Развитие функциональной грамотности учащихся через проектную деятельность по краеведению | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Зубочкина, Е. А. Развитие функциональной грамотности учащихся через проектную деятельность по краеведению / Е. А. Зубочкина. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XXXVIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 38-43. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/442/17136/ (дата обращения: 16.11.2024).



Я работаю учителем истории уже 21 год. Все чаще я сталкиваюсь с проблемами: у многих наших учеников отсутствует социальная активность, пассивная гражданская позиция, низкая экологическая культура поведения, отсутствие милосердия. Решение этих проблем я вижу через проектную деятельность по краеведению. Через проектную деятельность будет развиваться и функциональная грамотность учащихся. Таким образом, у меня за годы педагогической деятельности накопилась серия проектов.

Я поставила следующую цель проектной работы по краеведению — повышение социальной активности и формирование гражданской позиции, патриотических чувств учащихся через краеведческую деятельность.

Для реализации данной цели я поставила следующие задачи:

– развивать познавательный интерес к изучению природы, истории, культуры родного края;

– формировать общественно-активную личность, гражданскую позицию, культуру общения и поведения в социуме, любовь к родному краю;

– осуществлять осознанный выбор профессии;

– развивать поисково-исследовательские качества личности, самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности, мобильности;

– развивать умения пользоваться материалами СМИ, специальной литературой краеведческого содержания.

Содержание проектов направлено на реализацию программы «Рухани жаңғыру», способствует исследовательской, творческой, волонтерской работе по краеведению. Я применяю методы и формы работы: наблюдение, диалог, показ тематических фильмов, прослушивание аудиозаписей, проектная деятельность, изучение литературы по теме исследования, волонтерская деятельность, экскурсии по памятным местам, посещение краеведческого музея, библиотек.

Первый волонтерский, исследовательский и социально значимый проект по краеведению «Возрождение парка». Рядом со школой за забором находился заброшенный парк бывшего больничного городка. После распада СССР там накопилось много мусора, здание больницы было разрушено, детская больница была в заброшенном состоянии. Парк погибал. А ведь в нашем районе не было парка для отдыха и прогулок. Сначала решили очистить парк, прилегающий к забору школы, от мусора. Так и мы вышли на этот проект.

Цели проекта :

– создание экологически чистой «зелёной зоны»;

– восстановление облика парка;

– создание условий для культурного досуга местных жителей;

– исследование истории парка.

Основные задачи:

– убрать накопившийся мусор и сухостой, посадить деревья, установить лавки, урны, фонари, детскую площадку, площадку для выгула собак;

– вовлечь в работу горожан — взрослых и детей;

– привлечь к проблематике вопроса внимание общественности — через взаимодействие с органами власти, обращение к депутату, СМИ, социальные сети, листовки;

– исследовать историю парка больничного городка;

– найти партнеров, которые помогут в реализации проекта;

– овладение умениями и навыками правильного поведения на природе;

– формирование потребности в сохранении и улучшении природы.

Учащимися и коллективом школы была очищена территория парка, прилегающая к школе, где высажены деревья и кустарники, исследована история парка, был составлен план — проект будущего парка, где были зоны для выгула собак, спортивная. игровая, аллеи.

Данный план мы презентовали секретарю городского маслихата депутату Оспанову Кабдыгали Нургалиевичу. Он посчитал проблему проекта актуальной. Кабдыгали Нургалиевич одобрил наши действия и обещал содействовать в осуществлении проекта. В итоге учащиеся проявляют активную гражданскую позицию и социальную активность качества лидера.

Инициативная группа проделала большую волонтерскую работу. Многие волонтеры-старшеклассники отметили, что после работы волонтером появилось желание совершать добрые дела, приносить пользу и радость нуждающимся людям, более осознанно подходят своему экологическому поведению, культуре общения.

С этим проектом мы участвовали в конкурсе социальных проектов «Я гражданин». В номинации «Моя малая Родина» наш проект занял 1 место, в областном конкурсе 2 место. Мы продолжили работу над возрождение парка и участвовали с проектом «Возрождение парка» в областной ярмарке социальных проектов, в республиканском фестиваль социальных проектов «Ізгілік — өмір нәрі» в Алматы.

В итоге наш проект реализован. Восстановлена и открыта больница. Парк преображается и есть зоны отдыха и детская площадка. Работы по восстановлению парка продолжаются.

СУББОТНИК 001_0004 IMG_20191014_161028.jpg

Следующий результативный проект «Монумент памяти». Проблема заключается в том, что в заброшенном парке, рядом со школой-интернатом № 4, находилась забытая всеми могила врачей Цетковских — основателей парка. Могила врачей была почти полностью разрушена, изрисована свастикой, надгробная табличка отсутствовала. Инициативной группой было принято решение установить мемориал врачам, основателям парка. Цель: установление монумента памяти врачам Цетковским. С проектом «Монумент памяти» участвовали в конкурсе социальных проектов «Я — гражданин» и заняли 3 место. В итоге проект реализован. Данный проект способствовал развитию исследовательских, коммуникативных навыков. Также способствует развитию активной гражданской позиции, навыки делового партнёрского общения, поисковые (исследовательские) умения самостоятельно найти информацию в информационном поле.

SDC12033 IMG_20190924_103114.jpg

После экскурсии в музей Карлага появился новый проект «Пленные немцы и японцы в Карагандинской области». В итоге следовали историю лагеря, как использовался труд военнопленных, в каких условиях они жили. Еще один проект «Вклад знаменитых узников Карлага в развитие Караганды». Как оказалось, среди заключенных было много известных людей. Талантливый человек сможет реализовать себя везде, даже в самых трудных условиях. Цель исследования — это определение вклада узников Карлага в развитие нашего города. Такие проекты способствуют развитию не только исследовательских навыков,но и навыкв интервьюирования, устного опроса и рефлексвных.

Сейчас мы работаем и над проектом создания виртуального музея «Улицы родного города». Но это уже отдельная история…

В результате краеведческой исследовательской деятельности у учащихся развиваются коммуникативные, исследовательские, информационные, технологические, рефлексивные навыки, а также лидерские качества учащихся и активная гражданская позиция. Проектная деятельность по краеведению позволяет выпускникам школы легко адаптироваться в социуме, как гражданина с высокой гражданской позицией и ответственностью. Такие проекты предоставляют новую возможность в решении проблемы гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения, способствуют развитию функциональной грамотности учащихся.

Литература:

  1. Национальный план действий по развитию функциональной грамотности на 2012–2016 годы в РК [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://adilet.zan.kz/rus/docs/P1200000832
  2. Программа «Рухани жаңғыру» — это новый этап в историческом развитии современного Казахстана. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://official.satbayev.university/ru/university/roukhani-zhangyru-
  3. Модернизация общественного сознания: реализация проектов «Рухани жаңғыру». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://strategy2050.kz/

Похожие статьи

Развитие одаренности обучающихся через урочную и внеурочную деятельность

Развитие математической грамотности учащихся начальной школы через реализацию программы УМК «Перспективная начальная школа»

Патриотическое воспитание старших дошкольников через проектную деятельность

Формирование здорового образа жизни через организацию исследовательской деятельности учащихся

Формирование экологической культуры младших школьников средствами внеурочной деятельности

Формирование естественнонаучной грамотности на уроках физики при использовании краеведческого материала

Развитие коммуникативных навыков и творческого потенциала учащихся начальной школы через применение проектной технологии

Развитие функциональной грамотности школьников на уроках русского языка и литературы

Развитие личности учащегося посредством проектной деятельности

Воспитание духовно-нравственной личности с помощью образования туристско-краеведческой направленности

Похожие статьи

Развитие одаренности обучающихся через урочную и внеурочную деятельность

Развитие математической грамотности учащихся начальной школы через реализацию программы УМК «Перспективная начальная школа»

Патриотическое воспитание старших дошкольников через проектную деятельность

Формирование здорового образа жизни через организацию исследовательской деятельности учащихся

Формирование экологической культуры младших школьников средствами внеурочной деятельности

Формирование естественнонаучной грамотности на уроках физики при использовании краеведческого материала

Развитие коммуникативных навыков и творческого потенциала учащихся начальной школы через применение проектной технологии

Развитие функциональной грамотности школьников на уроках русского языка и литературы

Развитие личности учащегося посредством проектной деятельности

Воспитание духовно-нравственной личности с помощью образования туристско-краеведческой направленности