Рефлексия литературно-критических трудов Л. М. Крупчанова | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 28. Филология и лингвистика

Опубликовано в

LII международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, январь 2023)

Дата публикации: 15.01.2023

Статья просмотрена: 46 раз

Библиографическое описание:

Широких, Ю. А. Рефлексия литературно-критических трудов Л. М. Крупчанова / Ю. А. Широких. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LII Междунар. науч. конф. (г. Казань, январь 2023 г.). — Казань : Молодой ученый, 2023. — С. 60-63. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/474/17729/ (дата обращения: 16.12.2024).



Статья посвящена обзору основных трудов Леонида Макаровича Крупчанова по истории литературной критики. Рассмотрены и проанализированы такие работы, как диссертация, посвященная развитию литературно-критическим взглядам В. Г. Белинского в первой половине 30-х годов XIX века и учебное пособие для студентов вузов «История русской литературной критики XIX века».

Ключевые слова: Л. М. Крупчанов, история русской литературной критики, русская литературная критика XIX века, В. Г. Белинский.

Л. М. Крупчанов — известный российский ученый, доктор филологических наук, автор более 150 научных трудов, учебников, учебно-методических пособий. Среди научного наследия Л. М. Крупчанова особое место занимают труды по истории литературной критики.

Одна из его основных работ, которая будет рассмотрена в данной статье — «Развитие литературно-критических взглядов В. Г. Белинского в первой половине 30-х годов XIX века» (1959) — диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. В ней проанализировано творчество основоположника русской классической критики, представлено развитие его философско-эстетических, литературных взглядов. Наиболее подробно рассмотрен один из важнейших периодов биографии В. Г. Белинского — 1830-е годы. Это Белинский-демократ, просветитель, выступающий за свободу человеческой личности, возлагающий надежды на революционное переустройство общества. Именно в это время развивается реалистическое направление в русской литературе. В. Г. Белинский разрабатывает собственную теорию реализма, размышляет о специфике искусства в целом. К 1830-м годам относятся его основные определения искусства: «мышление в образах», «непосредственное созерцание истины», «бессознательное выражение творящего духа». Также в это время В. Г. Белинский размышлял о самом явлении литературной критики и о его роли в отечественном литературном процессе, возвышая ее значение до определения интеллектуального сознания общества. Можно сказать, что 1830-е годы — один из переломных периодов в изучении творчества Белинского и развития русской литературной критики в целом. Это время становления реализма как литературного направления. Диссертация Л. М. Крупчанова представляет анализ этого периода в контексте всей отечественной литературно-критической и эстетической мысли. В первой главе освещены труды предшественников В. Г. Белинского, вторая глава посвящена его первым критическим работам, основным проблемам, которые он выделяет в современной литературе. Их объединяет одна мысль — положение о верности художественного изображения действительности, предчувствие формирования реалистического направления в русской литературе. Третья глава посвящена творчеству В. Г. Белинского в последние годы его работы в «Телескопе». Диссертация позволяет получить целостное представление о деятельности критика в 30-е годы XIX века.

В 2005 году было издано учебное пособие для студентов вузов «История русской литературной критики XIX века». Пособие помогает сформировать представление о русской литературно-критической мысли в XIX веке. В нем представлены основные направления и ключевые личности, их концепции, труды, мировоззрение. Пособие разделено на параграфы, каждый из которых посвящен определенному направлению в критике. Внутри параграфов обозначены основные личности, приведены значимые фрагменты их биографии, наиболее важные труды, описаны их взгляды, охарактеризован их вклад, критическое наследие. Кроме того, все критики, публицисты, писатели представлены во взаимодействии друг с другом, каждая личность рассматривается в контексте эпохи, в ее культурной и литературной среде. Прослеживается связь с литературный процессом, его отражение в критике. Так, процесс перехода от романтизма к реализму по-разному воспринимался критикой, и автор пособия разносторонне освещает это: сравнивает критику В. Г. Белинского с «апологетами правительства» — журналом Н. И. Греча и Ф. В. Булгарина, приводит точку зрения Н. А. Полевого и других критиков как начало признания реализма. В контексте рассказа о критике представлено описание различных явлений русской культурной жизни, общественных объединений, таких как славянофилы, западники, декабристы и другие. Лейтмотивом через весь научный труд проходит размышление автора о трансформации самого понятия литературной критики в России.

Отдельные главы в книге посвящены русским писателям, которые известны и как критики: А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, Ф. М. Достоевской, М. Е. Салтыков-Щедрин и другие. Анализ критической литературы соотнесен с художественным творчеством писателей и характеристикой их личности. Например, А. С. Пушкин представлен не только как писатель, но и как образованнейший критик: «отношение к литературе у Пушкина профессиональное» [4; с. 83]. Пушкин принимал активное участие в литературно-критической деятельности на протяжении всего своего творческого пути. Он вступал в полемику с консервативно-охранительной критикой, анализировал русскую и европейскую литературу, писал рецензии, в его творчестве можно найти почти все литературно-критические жанры. Критические труды писателей являются неотъемлемой частью общей картины отечественного литературно-критического процесса.

В заключении пособия автор дает характеристику литературной критике на рубеже XIX и XX веков. Он отмечает, что в условиях революционных настроений многие журналы прекратили свое существование, при этом возросла популярность новых модернистских изданий: «Мир искусства», «Вопросы философии», «Артист». Автор подводит итог: «литературная критика в рамках периодических изданий изобиловала многочисленными течениями, индивидуальными стилями, представляла собой довольно пеструю идейно-эстетическую картину, в которой завершались традиции классической литературной критики в целом ряде направлений и имен и в то же время закладывались новые традиции» [4; с. 383].

Пособие насыщено фактологическим материалом, в нем описаны основные литературные журналы и объединения, оказавшие влияние на общественную мысль. Каждая глава начинается с характеристики общественно-литературной ситуации, а в конце приведены вопросы и задания. Книга позволяет систематизировать информацию о среде, в которой были написаны выдающиеся литературные произведения XIX века, создает целостную картину взаимодействия основных течений и личностей в литературной жизни.

Таким образом, наследие Л. М. Крупчанова — обширная работа, посвященная русской литературно-критической мысли. Труды ученого охватывают значительный идейный пласт в истории русской литературной критики, систематизируя его. Кроме того, они имеют большое методическое значение, поскольку значительная часть адресована студентам и преподносит материал в доступной для студенческой аудитории форме.

Литература:

  1. Белинский В. Г. Взгляд на русскую литературу 1847 года // Белинский В. Г. Полное собрание сочинений. Статьи и рецензии 1846–1848. Т. 8. М., 1955. Т. 10. М., 1956.
  2. Коровин, В. И. История русской литературы XIX века: учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности 032900 «Русский яз. и лит».: [в 3 ч.] / [В. И. Коровин, Н. Н. Прокофьева, С. М. Скибин]; под ред. В. И. Коровина. — Москва: ВЛАДОС, 2005. Ч. 2: (1840–1860 годы). — 524 с.
  3. Коровин, В. И. История русской литературы XIX века: учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности 032900 «Русский яз. и лит».: [в 3 ч.] / [В. И. Коровин, Н. Н. Прокофьева, С. М. Скибин]; под ред. В. И. Коровина. — Москва: ВЛАДОС, 2005. Ч. 1: (1795–1830 годы). — 478 с.
  4. Крупчанов, Л. М. История русской литературной критики XIX века: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 032900 — Рус. яз. и лит. / Л. М. Крупчанов. — М.: Высш. шк. (ВШ), 2005. — 382 с.
  5. Крупчанов, Л. М. Развитие литературно-критических взглядов В. Г. Белинского в первой половине 30-х годов XIX века: диссертация... кандидата филологических наук: 10.00.00. — Москва, 1959. — 269 с.
  6. Крупчанов, Л. М. Слово рядового XX столетия. — Бийск: Издательский Дом «Бия». — 2008 г. — 424 с.
  7. Николаев, Н. И. Русская литература 30–40-х гг. XIX в. «Ожидание героя» / Н. И. Николаев, Т. В. Швецова // Вестник Томского государственного университета. Филология. — 2014. — № 3(29). — С. 125–142.

Ключевые слова

Л. М. Крупчанов, история русской литературной критики, русская литературная критика XIX века, В. Г. Белинский

Похожие статьи

Особенности возникновения русской литературной критики

В данной статье автор исследует возникновение, формирование и развитие русской литературной критики. Изучено понятие «критика», его изначальное восприятие, а также изменения, которым подверглось явление критики. Проанализированы критические тексты не...

Период становления в творчестве А. А. Вербицкой: от беллетристики к массовой литературе

В статье приводится периодизация творчества А. А. Вербицкой, дается характеристика раннего периода ее писательской карьеры. В настоящем исследовании систематизируются сведения, которые не могли быть достоянием широкой общественности на протяжении поч...

Идеи К. Д. Ушинского в исследовании феномена классного наставничества в отечественной дореволюционной гимназии

Константин Дмитриевич Ушинский (1824–1870 гг.) — основоположник русской педагогики, переводчик, публицист, детский писатель За свою непродолжительную научную и педагогическую деятельность он оставил наследие, обратившись к которому мы можем найти отв...

Рецепция «Фауста» И. В. Гёте в критике XXI века

В статье приведён краткий ознакомительный обзор восприятия трагедии И. В. Гёте «Фауст» некоторыми отечественными литературоведами в ХХI веке. Задачей статьи является обзор основных тенденций в рецепции и оценке «Фауста» отечественной критикой начала ...

Мемуары Е. К. Лигачева как источник изучения идентичности автора

На основе произведения мемуарного жанра «Загадка Горбачева» рассматривается идентичность его автора — секретаря ЦК КПСС Е. К. Лигачева. Изложен сопоставительный анализ ключевых моментов периода Перестройки и представлений о них Е. К. Лигачева. На фон...

Проблемы русской рецепции стилистических особенностей романа Флобера «Воспитание чувств» в середине XIX — начале XX в.

В статье рассматривается русская рецепция экспериментального романа Г. Флобера «Воспитание чувств» за период с 1870 г. по 1930 г. Нашей целью являлось выявить национальные особенности рецепции романа, а также ее эволюцию в рамках модернистского течен...

Особенности художественной типизации персонажей «времени смены эпох» в романе В. С. Маканина «Андеграунд, или Герой нашего времени»

В статье рассматриваются образы и типы героев «перестроечной» эпохи в романе современного отечественного писателя В. С. Маканина «Андеграунд, или Герой нашего времени». Данная тема рассмотрена в контексте современной отечественной литературы. Исследо...

Методические рекомендации по изучению региональной литературы в школе на примере повести С. И. Карцевского «Ямкарка»

Статья посвящена повести С. И. Карцевского «Ямкарка» (1910). Цель работы — определить ключевые мотивы мифопоэтики сибирского пространства. Практическая значимость данной статьи состоит в том, что её материалы могут быть использованы в школьных курсах...

Русская идея Ф. М. Достоевского. Взгляд из Китая (1918–1949)

В данной обзорной статье представлена оценка китайскими учёными работы Ф. М. Достоевского «Русская идея». Показано также, что изучение русской философии в современном Китае стало значительным явлением научной и культурной жизни, вносящим свой вклад в...

История изучения литературной сказки в отечественной школе

В данной статье произведен анализ исторического процесса включения литературной сказки в школьную программу России. Автор рассматривает цензурные препятствия на пути преподавания сказок в XIX и XX веках, а также исследует различные взгляды на ценност...

Похожие статьи

Особенности возникновения русской литературной критики

В данной статье автор исследует возникновение, формирование и развитие русской литературной критики. Изучено понятие «критика», его изначальное восприятие, а также изменения, которым подверглось явление критики. Проанализированы критические тексты не...

Период становления в творчестве А. А. Вербицкой: от беллетристики к массовой литературе

В статье приводится периодизация творчества А. А. Вербицкой, дается характеристика раннего периода ее писательской карьеры. В настоящем исследовании систематизируются сведения, которые не могли быть достоянием широкой общественности на протяжении поч...

Идеи К. Д. Ушинского в исследовании феномена классного наставничества в отечественной дореволюционной гимназии

Константин Дмитриевич Ушинский (1824–1870 гг.) — основоположник русской педагогики, переводчик, публицист, детский писатель За свою непродолжительную научную и педагогическую деятельность он оставил наследие, обратившись к которому мы можем найти отв...

Рецепция «Фауста» И. В. Гёте в критике XXI века

В статье приведён краткий ознакомительный обзор восприятия трагедии И. В. Гёте «Фауст» некоторыми отечественными литературоведами в ХХI веке. Задачей статьи является обзор основных тенденций в рецепции и оценке «Фауста» отечественной критикой начала ...

Мемуары Е. К. Лигачева как источник изучения идентичности автора

На основе произведения мемуарного жанра «Загадка Горбачева» рассматривается идентичность его автора — секретаря ЦК КПСС Е. К. Лигачева. Изложен сопоставительный анализ ключевых моментов периода Перестройки и представлений о них Е. К. Лигачева. На фон...

Проблемы русской рецепции стилистических особенностей романа Флобера «Воспитание чувств» в середине XIX — начале XX в.

В статье рассматривается русская рецепция экспериментального романа Г. Флобера «Воспитание чувств» за период с 1870 г. по 1930 г. Нашей целью являлось выявить национальные особенности рецепции романа, а также ее эволюцию в рамках модернистского течен...

Особенности художественной типизации персонажей «времени смены эпох» в романе В. С. Маканина «Андеграунд, или Герой нашего времени»

В статье рассматриваются образы и типы героев «перестроечной» эпохи в романе современного отечественного писателя В. С. Маканина «Андеграунд, или Герой нашего времени». Данная тема рассмотрена в контексте современной отечественной литературы. Исследо...

Методические рекомендации по изучению региональной литературы в школе на примере повести С. И. Карцевского «Ямкарка»

Статья посвящена повести С. И. Карцевского «Ямкарка» (1910). Цель работы — определить ключевые мотивы мифопоэтики сибирского пространства. Практическая значимость данной статьи состоит в том, что её материалы могут быть использованы в школьных курсах...

Русская идея Ф. М. Достоевского. Взгляд из Китая (1918–1949)

В данной обзорной статье представлена оценка китайскими учёными работы Ф. М. Достоевского «Русская идея». Показано также, что изучение русской философии в современном Китае стало значительным явлением научной и культурной жизни, вносящим свой вклад в...

История изучения литературной сказки в отечественной школе

В данной статье произведен анализ исторического процесса включения литературной сказки в школьную программу России. Автор рассматривает цензурные препятствия на пути преподавания сказок в XIX и XX веках, а также исследует различные взгляды на ценност...