Учебник академика Мамед Джафар Джафарова
Автор: Казымова Фергана Рамиз кызы
Рубрика: 2. История литературы
Опубликовано в
Дата публикации: 03.02.2014
Статья просмотрена: 268 раз
Библиографическое описание:
Казымова, Ф. Р. Учебник академика Мамед Джафар Джафарова / Ф. Р. Казымова. — Текст : непосредственный // Филология и лингвистика в современном обществе : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). — Т. 0. — Москва : Буки-Веди, 2014. — С. 26-28. — URL: https://moluch.ru/conf/phil/archive/107/4932/ (дата обращения: 17.12.2024).
Народы Азербайджана и России, которые поддерживают добрососедские отношения в течение многих столетий, также воспользовались достижениями друг друга в процессе развития литературы и культуры. Российская прогрессивная литературная мысль всегда изучалась и пропагандировалась в Азербайджане, труды известных представителей российской литературы были переведены на наш язык и представлены вниманию литературного сообщества. В нашем литературоведении написаны сотни научных трудов, посвященных исследованию русской литературы. Одним из таких исследователей был видный ученый Мамед Джафар Джафаров. Он был не только читателем русской и европейской литературы, но и их серьезным исследователем в настоящем значении этого слова. Прежде всего, он читал эту литературу, и с большой любовью. Потом писал статьи, и все это открыло ему путь к серьезным исследованиям. Неоспоримы заслуги Мамеда Джафара Джафарова в области пропаганды литературно-художественных и философских взглядов самых известных представителей русской и западной литературы. Исследования же русской литературно-социальной, научно-теоретической мысли продолжалось в течение всей его творческой деятельности. Наконец, в 70-х годах издается книга Мамеда Джафара Джафарова «Русская литература XIX века» в трех томах. Я. Гараев писал, что «Мамед Джафар особенно сильно любил XX век в Азербайджане и XIX век в России» (1, с. 245). Вообще, русская литература XIX века вызывала серьезный интерес в Азербайджане. Этот интерес, который был вызван переводом некоторых литературных произведений, впоследствии вырос и, наряду с переводами, породил и серьезные научно-литературные размышления. Книга академика Мамеда Джафара «Русская литература XIX века» появилась как раз на современном этапе этого закономерного процесса. Так как автор досконально знал литературу многих народов мира, мог объяснить отдельные вопросы на высоком научном уровне, обладал большим литературоведческим опытом, он представил в своей книге русскую литературу XIX века, как неотъемлемую часть мировых литературных процессов. В первом томе «Русской литературы XIX века», вышедшем в 1970 году, редактор книги, доктор филологии Акбар Агаев, высоко оценивая труд ученого, указал, что этот труд является не только учебником для высших учебных заведений, он также носит исследовательский характер, отражает взгляды автора на русскую литературу, его наблюдения, по мере надобности также рассказывает о литературно-культурных связях России и Азербайджана.
В целом, учебные пособия по истории литературы пишутся в форме историко-литературных очерков, галереи литературных портретов и описания последовательности историко-литературных процессов, наряду с этим в форме анализа и исследования творчества великих литературных деятелей.
Учебное пособие написано в этом третьем плане, здесь сменяют друг-друга обзор общественно-литературных событий и отдельные очерки-портреты.
Учитель Мамед Джафар опирался на существующие достижения русского литературоведения, в то же самое время он более подробно останавливался на литературных событиях и факторах, связанных с Востоком и Азербайджаном, особо отмечал литературные произведения, которые были относительно менее освещены в истории русской литературы, возможно, из-за их второстепенного значения для русской литературной мысли.
В учебном пособии рассмотрен литературный процесс целого века в тесной связи с общественно-литературной и особенно философской мыслью, поэтому литературные и идейные противоречия того периода, социальные взгляды не исключаются из литературного развития, а, напротив, отображены очень ясно.
В трехтомнике помимо статей, проясняющих особенности, присущие отдельным периодам XIX века, их различия, литературно-художественные и теоретико-эстетические взгляды, также приводятся отдельные очерки о каждом из представителей русской художественной, социально-философской, критической мысли того периода, таких, как А. С. Грибоедов, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь, А. И. Герцен, В. Г. Белинский (I том), И. С. Тургенев, Н. Г. Чернышевский, И. А. Гончаров, М. И. Салтыков-Щедрин (II том), М. Ф. Достоевкий, Л. Н. Толстой, А. П. Чехов (III том) (2).
Известный ученый, прежде, чем начать разговор о литературном процессе и деятелях, отдельно останавливается на истоках русской литературы XIX века, историко-социальных причинах появления прогрессивных идей, характеризует силы, представляющие эти передовые идеи, раскрывает исторические корни реакции.
Противоречия литературных взглядов, естественно, носят политический характер. Тот, кто правильно изображает жизнь народа, отличается определенными национальными качествами, широко использует русское народное творчество, считает необходимым вести борьбу за литературу нового содержания, отражающую политические процессы, рано или поздно встает на сторону идей Радищева, которые потрясли Россию, встает на сторону, противоположную реакционным кругам. Факел, зажженный Радищевым, освещал путь и последующим поколениям. Ученый с полным правом представил Радищева, как идейного предшественника русских литераторов XIX века, и проанализировал его творчество.
Ученый, выражая свое мнение о продолжателях и эпигонах классицизма и сентиментализма, определил их место в литературном процессе, а также влияние, которое они оказали на этот процесс. Представители литературы, находящейся на пути становления, «использовали гражданский пафос классицизма и критические традиции сентиментализма» (3). В книге особое внимание уделяется последовательной смене различных литературных течений, положительным качествам, которые они перенимали друг у друга, а также тем чертам, которые мешали их развитию. Как видно из исследований автора, в результате идейных противоречий и литературных баталий в русской литературе 1800–1815 годов «возник романтизм как новое литературное течение, а также заложены основы реализма в творчестве Критова» (1). По мнению ученого, в конце 10-х и начале 20-х годов XIX века прогрессивным стилем стал активный романтизм. И это вызвало борьбу против эпигонского классицизма, сентиментализма того же характера и пассивного рамнтизма. Автор дал краткое научное объяснение сентиментализма и классицизма в русской литературе. Мамед Джафар также рассматривал новые жанры, появляющиеся в результате борьбы идей в русской литературе, хотя и вскользь, но показывал литературно-эстетическое новых жанров.
Ученый-литературовед раскрыл сущность процесса, который привел к возникновению реализма в русской литературе, рассматривал преимущества реализма как литературного стиля, определил внутренние оригинальные свойства его отдельных этапов. Творчество великих литературных деятелей — А. С. Грибоедова, А. И. Герцена, В. Г. Белинского — он анализировал именно в таком плане.
В книге подробно исследуется положение, в которое попал герой «Горя от ума» Чацкий, выраженные им новые идеи, его связь с предшествующим литературным развитием, суть противостояния между прогрессивными деятелями и реакционным обществом.
С появлением в России такого поэта, как Пушкин, был сделан шаг к новому, более высокому этапу развития. Известный ученый раскрывает литературно-эстетические предпосылки этого процесса, показывает связь поэзии Пушкина с идеями, рожденными самой жизнью, оценивает искусство Пушкина как закономерный этап развития мирового литературного процесса. Роль, сыгранная творчество Пушкина на следующих этапах развития русской литературы и литературно-критической мысли, также не укрылась от внимания ученого.
Привлекает внимание четкость и конкретность стиля ученого, анализ различных периодов коренным образом отличается. Одна из самых интересных глав — «В. Г. Белинский». В ней идет речь о среде, сформировавшей Белинского как ученого-критика, раскрывается эстетическая суть его реалистической теории.
В 1974–1975 годах были изданы второй и третий тома книги. Обе из этих книг отражали жизнь и творчество видных представителей русской литературы, особенности их мастерства.
Во второй том учебного пособия включен краткий научный обзор развития русской литературы за два десятилетия — 50–60 годы XIX века, даны отдельные очерки, посвященные Тургеневу, Чернышевскому, Гончарову, Некрасову, Островскому, Добролюбову и Салтыкову-Щедрину.
Авторитетный исследователь истории российской литературы в этом труде опирался на результаты новейших исследований. За исключением очерка о Некрасове, все разделы учебника были переработаны. Очерк ученого о Тургеневе выделяется среди других своей научностью и глубиной. Здесь подробно рассмотрены философские и научные стороны творчества Тургенева.
Художественное отражение особенностей социального развития российского общества в относительно более поздние годы прослежено в книге на основе романов Гончарова. Автор представил героев Гончарова в единстве с интерпретацией русской классической критики. Соблюдая хронологическую последовательность, автор отражает и прослеживает разнообразие русской литературно-социальной и эстетической мысли в очерках, посвященных Некрасову, островскому, Добролюбову и Щедрину.
В следующем томе, который отличается научно-теоретической основательностью, представлен классический реализм 80–90-х годов. Для примера достаточно проанализировать его очерк «А. П. Чехов». Жизнь и творчество А. П. Чехова, как и других классиков русской литературы XIX века, описаны подробно и глубоко. Известно, что А. П. Чехов является одним из ведущих представителей русского критического реализма, он был художником-новатором, который продолжал и развивал самые лучшие традиции предшествующего русского реализма в новых условиях. Учитель Мамед Джафар очень точно и достоверно определил место этого литератора в российской литературе.
Превосходной чертой автора является то, что он посчитал необходимым не только раскрыть место Чехова, как и многих других классиков, в становлении русского художественного мышления, но и к месту рассказать о положительном влиянии, которое он оказал на литературу других народов в целом, в том числе и на художественную мысль Азербайджана.
Чехов, в отличие от многих современников, писал теоретико-критические статьи об искусстве, деятелях искусства, литературе, об отдельных произведениях. Вместе с тем, в русском литературоведении высоко оцениваются литературно-критические мысли, высказанные им в его письмах к друзьям-литераторам. В книге достойно оценены литературно-критические взгляды писателя, об этом написан отдельный раздел, озаглавленный «беседы об искусстве».
Разделом «Проза Чехова», можно сказать, полностью охвачена проза писателя. Мы должны присоединиться к словам автора: «Рассматривая произведения Чехова в целом, мы видим, что в них автор отразил в зеркале художественного творчества самые характерные особенности русской общественной жизни двадцатилетия». А что же за особенности имела русская общественная жизнь 80–90-х годов? Согласно тому, что говорил ученый о творчестве Чехова, они в основном следующие: тяжелое положение русского крестьянства, невежество («Мужики», «В ссылке»); полуголодная жизнь интеллигенции различного толка («Смерть чиновника», «Человек в футляре»); духовная трагедия униженных и оскорбленных («Тоска», «Каштанка»); гнусности, творимые в обществе привыкшими к взяточничеству и воровству чиновниками самодержавного режима («Без места», «Редкая птица»); дурные привычки, портящие общество и унижающие личность («Бабы», «Скверная история»); отдельные трагедии в семьях, образующих общество («Анна на шее», «Приданое»); критика «писателей»-паразитов, рассматривающих литературу и искусство как источник дохода («Юбилей», «Рыбья любовь») и т. д.
Известно, что сценические произведения в творчестве Чехова чаще всего являются темой для дискуссий. Если мы сравним мнение Мамеда Джафара с мнением других ученых, изучающих наследие Чехова, то увидим, что анализ драматургии Чехова азербайджанским ученым отличается своей свежестью и оригинальностью. Оригинальный метод анализа ощущается и в других исследованиях, посвященных творчеству классиков, например, Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого. В результате всего этого данное учебник используется в высших учебных заведениях как основное учебное пособие уже более 40 лет. Этот трехтомник был удостоен Государственной премии республики как одно из высших достижений науки литературоведения.
Мамед Джафар Джафаров обладал широкой эрудицией, что дало ему возможность выявить типологические особенности мировой литературы, а также плодотворно работать в такой актуальной области, как исследование литературных взаимосвязей.
Литература:
1. Караев Я. Литературные горизонты. Баку: Молодежь, 1985, 288 с.
2. Русская литература XIX века: В 3-х томах. Баку, 1971–1974
3. Джафаров М.Дж. Из истории азербайджанско-русских литературных связей. Баку, 1964, 184 с.