Методика оценки устойчивости бортов карьера | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Методика оценки устойчивости бортов карьера / Алимжан Аманжолулы, Ислам Алиханулы Алиханов, Н. Р. Тезекпаев [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 48.1 (547.1). — С. 12-15. — URL: https://moluch.ru/archive/547/119780/ (дата обращения: 16.12.2024).



За последние 20 лет динамичное развитие науки и техники привело к появлению нового метода спутникового определения координат в геодезии и маркшейдерии, а также современных технологий и программных комплексов. В статье рассмотрена методика ведения наблюдений за деформациями бортов карьера современной аппаратурой и программными комплексами, в результате чего маркшейдеры добиваются контроля устойчивости бортов карьеров и создают карты их устойчивости.

Ключевые слова: борта карьера, деформации, устойчивость борта, маркшейдерские наблюдения, система GPS, электронные тахеометры, 3D-моделирование.

Over the past 20 years, the dynamic development of science and technology has led to the emergence of a new method of satellite determination of coordinates in geodesy and surveying, as well as modern technologies and software systemsThe article discusses the methodology for observing deformations of the sides of a quarry modern equipment and software systems, as a result of which surveyors achieve control over the stability of quarry sides and create maps of their stability.

Keywords: quarry boards, deformations, Board stability, surveying observations, GPS system, electronic total stations, 3D modeling.

Введение. В мире добыча полезных ископаемых производится в основном открытым способом, на долю которого приходится 75 % извлекаемой из недр минеральной продукции, и известно, что этот уровень будет поддерживаться и в будущем. В процессе развития открытого способа добычи полезного ископаемого наблюдается увеличение глубины, объемов и производственных мощностей карьеров.

Деформации карьерных откосов наносят значительный материальный ущерб горному предприятию, нарушая правильное и безопасное ведение горных работ, вызывая потери полезного ископаемого, которые становятся особо значимыми в условиях рыночной экономики. Поэтому проблема обеспечения устойчивости карьерных откосов является одной из важнейших в горном деле.

Одним из таких являются медные месторождения Казахстана, как Актогай, Бозшаколь, Айдарлы, Алмалы и др. Срок их эксплуатации более 50 лет. Проект по разработке руд входит в государственную программу индустриально-инновационного развития и группу KAZ Minerals.

Основное содержание Обязательным условием для безопасного ведения горных работ на карьерах является обеспечение устойчивости бортов карьеров [1].

Исходя из задач и функций управления устойчивостью породных массивов, особенно карьерных откосов при разработке месторождений полезных ископаемых, характеризуемых разнообразием и изменчивостью геологического строения, необходимо постоянно проводить исследования, направленные на получение достоверной информации о структурных особенностях прибортового массива, его прочностных свойствах, гидрогеологических условиях и т. д. Такие исследования должны проводиться на всех этапах формирования карьерных откосов (строительство карьера, освоения проектной мощности, начало оформления постоянных бортов карьера на предельном контуре, доработка карьера) в рамках единой системы.

Критерием правильности ранее принятых технологических решений по параметрам карьерных откосов является маркшейдерский инструментальный контроль за состоянием бортов карьеров и отвалов, поэтому его также необходимо включить в единую систему маркшейдерских наблюдений и исследований.

Инструментальные маркшейдерские наблюдения являются основным средством получения информации о деформациях бортов карьеров и отвалов и наиболее надежной основой для прогноза их устойчивости (рис. 1). Рекомендации по созданию наблюдательных станций и методикам наблюдений изложены в разработанной ВНИМИ «Инструкции по наблюдениям за деформациями бортов, откосов уступов и отвалов на карьерах и разработке мероприятий по обеспечению их устойчивости» [2].

Методы наблюдений за устойчивостью бортов карьера

Рис. 1. Методы наблюдений за устойчивостью бортов карьера

Анализ методов инструментальных наблюдений за состоянием карьерных откосов показывает необходимость их дальнейшего совершенствования с использованием современных геодезических средств на примере лазерного сканирования, электронной тахеометрии, фотограмметрии, глобальных спутниковых систем, современных информационных технологий и радарной интерферометрии.

Широкое внедрение в практику маркшейдерско-геодезических работ электронных тахеометров и спутниковых GPS приборов (рис. 2), дает уникальную возможность быстро и точно определить параметры сдвижения массива горных пород и вести регулярные, непрерывные наблюдения за изменением этих параметров во времени.

GPS-наблюдения на карьере

Рис. 2. GPS-наблюдения на карьере

Среди современных методов маркшейдерских наблюдений широкое распространение получил метод лазерного сканирования, здесь можно выделить: наземное лазерное и воздушное сканирование. Лазерное сканирование позволяет создать цифровую модель всего окружающего пространства, представив его набором точек с пространственными координатами. Для наблюдений за деформациями рекомендуется использовать архитектурный сканер типа Leica HDS3000 с точностью сканирования 6 мм. Для исследования структуры целесообразно использовать горный сканер типа Leica HDS4400, имеющий высокую производительность и специальное программное обеспечение для изучения элементов залегания. Для повышения эффективности наблюдений можно совместно использовать GPS-системы и 3D-сканер [3, 4].

Параллельно инструментальными наблюдениями проводится расчеты для построения трехмерной модели карьера с оценкой устойчивости, отрисовки горизонтов и нанесения ситуационного плана. Создание карты устойчивости карьера осуществляется в программном комплексе, обладающими возможностью работы с 3D компьютерными объектами и имеющем возможности графического представления результатов интерполяции. Такой технологией является программа «Борт», разработанной ВНИИцветмет [5].

При расчете устойчивости бортов используется веер сечений с постоянным углом поворота относительно друг друга для получения равномерной картины по всему карьеру. Сечения намечались по возможности вкрест простирания борта. Определенные для расчета в программном комплексе «Борт» сечения показаны на рис. 3.

Расчетные сечения для построения карты устойчивости

Рис. 3. Расчетные сечения для построения карты устойчивости

Для каждого сечения через дробь указаны азимут направления сечения относительно дна карьера и генеральный угол борта в соответствующем сечении.

Далее эти сечения последовательно загружались в программный комплекс «БОРТ», где выполнялась их обработка. Результаты расчета программного комплекса «Борт» по всем сечениям карьера экспортируются в геоинформационную систему Surpac. Полученная объединенная модель карьера с результатами расчета в программном комплексе «Борт» представлена на рисунке 4.

Анализ результатов и карта устойчивости карьера показывает, что по состоянию на. 09.2019 г. борт карьера находился в устойчивом состоянии, что подтверждается отсутствием серьезных обрушений на реальном карьере. Коэффициент запаса по всем рассчитанным сечениям превышает η>1,3. Только на юго-восточном борта карьера получено минимальное значение (η=1,24) приходится на юго-восточный борт карьера (сечение азимута 112,5°).

Карта устойчивости карьера

Рис. 4. Карта устойчивости карьера

Выводы . Внедрение в производство высокопроизводительных методов инструментальных наблюдений за состоянием прибортовых массивов на карьерах, основанные на использовании глобальной системы спутникового позиционирования, электронных тахеометров и 3D сканера позволяет обеспечить безопасные условия труда и бесперебойный режим работы горнодобывающего предприятия. Разработанные карты устойчивости позволили выявить потенциально опасные с точки зрения устойчивости зоны карьера и выработать рекомендации по снижению опасности обрушения бортов карьеров.

Исследование выполнено при финансовой поддержке Комитета Науки Министерства науки и высшего образования РК (ГФ ИРН № АР23489269).

Литература:

  1. Нурпеисова, М., Рысбеков К. Б., Касымканова Х. М., Кыргизбаева Г., Солтабаева С Инновационные методы мониторинга деформационных процессов Жиландинских групп месторождений// Труды международного маркшейд. форума «Геопространственная цифровая инженерия в геодезии, маркшейдерии и геомеханике»,.2023. г. Караганда: КарТУ-С. 42–47.
  2. Нурпеисова М. Б., Рысбеков К. Б., Кыргизбаева Г. М. Инновационные методы ведения комплексного мониторинга на геодинамических полигонах. –Алматы: КазНИТУ, 2015.- 215 с.
  3. Nurpeisova M. B., Rysbekov K. B., Kasymkhanova Kh.M., Kirgizbaeva G. M., Soltabayeva S. T. Comprehensive monitoring of geodynamic polygon of deposits in central kazakhstan// The 18th International Congress for Mine Surveying in Xuzhou, China from October 24th till October 29th 2023.рр.11–19.
  4. Проходов В. В., Ананин А. И. Карта устойчивости карьера — инструмент для выявления потенциально опасных по устойчивости зон карьеров. Материалы VII Междун.конференции «Повышение технологического уровня горно-металлургических предприятий на основе инновационных технологий». — Усть-Каменогорск, «ВНИИцветмет»,2013.- С 84–88.
Основные термины (генерируются автоматически): GPS, программный комплекс, борт карьера, лазерное сканирование, наблюдение, KAZ, безопасное ведение, единая система, карт устойчивости карьера, результат расчета.


Ключевые слова

деформации, 3D-моделирование, электронные тахеометры, борта карьера, устойчивость борта, маркшейдерские наблюдения, система GPS

Похожие статьи

Задать вопрос