Разработка программы геодезического мониторинга за деформационным состоянием канатно-кресельной дороги | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Технические науки

Опубликовано в Молодой учёный №21 (468) май 2023 г.

Дата публикации: 29.05.2023

Статья просмотрена: 195 раз

Библиографическое описание:

Олексюк, Н. И. Разработка программы геодезического мониторинга за деформационным состоянием канатно-кресельной дороги / Н. И. Олексюк, Ж. Д. Байгурин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 21 (468). — С. 65-69. — URL: https://moluch.ru/archive/468/103320/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье рассматривается вопрос по составлению проекта геодезического мониторинга линейных опор канатно-кресельной дороги, проводится анализ материалов инженерно-геологических изысканий и нормативно-технической документации, определяются факторы возникновения деформаций, цели проведения мониторинга, контролируемые параметры деформаций, точность измерений, методы и средства наблюдений, предельные значения параметров деформаций, периодичность циклов наблюдений, проводится оценка точности измерений.

Ключевые слова: геодезический мониторинг, деформации, канатная дорога, программа наблюдений.

Целью данной работы является составление проекта наблюдений за развитием негативных процессов на исследуемом объекте, которым является пассажирская канатно-кресельная дорога на территории горного курорта Oi-Qaragai.

Актуальность темы исследования продиктована рядом следующих особенностей:

  1. Проявление в районе проведения исследовательских работ сейсмической активности, селевых и оползневых явлений, склоновой эрозии.
  2. Круглогодичная эксплуатация объекта, повышенные требования к безопасности пассажироперевозок и неравномерность пассажирского потока приводят к необходимости контроля за деформационным и техническим состоянием исследуемого объекта.
  3. Отсутствие в нормативной литературе указаний по методике разработки проекта геодезического контроля за деформационным состоянием сооружений.

Геодезический мониторинг заключается в исследовании кинематических составляющих деформационных процессов путем проведения комплекса систематических наблюдений за конструктивными элементами сооружения в пространстве и времени в соответствии с программой мониторинга.

На рисунке 1 приведены факторы возникновения деформаций.

Факторы возникновения деформаций

Рис. 1. Факторы возникновения деформаций

На рисунке 2 показано расположение опор канатной дороги, их нумерация и геолого-литологический разрез площадки, исходя из которого на объекте выделяют три основных инженерно-геологических элемента (ИГЭ): суглинок просадочный полутвердой консистенции, гранит сильнотрещиноватый, сильновыветрелый и гранит слаботрещиноватый, слабовыветрелый.

Геолого-литологическое строение исследуемой площадки

Рис. 2. Геолого-литологическое строение исследуемой площадки

Цели наблюдений:

  1. Своевременное выявление отклонений контролируемых параметров от первоначального положения, превышающих установленный допуск.
  2. Обеспечение безопасности на эксплуатируемом объекте.
  3. Фиксация величины, направления и скорости протекания деформационных процессов.

Регулярные наблюдения ведутся за грунтовым массивом, фундаментами и металлоконструкциями. При этом контролируются вертикальные и горизонтальные перемещения, крены, относительные прогибы.

Согласно [2] выбран II класс точности измерений, в соответствии с которым допускаемая погрешность измерения вертикальных перемещений принимается 2 мм, горизонтальных — 5 мм.

По результатам анализа методов измерения осадок, сдвигов и кренов сооружения был выбран метод тригонометрического нивелирования короткими лучами визирования (до 100 м) способом из середины для фиксации высотных перемещений и полярный способ определения координат для фиксации плановых перемещений и кренов.

Предельные значения параметров деформацийустановлены нормативно-технической документацией и приведены в источниках [7], [8] и [9].

Периодичность циклов наблюдений установлена 4 раза год в середине каждого квартала.

Для проведения геодезического мониторинга был выбран электронный тахеометр Leica TCR803ultra, обладающий набором технических характеристик, приведенных в таблице 1, где для сравнения приводится пример электронного тахеометра из другой серии.

Таблица 1

Основные технические характеристики электронных тахеометров Leica TCR 403 ultra и Leica TCR 803 ultra

Наименование характеристик

Leica TCR403ultra

Leica TCR803ultra

СКО горизонтальных и вертикальных углов

3"

3"

Точность линейных измерений:

• в режиме IR-Точный

• в режиме RL-Ближний

2мм + 2 ppm

3мм + 2 ppm

2мм + 2 ppm

3мм + 2 ppm

Дальность линейных измерений:

• стандартная призма

• безотражательный режим

3500 м

170 м

3500 м

500 м

Увеличение зрительной трубы

30 х

30 х

Автоматическая коррекция:

• коллимационная ошибка

• место нуля

• кривизна Земли

• рефракция

• наклон оси вращения инструмента

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Как видно из таблицы 1, технические характеристики электронных тахеометров Leica TCR403ultra и Leica TCR803ultra отличаются только дальностью линейных измерений в безотражательном режиме.

Средняя квадратическая ошибка нахождения превышений тригонометрическим нивелированием рассчитывается по формуле:

(1)

где m s , m z , m i , m l , m δ , m виз — средние квадратические погрешности измерения наклонного расстояния S, зенитного расстояния Z, высоты инструмента i, высоты визирной цели l, ошибка за наклон визирной цели δ и ошибка визирования соответственно.

В случае проведения измерений с одной точки стояния прибора средней квадратической ошибкой определения высоты инструмента можно пренебречь. При использовании в качестве визирной цели мини-призмы из комплекта тахеометра ее высота принимается стандартной и ошибку m l можно также не учитывать.

Ошибка за наклон визирной цели вычисляется по формуле:

(2)

где l — высота визирования;

ε — угол наклона рейки;

α — угол наклона визирного луча;

a — величина несовпадения высотной точки с осью отражателя.

Принимаем l = 100 мм, ε = 900", а = 2мм.

Ошибка визирования находится по формуле:

(3)

где Г х — увеличение зрительной трубы.

Средняя квадратическая погрешность определения положения деформационной марки способом полярных координат вычисляется по формуле:

(4)

Подставляя величины m s , m z , Г х из таблицы 1 и результаты полевых измерений S и Z, приведенных в таблице 2, в вышеуказанные формулы и получаем оценку точности определения превышений методом тригонометрического нивелирования и планового положения способом полярных координат.

Таблица 2

Расчет средней квадратической погрешности измерения превышений и планового положения наблюдаемых точек

№ опоры

m s , мм

Z, °

S, м

m δ , мм

m виз , мм

m h , мм

m xy , мм

1

2,1

97,40342

50,507

0,065

0,163

0,797

2,225

2

2,067

57,52308

33,617

0,205

0,109

1,207

2,124

3

2,184

109,45595

92,003

0,146

0,297

1,493

2,561

4

2,2

57,42443

99,807

0,205

0,323

1,745

2,636

5

2,02

73,49122

10,227

0,128

0,033

0,606

2,025

6

2,045

46,35216

22,252

0,223

0,072

1,450

2,070

7

2,053

52,09170

26,661

0,218

0,086

1,319

2,089

Иллюстрируем полученные результаты в виде линейного графика, представленного на рисунке 3.

График средних квадратических погрешностей превышений и планового положения деформационных марок на каждой из опор канатной дороги

Рис. 3. График средних квадратических погрешностей превышений и планового положения деформационных марок на каждой из опор канатной дороги

Как видно из графика на рисунке 3 и таблицы 2, инструментальная ошибка минимальна либо при короткой дальности измерений, либо при приближенном к 90° зенитном расстоянии.

Выводы:

  1. Деформационные процессы могут развиваться в результате воздействия сил земного тяготения, природных или антропогенных факторов, изменения структуры грунта.
  2. Согласно геолого-литологическому строению площадки просадочные основания обнаружены в районе опор № 1 и 5. Остальные основания относятся к непросадочным грунтам.
  3. Наблюдения за деформациями проводят в случае изменения условий работы объекта или в случае появления трещин и раскрытия швов для обеспечения безопасности жизнедеятельности в период эксплуатации сооружения.
  4. Грунтовый массив на склоне подвержен эрозионной и оползневой опасности в результате поверхностного стока дождевых вод, весеннего снеготаяния, тектонических процессов, что было зафиксировано визуальными методами наблюдений.
  5. Средняя квадратическая ошибка определения превышений и плановых координат прямо пропорциональна расстоянию от точки стояния прибора до наблюдаемой точки, поэтому наблюдения было решено проводить короткими лучами визирования, не превышающими 100 м.
  6. В условиях больших перепадов высот зенитное расстояние измеряется в пределах от 45 до 120°.

Литература:

  1. СНиП 2.01.07–85. Нагрузки и воздействия. — М.: ФГУП ЦПП, 2005. — 44 с.
  2. ГОСТ 24846–81. Грунты. Методы измерения деформаций оснований зданий и сооружений. — М.: Изд-во стандартов, 1981. — 26 с.
  3. Руководство по наблюдениям за деформациями оснований и фундаментов зданий и сооружений. — М.: Стройиздат, 1975. — 156 с. (Науч.-исслед. ин-т оснований и подземных сооружений им. Н. М. Герсеванова Госстроя СССР, Гос. проектный ин-т Фундаментпроект Минмонтажспецстроя СССР).
  4. Марфенко С. В. Геодезические работы по наблюдению за деформациями сооружений: учебное пособие. — М.: МИИГАиК, 2004. — 36 с.: ил.
  5. Геодезические методы исследования деформаций и сооружений / А. К. Зайцев, С. В. Марфенко, Д. Ш. Михелев и др. — М.: Недра, 1991. — 272 с.: ил.
  6. Михелев Д. Ш., Рунов И. В., Голубцов А. И. Геодезические измерения при изучении деформаций крупных инженерных сооружений. — М.: «Недра», 1977. — 152 с.
  7. СНиП 3.03.01–87. Несущие и ограждающие конструкции / Госстрой России. — М.: — ФГУП ЦПП, 2007. — 192 с.
  8. СНиП II-23–81. Стальные конструкции / Госстрой СССР. — М.: ЦИТП Госстроя СССР, 1990. — 96 с.
  9. Правила устройства и безопасной эксплуатации пассажирских подвесных и буксировочных канатных дорог (ПБ 10–559–03). Серия 10. Выпуск 27. / Колл. авт. — М.: Федеральное государственное унитарное предприятие «Научно-технический центр по безопасности в промышленности Госгортехнадзора России», 2004. — 112 с.
  10. Методика геодезического мониторинга технического состояния высотных и уникальных зданий и сооружений. МДС 13–22.2009 / ООО «ТЕКТОПЛАН». — М.: ОАО «ЦПП», 2010. — 76 с.
  11. Leica TPS800 Series. Руководство по эксплуатации.
  12. Руководство пользователя TC(R)403/405/407/410C.
  13. Береговой Д. В. Исследование и разработка методики тригонометрического нивелирования повышенной точности / Международный научно-исследовательский журнал № 12 (54). Часть 1. С. 77–79.
  14. Уставич Г. А., Никонов А. В., Мезенцев И. А., Олейникова Е. А. Совершенствование методики веерообразного тригонометрического нивелирования // Вестник СГУГиТ. Геодезия и маркшейдерия, 2021. — № 6. — С. 33–47.
Основные термины (генерируются автоматически): TCR, геодезический мониторинг, возникновение деформаций, зенитное расстояние, плановое положение, тригонометрическое нивелирование, зрительная труба, квадратическая ошибка, нормативно-техническая документация, электронный тахеометр.


Ключевые слова

деформации, геодезический мониторинг, канатная дорога, программа наблюдений

Похожие статьи

Определение прочности сцепления стальной проволочной фибры с цементным камнем

В статье рассматривается устройство и методика испытаний силовых и энергетических характеристик трещиностойкости фиброцемента. Испытаниям подвергались образцы-балки, изготовленные из цементного теста нормальной густоты, армированные стальной проволоч...

Математическая модель анализа эксплуатационной надежности технических средств системы управления движения судов

В статье предложена математическая модель анализа эксплуатационной надеж-ности технических средств системы управления движением судов с помощью полумар-ковских процессов, которая позволяет учитывать их структуру, оценить влияние усло-вий эксплуатации...

Моделирование развития разрушений проводников печатных плат как последствий технологических дефектов

Рассмотрены технологические дефекты характерные для этапа изготовления печатных плат, связанные с заужением печатного проводника в пределах установленного допуска. Сделан вывод, что именно возможно проведение моделирования поведения печатного проводн...

Техническое диагностирование устьевой арматуры с применением метода магнитной памяти металла

В статье рассмотрены основные проблемы оценки технического состояния оборудования, в частности устьевых арматур. Предложен метод магнитной памяти металла, как альтернатива традиционным методам неразрушающего контроля. Определен состав работ при прове...

Исследование эффективности предложенных технических решений в системе поддержки принятия решений аварийно-диспетчерской службы жилищно-коммунального хозяйства

В данной работе рассмотрены методика оценки предложенных технических решений в системе поддержки принятия решений аварийно-диспетчерской службы жилищно-коммунального хозяйства, планирование и проведение эксперимента, оценка результатов эксперимента и...

Использование САПР для решения геодезических задач при строительстве высоковольтных линий электропередач

Одним из важных этапов при проектировании и реконструкции линий электропередач является применение уже на начальной стадии проектирования современных средств обработки геодезических данных, которые позволяют проводить быстрый анализ проектных решений...

Расчет надежности железобетонных элементов конструкций

В работе приводится анализ надежности железобетонного изделия. В качестве объекта изучения рассматривается железобетонная балка. Исследованы особенности изменения физико-механических свойств бетона во времени. Построена функция надежности железобетон...

Анализ факторов, влияющих на ширину раскрытия нормальных трещин в изгибаемых железобетонных элементах

В статье рассмотрен одни из факторов, влияющих на ширину раскрытия нормальных трещин в железобетонных балках по актуальным и единым нормам Евросоюза (Eurocode 2) и российским (СП 63.13330). За расчетный элемент принята железобетонная балка с сечением...

Общий анализ факторов, влияющих на долговечность тормозной системы

Приводится краткий анализ факторов, влияющих на долговечность тормозной системы автомобиля. На основании опыта работы действующего предприятия грузового автосервиса выделены факторы, в наибольшей степени определяющие долговечность, определен характер...

Разработка методики геодезического сопровождения при подъеме и выравнивании сооружения и необходимость учета особых случаев деформированного состояния здания

Разработка технологии геодезического обеспечения инженерной защиты зданий. Смысл статьи в совокупности разработанных методов и рекомендаций, которые лягут в основу разработки технологии геодезического обеспечения инженерной защиты зданий и сооружений...

Похожие статьи

Определение прочности сцепления стальной проволочной фибры с цементным камнем

В статье рассматривается устройство и методика испытаний силовых и энергетических характеристик трещиностойкости фиброцемента. Испытаниям подвергались образцы-балки, изготовленные из цементного теста нормальной густоты, армированные стальной проволоч...

Математическая модель анализа эксплуатационной надежности технических средств системы управления движения судов

В статье предложена математическая модель анализа эксплуатационной надеж-ности технических средств системы управления движением судов с помощью полумар-ковских процессов, которая позволяет учитывать их структуру, оценить влияние усло-вий эксплуатации...

Моделирование развития разрушений проводников печатных плат как последствий технологических дефектов

Рассмотрены технологические дефекты характерные для этапа изготовления печатных плат, связанные с заужением печатного проводника в пределах установленного допуска. Сделан вывод, что именно возможно проведение моделирования поведения печатного проводн...

Техническое диагностирование устьевой арматуры с применением метода магнитной памяти металла

В статье рассмотрены основные проблемы оценки технического состояния оборудования, в частности устьевых арматур. Предложен метод магнитной памяти металла, как альтернатива традиционным методам неразрушающего контроля. Определен состав работ при прове...

Исследование эффективности предложенных технических решений в системе поддержки принятия решений аварийно-диспетчерской службы жилищно-коммунального хозяйства

В данной работе рассмотрены методика оценки предложенных технических решений в системе поддержки принятия решений аварийно-диспетчерской службы жилищно-коммунального хозяйства, планирование и проведение эксперимента, оценка результатов эксперимента и...

Использование САПР для решения геодезических задач при строительстве высоковольтных линий электропередач

Одним из важных этапов при проектировании и реконструкции линий электропередач является применение уже на начальной стадии проектирования современных средств обработки геодезических данных, которые позволяют проводить быстрый анализ проектных решений...

Расчет надежности железобетонных элементов конструкций

В работе приводится анализ надежности железобетонного изделия. В качестве объекта изучения рассматривается железобетонная балка. Исследованы особенности изменения физико-механических свойств бетона во времени. Построена функция надежности железобетон...

Анализ факторов, влияющих на ширину раскрытия нормальных трещин в изгибаемых железобетонных элементах

В статье рассмотрен одни из факторов, влияющих на ширину раскрытия нормальных трещин в железобетонных балках по актуальным и единым нормам Евросоюза (Eurocode 2) и российским (СП 63.13330). За расчетный элемент принята железобетонная балка с сечением...

Общий анализ факторов, влияющих на долговечность тормозной системы

Приводится краткий анализ факторов, влияющих на долговечность тормозной системы автомобиля. На основании опыта работы действующего предприятия грузового автосервиса выделены факторы, в наибольшей степени определяющие долговечность, определен характер...

Разработка методики геодезического сопровождения при подъеме и выравнивании сооружения и необходимость учета особых случаев деформированного состояния здания

Разработка технологии геодезического обеспечения инженерной защиты зданий. Смысл статьи в совокупности разработанных методов и рекомендаций, которые лягут в основу разработки технологии геодезического обеспечения инженерной защиты зданий и сооружений...

Задать вопрос