Развитие естественно-научной функциональной грамотности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №7 (111) апрель-1 2016 г.

Дата публикации: 06.04.2016

Статья просмотрена: 5316 раз

Библиографическое описание:

Колесникова, Г. М. Развитие естественно-научной функциональной грамотности / Г. М. Колесникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 7.3 (111.3). — С. 13-15. — URL: https://moluch.ru/archive/111/27961/ (дата обращения: 22.12.2024).



«…первостепенная задача современной

системы образования – это подготовка людей,

обладающих критическим мышлением и способных

ориентироваться в информационных потоках».

Н.А. Назарбаев

Главой государства Н. Назарбаевым в Послании народу Казахстана от 27 января 2012 года «Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана» поставлена конкретная задача по принятию пятилетнего Национального плана действий по развитию функциональной грамотности школьников.

Цель Национального плана – создать условия для развития функциональной грамотности школьников Республики Казахстан [1].

Естественнонаучная грамотность – способность школьника осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознавания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования, основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой; понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания; демонстрировать осведомленность в том, что естественные науки и технологии оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферу общества; проявлять активную гражданскую позицию при рассмотрении проблем, связанных с естествознанием [2].

Актуальность моего педагогического опыта заключается в формировании у школьников чувства необходимости самообразования и самостоятельного добывания знаний. Но большая часть учащихся не способны самостоятельно добывать знания, следовательно, необходимо разработать задания, которые будут направлять работу учащихся, и тем самым у них будет развиваться естественнонаучная грамотность.Соответственно, если функциональная грамотность это освоение и применение школьниками теоретических знаний по биологии в своей повседневной жизни, то основные задачи ставлю перед собой как учитель для формирования функциональной грамотности у школьников следующие:

- Прежде всего, это создание необходимых условий во время учебной деятельности.

- Применение новых технологий в обучении способствуют развитию функциональной грамотности школьников на уроках биологии.

- Разработка упражнений и заданий, направленных на развитие естественнонаучной грамотности школьников.

При планировании уроков передо мной стоят несколько вопросов. Каким должен быть урок? И какими должны быть задания, для формирования у школьников навыков функциональной грамотности, а,следовательно, и компетентности? Вот уже на протяжении нескольких лет на своих уроках применяю новейшие технологии обучения, критическое мышление, работа в группах и в парах. По мере работы накапливается и материал.

Для развития естественнонаучной грамотности важно включать в материал любой темы биологии упражнения на развитие, конечно же, общеучебных умений и навыков.

Вот несколько примеров учебных заданий из личного опыта.

1. Биологические задачи на формирование умений и навыков 8 класс:

Зрительный анализатор:

Объясните, почему у других заметить ошибку легче, чем у себя? Почему ошибки рекомендуются исправлять красным карандашом?

Кожная чувствительность:

Часто, при небольших операциях, хирурги применяют местный наркоз, то есть обезболивают небольшой участок кожи и лежащих под ней тканей. Во время такой операции больной чувствует прикосновение ножа хирурга, но не ощущает боли. Дайте объяснение этому явлению.

На формирование понимания изучаемого материала. На уроке биологии в 7 классе информация о том, что не все пауки плетут паутину, была воспринята неоднозначно. Но после самостоятельного изучения дополнительного текста ученики в этом не только убедились, но и сделали вывод о причинах такого явления и указали много разных способов использования паутины в жизни пауками.

Очень интересно ученикам самим придумывать вопросы или тестовые задания. Это делает процесс обучения более эффективным. И развивает такие качества ученика как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения.

Задания, направленные на развитие внимания.

Телофаза

Метафаза

Профаза

Анафаза

Клетка

Орган

Организм

Ткань

Задание №1

Дан перечень некоторых понятий. Расположите их в определенном порядке:

Задание №2

Найдите ошибку в определении:

Питание – это процесс переваривания пищи.

Пищеварение – это процесс механической переработки пищи.

Ферменты – это особые белки, способствующие выделению.

Производители – организмы, потребляющие произведенное.[3]

Конечно, в своей работе применяю групповую и парную работу. Учащимся этот вид деятельности нравится. При планировании таких уроков больше уделяю внимания на самостоятельную работу учеников. Использую методы активного чтения: маркировка с использованием значков «v», «+», «-», «?» (по мере чтения ставятся на полях справа); ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов; поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы и т.д. На самом деле виды групповой работы разнообразны, но все они нацелены на самообразование и самостоятельное добывание знаний.

Результативностью своей работы могу считать следующие данные анкетирования 60 учащихся 8 классов (таблица 1).

Какие навыки вы приобретаете на уроках биологии?

Таблица 1

навыки

Кол-во учащихся

%соотношение

1

Умение ясно и четко отвечать

46

76

2

Умение внимательно слушать

35

58

3

Делать выводы, формулировать ответ в понятной форме.

25

41

4

Умение выявлять вопросы и проблемы, которые необходимо решить на уроке

43

71

5

Умение сравнивать и анализировать явления

44

73

6

Использовать полученные знания в жизненных ситуациях

29

48

Развитие навыков естественнонаучной грамотности совместно с информационными технологиями на уроках биологии способствовало динамике качества знаний учащихся, повышению мотивации учебной деятельности. Данные качества знаний за последние два года приведены на рисунке 1.

Рис. 1. График

Одним из элементов в своей профессиональной деятельности считаю – развитие таких умений и навыков, которые способствуют успешности моих учеников в повседневной жизни. Каждый учитель, работающий в современной школе, обязан научить этому своих учеников. Стремлюсь к этому и я.

Литература:

  1. Национальный план развития функциональной грамотности школьников на 2012-2016 годы, утвержденный Правительством Республики Казахстан от 25 июня 2012 года № 832.
  2. Н.Л. Галеева “Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии” М., 2006.
  3. Куриленко Е. Н. Развитие функциональной грамотности на уроках естественно-математического цикла. 2014 г.
Основные термины (генерируются автоматически): естественнонаучная грамотность, урок биологии, задание, функциональная грамотность, критическое мышление, навык, повседневная жизнь, самостоятельное добывание знаний, учебная деятельность, функциональная грамотность школьников.


Задать вопрос