Тема духовного опыта детства в произведениях Владимира Николаевича Крупина как источник нравственного воспитания учащихся на уроках литературы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №22 (102) ноябрь-2 2015 г.

Дата публикации: 23.11.2015

Статья просмотрена: 4636 раз

Библиографическое описание:

Вострикова, Д. В. Тема духовного опыта детства в произведениях Владимира Николаевича Крупина как источник нравственного воспитания учащихся на уроках литературы / Д. В. Вострикова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 22.1 (102.1). — С. 77-79. — URL: https://moluch.ru/archive/102/23161/ (дата обращения: 16.12.2024).



 

И всегда мне хочется, чтобы в наших семьях были такие минуты, а может, и часы чтения, когда взрослые читают, а деточки слушают. В этом редчайшее единение душ и сердец (В.Н. Крупин).

Проблема педагогического содействия развитию душевных сил ребенка, его стремления к активной, творческой деятельности находится в центре внимания учителя литературы. И любое обучение должно начинаться с возбуждения интереса, любви к изучаемому предмету, поэтому учитель должен быть знатоком своего предмета, артистом и даже врачом, по мнению Е.Н. Ильина, который сможет открыть юным ученикам удивительный мир художественной книги. А в наше время Интернета, телевидения, компьютерных игр не все ученики любят и умеют вдумчиво читать, поэтому важно использовать приемы, рассчитанные на эмоциональное воздействие, сопереживание и активизацию интеллектуальных возможностей читателя – сотворчество.

В последнее время особое внимание учителей-словесников уделяется литературе родного края, и сразу можно вспомнить слова Н. М. Карамзина «Россия сильна провинцией». Сегодня становится очевидным, что русская литература так или иначе связана с литературой провинции и в известной степени зависит от нее. Именно провинция представляла и представляет в России ту основу, без которой было бы немыслимо рождение гениальных произведений отечественной литературы. Важность изучения родного края и использования в обучении и воспитании подчеркивалась в трудах Я. А. Коменского, Ж. Ж. Руссо, К. Д. Ушинского и др.

Образованному человеку необходимо быть не только знающим и сведущим в какой-либо сфере деятельности, но и быть подготовленным к жизни, умеющим ориентироваться в сложных проблемах современности, способным найти и осмыслить свое место в мире. Для этого современная школа вводит новые интегрированные предметы, изучающие родной край, в том числе и литературу родного края.

История литературной жизни нашего Вятского края содержательна и интересна. Вятская земля подарила России таких писателей, как Е.И. Кострова, А.С. Грина, Л.В. Дьяконова, А.А. Лиханова, В.А. Ситникова, М.П. Чебышеву и многих других известных прозаиков, поэтов, публицистов.

Особое место в литературе Вятского края занимает творчество современного классика Владимира Николаевича Крупина. Писатель родился и вырос в вятской глубинке – селе Кильмезь Вятского края, прошел уникальный и непростой путь творческого становления, сейчас живет в Москве и плодотворно занимается любимым делом: ежегодно выходят новые статьи, сборники рассказов и повестей. В центре его внимания находится судьба России, а значит судьбы каждого из нас. «У нас нет запасной родины, только Россия», - в этих словах суть творчества В.Н. Крупина.

Особое место в творчестве В.Н. Крупина занимает тема детства, которая играет определяющую роль: «Детство – главное время нашей жизни. Оно навсегда. Его царапины, обиды, переживания со временем забываются, и остается одно: всесветное сияние счастья быть на Божьей земле» [7, с.5]. Именно эта тема является ведущей в рамках литературы Вятского края, т.к. она способна вызвать у детей собственные впечатления, воспоминания, мысли. Эта тема проходит через весь курс литературы в школе и способствует созданию условий для духовного роста. «Духовный опыт детства – это один из источников силы нравственного, благоговейного отношения к миру, восхищения чудом всего живого на земле» [1, с.25]. Именно такое нравственное отношение к миру является задачей образования: «Сверхзадача системы уроков о детстве – служить соединению поколений, «отцов и детей», учеников и их родителей, чтобы «не погасла свеча» любви и благодарности, чтобы искусство осветило, просветило и сделало ясным для юных читателей духовный опыт детства» [1, с.26].

Книга В.Н. Крупина «Легкие облака» с подзаголовком «Книга о Родине» достойна особого внимания во время изучения литературы Вятского края. Она вышла в 2010 году в серии «Антология Вятской литературы» и включила в себя произведения писателя разных периодов: это и рассказы («Бумажные цепи», «Дети кочегара», «Босиком по голубому небу»), и повести («Варвара», «Мы не люди, мы вятские», «Крестный ход»), и дневниковые записи писателя («Тают снега. Весенний дневник», «Вятская тетрадь»). Но объединяет их одна общая тема – Вятская земля, Малая Родина писателя, и судьбы ее жителей.

Героями книги В.Н. Крупина «Легкие облака» являются дети, подростки, юноши и девушки, простые русские люди, живущие трудовой жизнью. Все они сталкиваются с главными жизненными вопросами о смысле бытия: каково предназначение человека, зачем он приходит в этот мир. И находят простой ответ: не надо враждовать, гнаться за суетным, а надо радоваться каждому дню своего пребывания на земле, обязательно делать что-то хорошее, нужное людям, живущим рядом, и видеть красоту божьего мира.

Родное для писателя село Кильмезь – лучшее место во всем мире, без которого бытие становиться бессмысленным: «Такое ощущение, что я всегда жил одновременно и в Кильмези, и в постижении мира» [7, с. 145]. Так в рассказе с говорящим за себя названием «Кильмезь, сердце моё!» В.Н. Крупин вспоминает дни своей молодости, родителей, которых уже давно нет, но память о них согревает душу, и восхваляет Малую Родину: «Родина моя, милая моя, солнышко мое незакатное! Сколько места в моей жизни занимают молитвы мои, сны и воспоминания о тебе? Все больше и больше…» [7, с. 141]. Писатель говорит: «…нет ни одной тропинки, ни одной доски деревянного […] тротуара, куда бы не ступала моя нога», подчеркивая тем, как сильно он любит это село, в котором есть у каждого свое особое место. Это Красная гора – высокий, обрывистый берег реки и сказочное место для писателя, которому посвящен рассказ «Красная гора»: «Но как же не любить жизнь, когда она так магнитна во всем? Ведь это именно она тянула к себе, когда звала на Красную гору […]. Я шел в детство, на блеск костра на песке, на свет ромашек, на тихое голубое свечение васильков во ржи […], шел оживить в себе самого себя…» Н. И. Злыгостева отмечает, что для В. Н. Крупина «именно здесь на Красной горе пересеклись, соединились пути земные и небесные» [5, с. 6].

Тема родины и детства тесно переплетаются в каждом рассказе сборника. И среди произведений, вошедших в сборник, есть такие, которые идеально подойдут для прочтения в 5-9 классах. Например, в 5 классе можно открыть повесть под названием «Большая жизнь маленького Ванечки». В этой повести показано, как главный герой Ванечка взрослеет и постигает простые, но великие истины: понимает о важности бескорыстной помощи по хозяйству старшим («Баня», «Березовые веники», «Как Ваня грядки полол»), начинает ценить дружбу («Плохо без друзей», «Самокат») и семейные узы («Отцовское поле», «Папино письмо», «Встреча с героем»). Согласимся со словами Е.О. Галицких: «Целый мир чувств в душе героя открывает автор юным читателям: любовь к родным и близким людям […], чувство благодарности за заботу, нежность к «братьям нашим меньшим», способность понять важность дружбы, радость от своих полезных дел, тревога за общие результаты страды, ответственность за себя» [2, с.44].

Любовь к родному краю, его истории, традициям и духовным ценностям закладываются с детства. В разговорах за ужином, в помощи по хозяйству родителям, в проведенном времени в кругу всей семьи закладывается система великих ценностей. Так в рассказе «Бумажные цепи» вся семья старательно готовиться к Новому году: вместе достают из пыльных коробок самодельные игрушки и развешивают на выбранную отцом елочку, которую аккуратно украшают гирляндой – «бесконечные бумажные цепи» и с нетерпением ждут новогоднего чуда. Автор-рассказчик в конце повествования делает вывод: «Думаю теперь, что именно этими бумажными цепями я не елочку украшал – я себя приковывал к родине. И приковал. Приковал так крепко, что уже не откуюсь» [7, с. 15].

Книга «Легкие облака» заканчивается коротким, но содержательным рассказом «Босиком по небу» где главный герой-рассказчик обращается к воспоминаниям своей матери о его детстве. Мама с сыном шли на сенокос через поле, засеянное льном, которое сливалось воедино с голубым небом: «А уж как лен цветёт, не многие помнят. Такой голубой цвет, даже лазоревый, будто всё поле как море» [7, с. 390]. И это впечатление осталось в молодой душе навсегда: «Везде небо. И тут небо, и вверху небо […]. Нет небушка на земле. Будто лежало на земле огромное зеркало» [7, с. 391]. Такие глубинные впечатления детской жизни формируют характер человека. В своих произведениях В.Н. Крупин показывает дорогу юным читателям, спасает их души от пошлости и равнодушия.

После прочтения книги В.Н. Крупина «Легкие облака» остается впечатление окрыленности, веры в силу любви, надежда на счастье и уверенность в том, что нашу страну ждет светлое будущее.

Выбор произведения для изучения литературы родного края должен быть ответственным, открывающим сложный, но прекрасный мир бытия. А книги В.Н. Крупина, система жизненных ценностей которого строилась на законе Божием, имеют для толкователя учеников наибольшее нравственное значение: будут способствовать интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию молодого поколения России, формированию навыков исследовательской деятельности, активной гражданской позиции. Потому что в действиях его героев развитие душевных качеств показано наиболее ясно и точно. В. Распутин точно подметил особенность таланта писателя: «Проза Владимира Крупина – это нечто особенное в нашей литературе, нечто выдающееся и на удивление простое… Его герой весь на виду и ничего в себе не умеет скрывать, для Владимира Крупина личность не в том, чтобы уйти в себя, а в том, чтобы бескорыстно прийти к людям» [8, с.14]. Старец Амвросий Оптинский говорил: «Где просто, там ангелов со сто, а где мудрено – там ни одного». Эта народная правда оживает в книгах Владимира Николаевича Крупина – будь с Богом, люби отца и мать, родню, свой родной край, Россию, будь Человеком.

 

Литература:

  1. Галицких, Е., Самохвалова, Г. Готовимся к уроку литературы в 5 классе. – Киров: ВГГ, 1996. – 56 с.
  2. Галицких, Е.О. "Время детства" в книге Владимира Крупина "Босиком по небу" // Литература в школе. – 2011, №9, с. 43– 45.
  3. Галицких, Е.О. Проблемы организации свободного чтения учителя литературы // Чтение как искусство: герменевтический аспект. Коллективная монография. – Киров: Изд-во ООО «Радуга-ПРЕСС», 2013. – с. 427– 430.
  4. Галицких, Е.О. «Воздух детства и отчего дома…» // Литература в школе. – 2013. – №4. – с. 19-21.
  5. Злыгостева, Н. И. Здесь Родина. И она неизменна. //Крупин, В.Н. Легкие облака. – Киров: О-Краткое, 2010. – с. 6 – 10.
  6. Ильин, Е.Н. Путь к ученику. – М.: Просвещение, 1988. – 224с.
  7. Крупин, В.Н. Лёгкие облака: книга о родине. – Киров: О-Краткое, 2010. – с. 400.
  8. Варшавская, Л.А., Еланская, Н.И. Сценарий литературно-музыкальной композиции «У нас нет запасной Родины. Только Россия». О творчестве В.Н. Крупина // Журнал «Уроки литературы». – 2011. – № 11. – с.11– 14.
  9. Энциклопедия Земли Вятской. Там 2. Литература, 1995 – 576с.
Основные термины (генерируются автоматически): родной край, Вятский край, Россия, Кильмезь, особое место, Вятская земля, голубое небо, детство, Красная гора, мир.


Похожие статьи

Воспоминание как основа создания мира детства в произведениях И. А. Бунина

Эмоционально-чувственный компонент в изобразительном творчестве младших школьников, творческое переживание на уроках изобразительного искусства

Концепция положительного и отрицательного героя в рассказах В.А. Сухомлинского в обучении младших школьников искусству кукольного театра.

Актуальность жанра эссе в свете требований к формированию творческих способностей учащихся на уроках казахского языка в русской школе

Воспитание читательской культуры младшего школьника на уроках литературного чтения

Мифологические образы и мотивы в поэзии В.С.Высоцкого (традиции и новаторство)

Уроки литературного чтения, как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников

Тема начала и конца в поэзии Юрия Александровича Курдина

Образ дома и малой родины в поэтическом творчестве Ю. Курдина

Обучение выразительному чтению лирических стихотворений как условие развития эмоционально-чувственной сферы у младших школьников

Похожие статьи

Воспоминание как основа создания мира детства в произведениях И. А. Бунина

Эмоционально-чувственный компонент в изобразительном творчестве младших школьников, творческое переживание на уроках изобразительного искусства

Концепция положительного и отрицательного героя в рассказах В.А. Сухомлинского в обучении младших школьников искусству кукольного театра.

Актуальность жанра эссе в свете требований к формированию творческих способностей учащихся на уроках казахского языка в русской школе

Воспитание читательской культуры младшего школьника на уроках литературного чтения

Мифологические образы и мотивы в поэзии В.С.Высоцкого (традиции и новаторство)

Уроки литературного чтения, как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников

Тема начала и конца в поэзии Юрия Александровича Курдина

Образ дома и малой родины в поэтическом творчестве Ю. Курдина

Обучение выразительному чтению лирических стихотворений как условие развития эмоционально-чувственной сферы у младших школьников

Задать вопрос