Мониторинг многоуровневых транспортных развязок города Алматы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 января, печатный экземпляр отправим 29 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Сагатбек, Б. Ж. Мониторинг многоуровневых транспортных развязок города Алматы / Б. Ж. Сагатбек, Б. Т. Анетов, Г. М. Мейрамбек, М. Б. Нурпеисова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 48.1 (547.1). — С. 43-46. — URL: https://moluch.ru/archive/547/119838/ (дата обращения: 16.01.2025).



Рассмотрены проблемы и результаты исследований по наблюдению за деформациями транспортной развязки в городе Алматы.

Ключевые слова : транспортная развязка, деформации, мониторинг, спутниковое позиционирование, геодезические наблюдения.

The problems and results of research on monitoring deformations of a transport interchange in the city of Almaty are considered.

Keywords: transport interchange, deformations, monitoring, satellite positioning, geodetic observations.

Введение . В последние годы в городе Алматы было построено много транспортных развязок, одним из них является перекресток проспекта Абая — ул. Сайна. Алматы расположен в специфических инженерно-геологических условиях и находится в зоне воздействия сильнейших землетрясений Северного Тянь-Шаня. Особенность строительства метрополитена в городе Алматы в том, что имеет ряд сложных геотехнических факторов, которые представляют из себя:

  1. Сейсмичная активность в городе очень высока и достигает 9–10 баллов по шкале MSK-64.
  2. Рельеф является наклонным, так как находится в районе межгорной впадины.
  3. Наличие тектонических разломов.
  4. Глубины заложения станционных тоннелей и перегонных станций разнообразны есть районы мелкого заложения от 11 метров и глубокие составляющие 60 метров.

Несмотря на такие трудные условия, интенсивное развитие города Алматы, выражающееся в изменении его планировки, появлением новых крупных инженерных сооружений, как транспортные развязки и мосты длинной протяженности в городской черте, расширение границ сказываются на величине и нагрузке геологических разломов. Геологическое строение. В геоморфологическом отношении участок обследуемой площадки расположен в пределах предгорной наклонной равнины, простирающейся на север от предгорий Заилийского Алатау.

В геолого-литологическом строении площадки принимают участие аллювиально-пролювиальные верхнечетвертичные отложения. В литологическом отношении представлены галечниковыми грунтами, перекрытыми лессовидными суглинками, редко супесями. Для детализации геолого-литологического разреза на участке пройдено 51 шурфо-скважины, глубиной 10,0–18,0м, каждая. Всего пройдено 806,0 п.м, из них 49,0м — шурфом (по насыпным грунтам). Ниже вскрыты галечниковые грунты с песчаным заполнителем до 20–30 %, маловлажные, с включением валунов до 25–30 %, (в скважинах NN1;4;5;7;8;11;12 до глубины 6,0–6,7м галечниковые грунты с суглинистым заполнителем). Вскрытая мощность галечниковых грунтов 4,9–14,2 м. [1, 2]

Инженерно-сейсмические условия участка строительства. Площадка транспортной развязки расположена в зоне возможного проявления Алматинского тектонического разлома, что подтверждается результатами фондовых материалов КазГИИЗ (рис. 1).

Схема тектонических разломов совмещенных триангуляционными пунктами

Рис. 1. Схема тектонических разломов совмещенных триангуляционными пунктами

В этих условиях остро встает проблема прогнозирования технического состоянии строящихся и эксплуатируемых сооружений. Ее решение обеспечивается геодезическим мониторингом. В соответствии с этой позицией поставлена цель, обоснована идея, сформулированы задачи исследований.

Основное содержание . Строительство транспортных развязок, мостов, как и строительство любых других сооружений, требует создания опорной геодезической сети. Используя опорные геодезические сети, определяют и закрепляют положение центров мостовых опор и других элементов моста, производят детальную разбивку при возведении опор и монтаже пролетных строений, а также осуществляют наблюдения за деформациями сооружений. Геодезическая сеть при строительстве мостов должна быть создана в единой системе координат и иметь повышенную точность определения координат пунктов. Пункты геодезической сети, обеспечивающие строительство данного объекта как единого сооружения, должны существовать во время строительства объекта. Это требование не является легко выполнимым, поскольку в ходе строительства часть пунктов геодезической сети уничтожается или нарушается [3, 4].

Для проведения мониторинга был составлен проект геодинамического полигона (ГДП) в 2020 году в виде ГНСС сети, где опорные пункты расположены с учетом конфигурации наблюдаемых объектов (рис. 2).

Транспортная развязка по проспекта Абая — ул.Сайна

Рис. 2. Транспортная развязка по проспекта Абая — ул.Сайна

Важным моментом в проведении данных работ был использование при мониторинге современных приборов и разработанных средств контроля.

Основными элементами предлагаемой геодезической сети являются:

Сеть первого порядка проектируется в виде опорных пунктов (ОП) постоянно действующих геодезических базовых станций с привязкой к Государственной геодезической сети (ГГС) с устройством принудительного центрирования (ОП 1, ОП 2, ОП 3, ОП 4). Высота пунктов принята не менее 1,5 м, для избежания препятствий прохождения радиосигнала (рис. 3).

Сеть второго порядка проектируется в виде пунктов спутниковой геодезической сети 1 разряда (СГС) на теле наблюдаемых объектов.

Схема расположения опорных пунктов сети транспортной развязки

Рис. 3. Схема расположения опорных пунктов сети транспортной развязки

Контрольные точки заложены вдоль улицы на фундаментах зданий и сооружений. На контролируемых объектах закрепляют отражательные и сейсмологические марки, мониторинговые призмы и осадочные марки по которым производят дальнейшие наблюдения за деформациями зданий и сооружений, обеспечивающие необходимую точность согласно требованиям [5].

При мониторинге деформации транспортной развязки и высотных зданий в качестве постоянных опорных было предложено новая конструкция геодезических пунктов принудительного центрирования нами (ГППЦ), отвечающая стандартам нормативной литературы. ГППЦ представляет собой железобетонную сваю, длиной 12 метров, устанавливаемую в выбранном месте [6]. Новое устройство позволяет повысить точность центрирования, а также оперативность измерения при отсутствии штативов в пунктах стояния и наблюдения. Вся работа была выполнена GPS системой и для сравнения результатов был использован электронный тахометр ТСR1201 фирмы «Leica Geosystem», цифровой высокоточный нивелир DNA03 и лазерный сканер. Координаты геодезической основы определены в местной, а высотные — Балтийской системе.

Полученные результаты по итогам оценки технического состояния сооружений по выше изложенной методике сравнивали с допустимыми значениями СНиПа «Обследование и оценка технического состояния зданий и сооружений» [7]. Допустимая величина для прогиба балок покрытий составляет 1/ 300 L, где L, м — длина балки. Допустимая величина отклонения колонн сооружений обогатительной фабрики 15 мм, если высота до 4 метров. Результаты наблюдений за деформациями сооружений геодезическими методами должны удовлетворять предъявляемых к ним требованиям в отношении их полноты, своевременности и точности. Таким образом, создание мониторинговой сети для высокоточных наблюдений за состоянием инженерных сооружений использованием электронных и спутниковых приемников GPS позволило сократить затраты времени на определение координат в перерасчете на одну снимаемую точку в 10–15 раз и повысить точность определения координат не менее, чем в 2 раз.

Выводы . Созданием полигона на территории транспортных развязок заложена надежная основа для организации долговременного мониторинга за техническим состоянием моста в Алматы, вызванных взаимообусловленными влияниями тектонических и техногенных факторов.

Исследование выполнено в рамках ГФ МНиВО РК АР23489269 «Геотехническое мониторирование геодинамического состояния геолого-структурной среды массива горных пород при освоении недр для обеспечение промышленной надежности».

Литература:

  1. Нусипов Е. Геоинформационные технологии и комплексный анализ геолого-геофизических данных.- Алматы: Ғылым, 2001. — 306 с.
  2. Medeu A., Blagovechshensky., Zhdanov V. Ranova S/ Assessment and mapping of landslide risk ln the territory of Almaty sity// News of the National Academy of Sciences of Kazakhstan. A series of geology and technical sciences, No.1, 2018. — P.34–41.
  3. Жуков Б. Н., Карпик А. П. Геодезический контроль инженерных объектов промышленных предприятий и гражданских комплексов.- Новосибирск: СГГА, 2003.- 356 с.
  4. Авторское свидетельства на произведение науки РК № 20302 от 17.09.2021 г. «Новый подход к созданию геодинамического полигона» (авторы: Кыргизбаева Г. М., Нурпеисова М. Б. и др).
  5. Патент РК № 35798 от 19.08.2022 «Наземный постоянный геодезический пункт принудительного центрирования приборов» (авторы: Нурпеисова М. Б., Рысбеков К. Б., Айтказинова Ш. К., Доненбаева и др.).
  6. СН РК 1.04.04–2002 Обследование и оценка технического состояния зданий и сооружений. Астана, 2015.- 67 с.
Основные термины (генерируются автоматически): транспортная развязка, GPS, геодезическая сеть, город Алматы, грунт, деформация сооружений, наблюдение, принудительное центрирование, пункт, сооружение.


Ключевые слова

мониторинг, деформации, геодезические наблюдения, транспортная развязка, спутниковое позиционирование

Похожие статьи

Наблюдение за деформациями зданий и сооружений в зоне строительства метрополитена

Приведены результаты наблюдений за деформациями наземных зданий и подземных сооружений в зоне влияния строительства Алматыметрополитена.

Подземные и надземные пешеходные переходы на примере города Алматы

В статье рассмотрены подземные и надземные переходы на примере города Алматы и дан сравнительный анализ с аналогами в зарубежных странах. Авторами поставлена проблема о доступности городской среды для маломобильных групп населения.

Об улучшении транспортной ситуации города Омска

Рассматриваются проблемы и методы улучшения транспортной ситуации улично-дорожной сети города. Осуществляется анализ полученных данных. Предлагаются пути решения проблем.

Анализ видов виброполосы с позиции обеспечения дорожной безопасности

В статье рассмотрена виброполоса как техническое средство для обеспечения дорожной безопасности. Проведен анализ видов полос по месту расположения и типу изготовления. Выявлены преимущества и недостатки их использования.

Анализ современных методов мониторинга магистральных трубопроводов

В статье проанализированы методы мониторинга трассы магистральных трубопроводов Изучены особенности проведения мониторинга трасс магистральных трубопроводов. Рассмотрены возможности перспективных методов контроля за трубопроводами.

Полимерные ленты для горизонтальной дорожной разметки

Горизонтальная дорожная разметка — это один из основных элементов безопасности дорожного движения, который обеспечивает экономическую эффективность за счет снижения уровня аварийности. Она должна быть эффективной в любое время суток и в любую погоду....

Роль ГИС-технологий в исследовании сейсмоопасных зон Шымбулака

В статье рассматривается роль геоинформационной системы при мониторинге сейсмический опасных зон Иле Алатау.

Инновационные методы диагностики состояния кирпичных стен перед их усилением

Статья посвящена инновационным методам диагностики состояния кирпичных стен перед их усилением. В ней рассматриваются современные неразрушающие технологии, которые позволяют эффективно и точно выявлять дефекты и ослабленные участки в кирпичных констр...

Управление наружным освещением городской автомобильной дороги с помощью PC-контроллеров

В работе представлен анализ освещения автомобильных дорог. Дана оценка освещенности участка улично-дорожной сети с позиции безопасности дорожного движения. Приведены данные по использованию PLC контролеров в уличном освещении.

Геодезический контроль деформационных процессов здания и выявление причин разрушения конструкций

В этой статье мы представим анализ причин, связанных с вертикальными смещениями и настройками, возникающими в ряде зданий. Изучение поведения объекта, наблюдение за его эволюцией и обнаружение возможных смещений определяется как мониторинг на этапе э...

Похожие статьи

Наблюдение за деформациями зданий и сооружений в зоне строительства метрополитена

Приведены результаты наблюдений за деформациями наземных зданий и подземных сооружений в зоне влияния строительства Алматыметрополитена.

Подземные и надземные пешеходные переходы на примере города Алматы

В статье рассмотрены подземные и надземные переходы на примере города Алматы и дан сравнительный анализ с аналогами в зарубежных странах. Авторами поставлена проблема о доступности городской среды для маломобильных групп населения.

Об улучшении транспортной ситуации города Омска

Рассматриваются проблемы и методы улучшения транспортной ситуации улично-дорожной сети города. Осуществляется анализ полученных данных. Предлагаются пути решения проблем.

Анализ видов виброполосы с позиции обеспечения дорожной безопасности

В статье рассмотрена виброполоса как техническое средство для обеспечения дорожной безопасности. Проведен анализ видов полос по месту расположения и типу изготовления. Выявлены преимущества и недостатки их использования.

Анализ современных методов мониторинга магистральных трубопроводов

В статье проанализированы методы мониторинга трассы магистральных трубопроводов Изучены особенности проведения мониторинга трасс магистральных трубопроводов. Рассмотрены возможности перспективных методов контроля за трубопроводами.

Полимерные ленты для горизонтальной дорожной разметки

Горизонтальная дорожная разметка — это один из основных элементов безопасности дорожного движения, который обеспечивает экономическую эффективность за счет снижения уровня аварийности. Она должна быть эффективной в любое время суток и в любую погоду....

Роль ГИС-технологий в исследовании сейсмоопасных зон Шымбулака

В статье рассматривается роль геоинформационной системы при мониторинге сейсмический опасных зон Иле Алатау.

Инновационные методы диагностики состояния кирпичных стен перед их усилением

Статья посвящена инновационным методам диагностики состояния кирпичных стен перед их усилением. В ней рассматриваются современные неразрушающие технологии, которые позволяют эффективно и точно выявлять дефекты и ослабленные участки в кирпичных констр...

Управление наружным освещением городской автомобильной дороги с помощью PC-контроллеров

В работе представлен анализ освещения автомобильных дорог. Дана оценка освещенности участка улично-дорожной сети с позиции безопасности дорожного движения. Приведены данные по использованию PLC контролеров в уличном освещении.

Геодезический контроль деформационных процессов здания и выявление причин разрушения конструкций

В этой статье мы представим анализ причин, связанных с вертикальными смещениями и настройками, возникающими в ряде зданий. Изучение поведения объекта, наблюдение за его эволюцией и обнаружение возможных смещений определяется как мониторинг на этапе э...

Задать вопрос