Проектная и исследовательская деятельность в процессе реализации программы воспитания и социализации суворовцев | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 декабря, печатный экземпляр отправим 11 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Общеобразовательная школа

Опубликовано в Образование и воспитание №5 (20) декабрь 2018 г.

Дата публикации: 26.11.2018

Статья просмотрена: 50 раз

Библиографическое описание:

Овсепян, Г. А. Проектная и исследовательская деятельность в процессе реализации программы воспитания и социализации суворовцев / Г. А. Овсепян, И. Н. Кабиров. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2018. — № 5 (20). — С. 30-31. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/108/3765/ (дата обращения: 23.11.2024).



Развитие системы образования в России, характеризуется обновлением, качественным изменением содержания, методов и средств обучения, новыми подходами к его реализации. В связи с этим возникла важность и необходимость проектной деятельности.

Проектная и исследовательская деятельность является одним из методов развивающего (личностно-ориентированного) обучения, направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, подбор методов, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов и выводы по работе), способствует развитию творческих способностей и логического мышления.

Различия учебно-исследовательской деятельности и проектной деятельности заключаются в планировании работы и результатах:

‒ проект направлен на получение конкретного запланированного результата, а в ходе исследования организуется поиск в какой-то области;

‒ результат проекта должен быть точно соотнесен со всеми характеристиками, сформулированными в его замысле, а логика построения исследовательской деятельности включает формулировку проблемы, выдвижение гипотезы и проверку выдвинутых предположений.

В процессе реализации программы воспитания и социализации суворовцев к проектной и исследовательской деятельности привлекаются все обучающиеся. При работе над проектом выделяются три основные стадии: организация деятельности, осуществление деятельности, представление результатов деятельности и ее оценка. Представление результатов проектов могут быть: видеофильм, альбом, стендовый доклад, творческий проект, мини-исследование.

Формы проектов:

‒ информационно-проблемные проекты;

‒ игровые проекты;

‒ ролевые проекты;

‒ социальные проекты;

‒ учебно-исследовательские проекты и т. п.

Информационно -проблемные проекты направлены на работу с информацией о каком-то объекте, природном явлении. Информационные проекты суворовцы представляют в виде докладов, буклетов, плакатов.

Главной целью работы над проектом «История поговорок и пословиц» является изучение пословиц и поговорок, отслеживание отражения менталитета русского человека в пословицах и поговорках и выявление степени их функционирования в речи обучающихся.Актуальность выбранной темы определяется важностью оправданного и грамотного использования пословиц и поговорок в речи для повышения интеллектуального и нравственного уровня суворовцев.

В игровых проектах суворовцы чаще описывают новые спортивные игры, которые они хотели бы проводить на занятиях по внеурочной деятельности.

Наиболее интересны ролевые проекты. Чаще всего результатом защиты данного проекта является смотр художественной самодеятельности. В ходе мероприятия суворовцы принимают на себя определенные роли литературных персонажей или выдуманных героев.

Социальные проекты представляют собой описание социальной практики. Участие в социальных проектах способствуют формированию социального опыта, основных социальных ролей. Суворовцы представляют такие проекты как: «Забота о братьях наших меньших», «Ветеран живет рядом», «Вечная память героям» и т. п. Суворовцы активно принимают участие в различных конкурсах со своими проектами, так в конкурсе инновационных социальных проектов «Мир, который нужен нам» суворовцы представили проект «Твори добро», который направлен на формирование чувств милосердия, отзывчивости, сострадания, доброго отношения к людям, путем вовлечения их в социально-значимые дела по оказанию прямой, практической помощи.

Результатами реализации данного социального проекта «Твори добро» были:

‒ в проведенных акциях приняли участие суворовцы 1, 2, 4, 5, 7 рот, из которых 20 человек (1 рота 4 взвод) — активные участники проекта;

‒ оказана помощь, поддержка и внимание примерно 17 ветеранам ВОВ;

‒ произведен мелкий ремонт оргтехники, книжных полок, уборка в 5 квартирах участников войны и труда, а также оказание помощи своим пожилым родственникам;

‒ проведены акции «Горжусь своим дедом», «Встречи с ветеранами», «Дорогою памяти»;

‒ участие в акции «Добро» (отправка поздравительных открыток, военнослужащим в Сирии).

Суворовцы Казанского военного училища уверены в том, что своим добрым отношением к людям, животным и проведенными акциями снимем тяжесть с человеческой души и сделаем людей хоть на какое-то время счастливыми!

Исследовательские проекты суворовцы выполняют на занятиях по внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению. В процессе работы формируются такие личностные характеристики как любознательность, целеустремленность, способность к организации собственной деятельности, к взаимодействию с другими обучающимися. Суворовцы работают над такими темами как: 5 класс: «А. В. Суворов –великий полководец», «Вредные и полезные привычки», «Адмирал Ф. Ф. Ушаков», «Подвиг М. П. Девятаева», «История военной формы одежды», «Их именами названы улицы Казани» «Что такое подвиг» и др.

Чаще всего объектами исследований являются: подвиги былинных героев, героев Великой Отечественной войны, Афганской войны, герои Чеченских войн. Полученные знания в дальнейшем могут быть использованы на уроках истории, а также на занятия духовно-нравственного направления курса «Я патриот России!».

Как показывает опыт, после завершения работы над проектом уровень компетентностей суворовцев повышается. По завершению проектов в училище проводится выставка проектов обучающихся. На наш взгляд, для повышения уровня коммуникативной компетентности необходимо многократное участие суворовцев в проектной деятельности.

Также в ходе проведенной работы, у суворовцев формируются познавательные универсальные учебные действия. Суворовцы учатся проводить обобщение и классификацию объектов по признакам, устанавливать причинно-следственные связи, и проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу, исследовать собственные нестандартные способы решения.

При организации проектно-исследовательской деятельности у суворовцев повышается познавательный интерес к познавательной деятельности, способствует повышению их интеллектуального и творческого потенциала.

Литература:

  1. Белобородов Н. В. Социальные творческие проекты в школе.
  2. Бычков А. В. Метод проектов в современной школе.
  3. Гузеев В. В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения
  4. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности.
  5. Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении.
  6. Белоножкина Г. А. Технология проектного метода
  7. Исламова Ф.Н Проектная деятельность школьников в образовательном процессе
  8. Положение об учебно-исследовательской деятельности 5–8 классов.
Основные термины (генерируются автоматически): проект, суворовец, исследовательская деятельность, проектная деятельность, внеурочная деятельность, герой, доброе отношение.

Похожие статьи

Проектно-исследовательская деятельность как фактор реализации задач гражданского и патриотического воспитания в Российской Федерации

Научно-исследовательская работа в процессе самообразования и саморазвития педагогов-практиков (преподавателей образовательного блока «Искусство»)

Внеклассная воспитательная работа по формированию экологической культуры младших школьников в процессе изучения курса «Окружающий мир»

Подготовка и проведение профессиональных конкурсов в рамках сетевого взаимодействия дошкольных организаций как средство повышения качества образования в ДОО

Экспериментальная проверка педагогических условий эффективного функционирования информационной среды обучения курсантов военного вуза

Художественно-творческая деятельность в системе дополнительного образования как фактор социализации воспитанников детского дома

Организационно-методическое сопровождение социализации младших школьников средствами проектно-исследовательской деятельности

Развитие навыка анализа текста у младших школьников в процессе преподавания литературного чтения на основе исследовательской деятельности

Роль классного руководителя в становлении и формировании учебной группы колледжа

Похожие статьи

Проектно-исследовательская деятельность как фактор реализации задач гражданского и патриотического воспитания в Российской Федерации

Научно-исследовательская работа в процессе самообразования и саморазвития педагогов-практиков (преподавателей образовательного блока «Искусство»)

Внеклассная воспитательная работа по формированию экологической культуры младших школьников в процессе изучения курса «Окружающий мир»

Подготовка и проведение профессиональных конкурсов в рамках сетевого взаимодействия дошкольных организаций как средство повышения качества образования в ДОО

Экспериментальная проверка педагогических условий эффективного функционирования информационной среды обучения курсантов военного вуза

Художественно-творческая деятельность в системе дополнительного образования как фактор социализации воспитанников детского дома

Организационно-методическое сопровождение социализации младших школьников средствами проектно-исследовательской деятельности

Развитие навыка анализа текста у младших школьников в процессе преподавания литературного чтения на основе исследовательской деятельности

Роль классного руководителя в становлении и формировании учебной группы колледжа

Задать вопрос