Статья посвящена проблеме патриотического воспитания в школе, на уроках русского языка и литературы. В первой части статьи проводится анализ проблемы с точки зрения исторического процесса. В второй части проблема патриотического воспитания на уроках русского языка и литературы рассматривается через призму современной Российской школы.
Ключевые слова : патриотизм, воспитание, русский язык, литература, школа.
The article is devoted to the problem of patriotic education at school, at the lessons of the Russian language and literature. The first part of the article analyzes the problem from the point of view of the historical process. In the second part, the problem of patriotic education in the lessons of Russian language and literature is considered through the prism of a modern Russian school.
Keywords: patriotism, education, Russian language, literature, school.
Патриотизм — нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь и преданность Отечеству, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины. [5, с. 172].
Один из величайших русских педагогов А. С. Макаренко, одной из главных задач педагогики считал воспитание у подрастающего поколения жить интересами народа. «Воспитание советского патриота — это значит воспитать всесторонне развитую личность, активно и сознательно борющуюся за укрепление могущества Родины» [3, с. 394–399].
Говоря о школе, нужно отметить, что нет лучшего претендента на воспитание у школьников чувства патриотизма, чем педагог русского языка и литературы. Русский язык — это именно то, что объединяет весь русский народ, без исключения. А русская литература — это бесконечно глубокий клад нравственных и патриотических идей.
Одним из первых русских ученых, который стал рассматривать уроки русского языка и литературы, как инструмент — воспитания у подрастающего поколения чувства патриотизма стал — К. Д. Ушинский.
К. Д. Ушинский — был основоположником научной педагогике в России, и большое внимание уделял теме воспитания у детей чувства патриотизма. Ученый говорил: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».
К. Д. Ушинский рассматривал патриотизм не только как одну из важнейших педагогических задач, но и сильным средством, помогающим педагогу в своей работе. Ученый считал, что нужно воспитывать в учениках национальную гордость и терпимость к другим народам.
Большую ответственность К. Д. Ушинский возлагал на педагогов русского языка и русской литературы. Ученый говорил, что язык народа является полнейшим отражением родины и духовной жизни народа: «Усваивая родной язык, ребенок усваивает не одни только слова, их сложения и видоизменения, но бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка… Таков этот великий народный педагог — родное слово».
На уроках литературы К. Д. Ушинский предлагал романтизировать в глазах учеников «героев-патриотов», и изначально давать читать детям только «правильную литературу». Говоря о «правильной литературе», нельзя не упомянуть, что К. Д. Ушинский сам является автором множества детских книг, педагоги до сих пор используют его произведения в преподавании.
Одним из первых педагогов, рассматривающих патриотическое воспитание на уроках русского языка и литературы, был Л. Н. Толстой. Он был писателем-патриотом и его любовь к Родине, русскому языку и русской литературе была безгранична. Толстой связан три этих компонента в собственной школе, он не только формировал теоретические идеи, ставшие впоследствии основополагающими для многих педагогов, но и применял их на практике.
Толстой смотрел на патриотическое воспитание через призму религии, и уроки русского языка и литературы в его школе были тесно связаны с библией и богословием.
Про воспитание патриотизма на уроках русского языка и литературы часто в своих работах упоминали и русские демократы: В. Г. Белинский, Н. А. Добролюбов, Н. Г. Чернышевский. Воспитание патриотизма по мнению демократов — это путь перевоплощения России, а его основной целью является подготовка образованных, трудолюбивых граждан. Демократы заявляли, что патриотизм помогает человеку быть достойным членом общества.
Все трое из вышеперечисленных людей были литературными критиками и часто связывали воспитание патриотизма у подрастающего поколения с преподаванием русского языка и литературы. Демократы заявляли, что педагог должен не просто научить детей алфавиту и правилам он должен объяснить им, что такое язык, его происхождение, как он важен и как он связывает весь русский народ.
В ключе преподавания литературы, демократы рекомендовали тщательно заниматься подбором литературы для урочного и внеклассного чтения. Они считали, что дети, у которых только формируется личность, должны читать произведения, где поддерживаются идеи братства, равенства, и свободы.
Когда к власти в России пришли советы Н. К. Крупская, С. Т. Шацкий и их единомышленники. Уделяли огромное внимание проблеме воспитания нового поколения. Педагоги считали, что такое государственное учреждение, как школа должно было раньше всех других, пропитаться социалистическим духом. Н. К. Крупская отмечала, что главную роль в становлении личности ребенка играет уклад общества в целом, именно поэтому реорганизация общественного строя имела в деле воспитания большое значение.
Н. К. Крупская в своих работах всегда опиралась на идеологию, главной педагогической задачей современной ей школы она ставила — воспитание патриотизма, воспитание «настоящего советского гражданина». Особое внимание Н. К. Крупская уделяла урокам русского языка и литературы, считая их одним из главных инструментов — воспитания патриотизма у школьников. Н. К. Крупская и ряд ее единомышленников полностью переформировали систему обучения русскому языку и литературе, сделав упор на идеологию и поставив главной задачей педагога-словесника — воспитание.
Именно по инициативе Н. К. Крупской из школьной программы убрали несколько десятков произведений, которые не соответствовали сложившейся идеологии. В дальнейшем, по ее же инициативе в школьную программу добавляли множество патриотических произведений авторов-современников. Свои основные идеи, касаемо воспитания патриотизма в школе и в частности на уроках русского языка и литературы Н. К. Крупская изложила в таких работах, как: «Обучение и воспитание е в школе». (1959), «Общие вопросы педагогики. — Организация народного образования в СССР». (1958), и в ряде других книг и статей.
Современная Российская школа более демократична. Ее главная цель — высокий уровень образования, а не формирование идеологии. Но это не значит, что патриотическое воспитание в школе ушло в небытие.
Современная Россия находится в состоянии перемен. Научно-технический прогресс и всемирная глобализация порождают постоянные экономические, политические и социокультурные изменения. В такой ситуации, страна с огромным культурным наследием, где сила традиций играет особую роль, включает задачу патриотического воспитания в список самых важных дел.
Патриотическое воспитание в современной школе, в частности на уроках русского языка и литературы играет хоть и второстепенную, но очень важную роль. Проблема воспитания патриотизма в школе освещается во множестве нормативно-правовых документов, а патриотические уроки вносятся в школьную программу. Эпицентром патриотического воспитания в школе являются уроки русского языка и литературы. Современная методика преподавания предлагает множество различных инструментов для реализации поставленных задач.
Примером может служить правильный подбор произведений для уроков литературы, с ранних лет школьники начинают проходить произведения на военную тему. Такие книги почти всегда пропитаны патриотическим звучанием и бесконечной любовью к Родине. При правильном анализе педагога, и качественном усвоении материала школьниками подобные уроки вносят наибольший вклад в формирование фундамента нравственно-патриотического воспитания школьников.
Еще одним хорошим инструментом для воспитания патриотизма в школе является краеведение. Часто, для внеклассного чтения, педагоги дают произведения, связанные с городом или поселком, в котором находится школа. На уроках русского языка, ученики часто пишут сочинения на темы: «Город, в котором я живу», «Моя улица», «Моя малая Родина», «Памятники моего города». Работая над сочинениями, читая произведения о своем крае, ученики проникаются любовью к малой Родине, ощущение себя частью чего-то целого становится неотъемлемым составляющим их мировоззрения, и через призму отношения к родному краю у учеников формируется любовь к Отечеству и чувство патриотизма.
Сегодняшние школьники — это завтрашняя Россия, поэтому роль патриотического воспитания в школе трудно переоценить. Эта тема актуальна и педагогическое сообщество продолжает создавать и предлагать для всеобщего использования все новые инструменты формирования чувства патриотизма у школьников. А уроки русского языка и литературы занимают ведущую позицию в этом вопросе.
Литература:
- Вопросы воспитания на уроках русского языка. / Под ред. Т. З. Трапезниковой. — М.: Просвещение, 1965. — 179с.
- Львов, М. Р. Методика преподавания русского языка. — М.: Просвещение, 2000. — 524с.
- Макаренко А. С. Доклад в педагогическом училище // Сочинения. М.: АПН РСФСР, 1951. Т. 5. С. 419с.
- Повышение эффективности преподавания русского языка. / Под ред. Е. А. Бариновой. -М.: Просвещение, 1964.- 105с.
- Райцева, Е. В. Формирование патриотизма на уроках русского языка / Е. В. Райцева. — Текст: непосредственный // Педагогическое мастерство: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). — Москва: Буки-Веди, 2012. — С. 172–174.
- 10.Современный урок русского языка. / Под ред. Л. А. Тростенцовой. — М.: Просвещение, 1984. — 35с.