчивости оползневого склона участка железной дороги
В статье рассматривается актуальная проблема, свойственная для линейных объектов, в том числе железных дорог, обеспечение устойчивости земляного полотна железных дорог в оползнеопасных районах, снижение (устранение) негативного воздействия оползней, ...
Зависимость напряженно-деформированного состояния «стены в грунте» от количества буровых свай в пределах котлована
В рамках данного исследования выполнен анализ напряженно-деформированного состояния конструкции «стены в грунте» и окружающего массива грунта при разработке котлована в условиях Санкт-Петербурга в программном комплексе Plaxis 2D на двух участках реал...
Исследование изменений в работе каркаса металлического большепролетного геодезического купола при различных способах монтажа
В настоящей статье рассматривается два варианта монтажа геодезического купола, анализируются величины изменения усилий между проектной схемой купола и схемой, полученной по завершении монтажа конструкции, оценивается влияние появляющихся усилий в про...
Методика определения максимальной величины выступающих частей грунтово-железнодорожных транспортных средств
В статье осуществляется оценка возможностей грунтово-железнодорожного транспортного средства преодолевать повороты при движении по железнодорожным путям без задевания других транспортных средств и приближающихся строений.
Характер образования пластических деформаций в толстых железобетонных балках
В данной статье описывается характер возникновения пластических деформаций бетона в железобетонных балках с большой высотой поперечного сечения. Проводятся расчеты определенного количества толстых балок по нормальным и наклонным сечениям с целью опре...
Определение прогибов изгибаемых железобетонных элементов без предварительного напряжения на основе деформационной модели
В статье приводится методика определения прогибов изгибаемых железобетонных элементов без предварительного напряжения арматуры на основе нелинейной деформационной модели с использованием двухлинейной расчетной диаграммы состояния бетона. Приводятся р...
Несущая способность и глубина анкеровки противосдвиговых упоров в узле соединения металлических колонн и железобетонных фундаментов
Одной из особенностей работы рамной конструкции является возникновение усилия сдвига в узле соединения металлической колонны и железобетонного фундамента. Усилие распора передается со стоек рамы на фундаменты при помощи анкерных болтов, противосдвиго...
Оценка прочности центрального подвешивания тележки пассажирского вагона
В данной работе представлены результаты оценки прочности центрального подвешивания тележки пассажирского вагона. Прочность центрального подвешивания тележки оценивалась при трех расчетных режимах. Расчет производился методом конечных элементов с испо...
Разработка проекта производства работ при строительстве зданий на просадочных грунтах
Актуальность выбранной темы диктуется тем, что в настоящее время большое развитие в строительном производстве получает строительство сооружений на слабых водонасыщенных грунтах. По аналитике имеющихся данных, при производстве строительно-монтажных ра...